Рябошапко Наталья
Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Богоявленская Д. Б. пишет: "В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В экспериментировании современного ребёнка привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому". [2, с. 245]
Понятие "экспериментирование" в дошкольной педагогике по-разному определяется:
"Экспериментирование" – деятельность, в которой проводится научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий" (М. А. Поваляева).
"Экспериментирование" – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой" (Н. Н. Поддъяков).
Все дети рождаются исследователями. Любопытство, неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать и наблюдать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Дети, удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, с одной стороны расширяют представления о мире, с другой - начинают овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Мы выяснили, что в научной и методической литературе доказывается эффективность экспериментирования как метода познания окружающего мира.
По мнению академика Н. Н. Поддъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. [12, с. 23]
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, выдвигать гипотезы, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. [20, с. 366-367]
Соколенко Т. В. в своей статье пишет: "Организация работы в детском саду может осуществляться по трём направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, глина и др.);
- человек (функционирование организма и др.)". [11, с. 624-626]
В ходе исследовательской работы в 90-ые годы Н. Н. Поддъяков пришел к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением, знакомятся с определенными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти. [9, с. 31]
Творческий коллектив под руководством Н. Н. Поддъякова осуществляет разработку теоретических основ метода детского экспериментирования. На основе их исследований можно сформулировать следующие основные положения.
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития старших дошкольников.
2. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества.
4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Н. Н. Поддьяков обязательным компонентом детского экспериментирования считает этап "проб и ошибок". Экспериментирование, становясь истинной деятельностью дошкольника, способствует возникновению "позиции маленького исследователя-экспериментатора". Психолог отводит такой позиции ведущую роль в структуре личности ребенка, называя ее "активно-наступательной", "положительно влияющей на развитие всех сфер психики ребенка".
О. В. Дыбина отмечает, важным в использовании метода экспериментирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста является то, что в процессе эксперимента:
- дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;
- у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
- у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из увиденного;
- происходит обогащение умственных умений (приемов и операций);
- формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- также развивается эмоциональная сфера старшего дошкольника, его творческие способности, происходит приобщение детей к труду, повышается уровень двигательной активности, укрепляется здоровье. [9, с. 29 - 34]
Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Дети обращаются к педагогу с просьбами и предложениями по проведению эксперимента.
Перевезева А. Н. утверждает: "Задача взрослых – предоставить детям возможность самим получать знания об окружающем мире, исследовать предметы и явления в природе, не причиняя ей вреда. Мы должны быть не контролёрами над детьми, а консультантами, вдохновителями исследований. Взрослый должен помочь ребёнку сформулировать вопросы, провести эксперимент, объяснить материал, который будет интересовать ребёнка, предоставить самостоятельно найти ответ на интересующий вопрос, высказать своё мнение, обменяться идеями с другими. В процессе познавательно-исследовательской деятельности необходимо побуждать детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предложения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предложений. Можно предложить детям поразмышлять о полученных маленьких "открытиях": свойствах и качествах объектов природы, причинах природных явлений, изменений в природе". [8, с. 51-54]
Эксперименты классифицируются по различным принципам:
- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т. д.
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические.
- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.).
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач.
- По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.
Каждый из видов экспериментирования имеет свои плюсы и минусы, свою методику проведения.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. [7, с. 38]
В процессе детского эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями.
Как доказал Н. Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводит к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. [9, с. 31]
Ребенок, в процессе самостоятельной деятельности, осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
- природоведческий: знакомится с миром, со свойствами объектов и причинно- следственными связями;
- социальный: запоминает особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;
- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает мыслительные операции;
- лингвистический: играет в словесные игры, занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента;
- поведенческий: моделирует свое поведение в различных ситуациях.
Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам говорить о следующих особенностях детского экспериментирования:
- экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира;
- экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п. ;
- детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития;
- детское экспериментирование, по мнению Н. Н. Поддъяков претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.