Людмила Райвич
Обследование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обследование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста
Учитель- логопед Райвич Людмила Евгеньевна
Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия.
Публикация «Обследование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Под фонематическим восприятием понимаются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Возрастные нормы развития фонематического слуха
Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам.
В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Развитый фонематический слух позволяет :
1. Правильно произносить звуки;
2. Четко произносить слова;
3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
5. Успешно освоить письмо и чтение.
Как правильно развивать фонематический слух
Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента:
1. фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.
Дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В возрасте 6-7 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребё нка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.
Основные этапы формирования фонематического восприятия
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
2. Развитие речевого слуха.
Для проведения коррекционно - развивающей работы, учитель- логопед проводит: Обследование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста
Раздел 1. Обследования звукопроизношения.
Условия Исследуемые звуки с с' з з' ц ш ж щ ч л л' р р'
При изолированном произнесении
В открытых слогах, без стечения согласных
В закрытых слогах, без стечения согласных
В словах со стечением согласных:
в начале
середине
в конце (кроме звонких звуков)
Во фразах
В связной речи
Нарушения других звуков ___
Изменения при повторном обследовании___
Раздел 2. Обследование фонематического слуха.
I. Исследование способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки.
1. Узнавание неречевых звуков.
Предъявляемый материал Первичное обследование Повторное обследование
барабан
дудочка
бубен
трещотка
погремушка
колокольчик
треугольник
металлофон
Наличие стимулирующей помощи___
2. Локализация звука.
Предъявляемый материал
звучание справа
звучание слева
звучание вверху
звучание внизу
звучание спереди
звучание сзади
Особенности выполнения___
II. Исследование способности к восприятию и воспроизведению ритмов.
1. Восприятие и воспроизведение ритмов.
Предъявляемый ритм Первичное обследование Повторное обследование
на слух
с помощью цифрового ряда
I - II
II – III
III – II
II - I
Особенности выполнения___
2. Исследование слухомоторных координаций.
Предъявляемый ритм Первичное обследование Повторное обследование
на слух
со зрительной опорой
Простые:
I – II – III
III – II – I
Сложные:
II – III – I
I – III – II
Особенности выполнения___
III. Исследование восприятия и воспроизведения громкости, высоты звуков, интонации.
1. Восприятие и воспроизведение интонации.
Предъявляемый материал Первичное обследование Повторное обследование
определение интонации на слух
отраженное воспроизведение интонации
самостоятельное воспроизведение интонации
1. Солнце светит.
Солнце светит?
Солнце светит!
2. Появилась радуга.
Появилась радуга?
Появилась радуга!
3. Я иду в гости.
Я иду в гости?
Я иду в гости!
Особенности выполнения___
2. Восприятие и воспроизведение модуляций голоса по громкости.
Предъявляемый материал Первичное обследование Повторное обследование
определение модуляции на слух
самостоятельное воспроизведение
самолет далеко
самолет близко
машина далеко
машина близко
пароход далеко
пароход близко
цыпленок далеко
цыпленок близко
барашек далеко
барашек близко
Особенности выполнения___