анюшкина ксения
Общеразвивающие упражнения с предметами как фактор развития двигательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма ребенка : его физических, психических, двигательных, интеллектуальных, личностных качеств. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, смел, обладает основными движениями, способен контролировать и контролировать свои движения. Поэтому использование общих упражнений для развития в повседневной жизни должно быть систематическим и преднамеренным.
Публикация «Общеразвивающие упражнения с предметами как фактор развития двигательной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
По мнению П. П. Буцинской, многие общеразвивающие упражнения проводятся с предметами. Они создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, развитие двигательных качеств и способностей. Активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов. Действие с предметами дает возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.
Зрительные восприятия создают образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Предметы создают как бы зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела. Слух позволяет выполнить движение в определенном ритме и темпе. Некоторые предметы (например, скакалка, мяч) способствуют отчетливости этих восприятий.
Мышечные ощущения сигнализируют о положении частей тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных мышечных групп, коррекции выполняемого движения с заданным образцом. Использование палок, обручей и других пособий создает ощущение сопротивления. При этом физические усилия становятся отчетливее, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают дифференцировать мышечные ощущения (резиновые, набивные мячи и др.).
Развитие двигательных качеств и способностей в упражнениях с предметами происходит значительно эффективнее. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на интеллектуальное развитие в целом. Совершенствование координации движений пальцев важно для учебной деятельности ребенка в детском саду и школе. В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место, уступать товарищу предмет, который хотелось бы взять самому, оказывать помощь воспитателю в их подготовке. [4]
Л. Д. Глазырина в свою очередь предполагает, что наряду с общим влиянием каждый из предметов в зависимости от физических свойств оказывает своеобразное воздействие - движения приобретают плавность или резкость, четкость, силу и т. п. Использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться, делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия.
Предметы усиливают профилактическую функцию упражнений, особенно жесткие - палки, обручи, скамейки и др., создающие эффект сопротивления. Совершенствуется мелкая мускулатура - предметы приходится захвтывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую. Необходимо принимать во внимание и возраст дошкольников. В младших группах доминируют предметы, создающие преимущественно эмоциональный эффект, - погремушки, кубики, султанчики.
Использование предметов при выполнении общеразвивающих упражнений. Предметы помогают правильно, с большей амплитудой, более интенсивно выполнять упражнения и тех самых повышать эффективность его влияния на развитие мышц. Например, повороты туловища вправо упражняют косые мышцы только в том случае, если они выполняются сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу, т. е. когда таз прочно закреплен и тем самым исключается движение в тазобедренном суставе. [8]
Предметы не только разнообразят упражнения, но и помогают влиять на такие мышцы, которые трудно развивать без предметов (опускание палки на лопатки; перешагивание через палку; перенесение ног через палку сидя, не выпуская ее из рук; пролезание в обруч в положении стоя). Предметы увеличивают нагрузку на работающие мышцы, потому что побуждают ребенка прикладывать больше усилий для преодоления веса, например набивного мяча. Упражнения с предметами способствуют укреплению и развитию кисти и стопы (перекат с пятки на носок, стоя на палке).
Предметы конкретизируют задания (например, положить палку на пол) и тем самым развивают способность контролировать свои движения и сознательно управлять ими. Дети, выполняя упражнения с длинной веревкой, палкой, большим обручем, учатся согласовывать свои движения с движениями своих сверстников. Упражнения с разноцветными предметами, аккуратно выглаженными флажками и лентами радуют детей, вызывают у них положительные эмоции и с большим интересом выполняются ими. А это в свою очередь содействует укреплению мышц, формированию двигательных навыков и умений, развитию физических и эстетических качеств. Благодаря проведению воспитателем общеразвивающих упражнений с предметами у детей будет развиваться потребность к двигательной активности.