Наталья Чухарева
Общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шашки» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Физкультурно-спортивной направленности
«Шашки»
Оглавление
№ п/п Наименование раздела стр.
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
3-4
1.2 Цель и задачи реализации Программы
4-5
1.3. Содержание программы, формы организации,
тематическое планирование
5
1.4 Планируемые результаты.
5-7
Раздел 2 Комплекс организационно – педагогических условий
Публикация «Общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности „Шашки“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
2.1. Календарный учебный график
7-17
2.2. Учебный план, темы, формы
17
2.3. Условия реализации программы
17-18
2.4. Формы аттестации
18
2.5. Оценочные материалы
18-19
2.6. Методические материалы
19-20
2.7 Список литературы для педагогов, воспитанников и
Родителей. 20-21
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии:
• ФЗ «Об образовании в РФ» N273 от 29.12.2012;
• Конвенцией ООН о правах ребенка;
• законом РФ «О физической культуре и спорте в РФ» N80 от 29.04.1999 г., письмом МО РФ N65/23-16 от 14.03.2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Приказ N196 от 09.11.2018 «О
• Приказом МО РФ и МЗ РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ;
• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.3172-14 2014г.
Дополнительная общеразвивающая программа «Шашки» является программой физкультурно-спортивной направленности. Русские шашки – интересная захватывающая интеллектуальная игра. Игра прекрасно развивает мыслительную деятельность, комбинационные способности, память, положительно влияет на интеллект и благотворно воздействует на духовное развитие ребенка. Ребенок становится более усидчивым, более внимательным, более вдумчивым и самостоятельным в принятии решений. Работа тренером- по русским шашкам позволяет говорить о том, что знакомство детей с русскими шашками лучше всего начинать с 5 – 6 летнего возраста, Дети этого возраста любознательны, они обладают достаточно острым восприятием и быстро усваивают:
• относительно простые правила игры,
• разновидности двух типов фигур (черные и белые)
• тактические и стратегические приемы игры, начиная с простейших с постепенным усложнением.
В этом возрасте ребенок свободен от школьных занятий и подготовки домашних заданий,поэтому занятия шашками не могут являться перегрузкой, а наоборот могут помочь ребенку подготовиться к самому важному этапу его жизни – к школе. Программа позволяет в игровой форме усвоить этапы серьезной игры. В игре они учатся:
• творчеству,
• самостоятельности,
• умению преодолевать трудности, в том числе и психологического плана,
• культуре общения.
Программа позволяет на более ранних этапах выявить особо одаренных детей - будущих спортсменов. Дети, играющие в шашки, обладают более высоким интеллектом по сравнению со сверстниками, легче усваивают школьные предметы. Таким образом, раннее знакомство с шашками имеет огромное как воспитательное, так и образовательное значение. Образовательный процесс значительно расширяет познания ребенком окружающего мира, вызывает интерес к спортивной жизни.
1.2. Цели и задачи
Целью программы является создание условий для развития личности ребенка посредством игры в шашки.
Задачи:
Образовательные:
• дать знания и представления о физической культуре и спорте в целом, истории развития шашек;
• обучить приёмам и методам шашечной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей дошкольников;
• обучить базовым основам игры, а также особенностям их взаимодействия с использованием интеллектуально-спортивных подвижных игр;
• познакомить с приемами в шашках, способами записи шашечной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
• обучать способам поиска необходимой информации;
• формировать целеполагание, умение выделять и формулировать задачи;
• формировать умения структурировать шашечные знания;
• обучать способам выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи
• обучать действовать по предложенному и самостоятельно созданному алгоритму
Развивающие:
• развивать умения планировать, контролировать свои действия, анализировать промежуточный и итоговой результат действия, вносить коррективы;
• развивать логическое мышление, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
• формировать умение воспроизводить по память информацию;
• формировать коммуникативные умения, умения учитывать позицию партнёра (собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с педагогом и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Оздоровительные: ;
• формировать представления о ЗОЖ, мотивировать учащихся к увеличению объема двигательной активности;
• формировать у детей устойчивой мотивации к интеллектуально-физкультурным занятиям.
1.3 Содержание программы.
Настоящая программа предполагает два направления деятельности по обучению учащихся шашечной игре:
1) «Знания о теоретических основах и правилах шашечной игры» - история, основные термины и понятия, требования техники безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шашечной игры и интегрирование базовых шашечных знаний с двигательной активностью во время занятия.
2) «Спортивно-соревновательная деятельность» - организация и проведение шашечных соревнований, проведение конкурсов решений задач, организацию спортивно-шашечных праздников в рамках реализации общеразвивающей программы
Формы обучения. специально организованные занятия. Работа
дополнительной услуги проводится во 2-й половине дня, один раз в неделю,
продолжительностью в старшей группе 30 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут. Количество детей в группе – 10 -12 человек.
Проводятся фронтально.
На занятиях используется индивидуальная работа, работа в парах и коллективная работа.
Малая наполняемость групп позволяет оптимально сочетать
коллективную и индивидуальную формы организации деятельности детского
коллектива, не выпускать из вида каждого ребенка. Коллективная организация деятельности шестилеток способствует установлению особо доверительных отношений совместной работы детей, в ходе которой достигается общее участие в решении поставленных задач.
1.4. Планируемые результаты
Данная Программа предусматривает достижение определённые результатов Освоения Программы — отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.
• умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шашечной игры;
• овладение способом структурирования шашечных знаний;
• овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
• овладение способом поиска необходимой информации;
• умение совместно с педагогом самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
• овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
• умение строить логические цепи рассуждений;
• умение анализировать результат своих действий;
• умение воспроизводить по память информацию;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся должны приобрести:
• знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного, о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
• знания о истории развития шашек, характеристика роли шашек и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;
• знания в области терминологии шашечной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шашечного материала в двигательной активности;
• умение участвовать в интеллектуально-физкультурной деятельности (интеллектуально-спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шашечных праздниках);
• навык организации отдыха и досуга с использованием шашечной игры и подвижных игр.
• знания базовых основ шашечной игры, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально-спортивных подвижных игр, умения применить знания в практическом задании, в игре;
Раздел 2 Комплекс организационно – педагогических условий
2.1Календарный учебный график
1 год 2год
3год
Сроки реализации программы. 2года
Продолжительность учебного года С 01 октября по 31 мая
С 01 октября по 31 мая
Продолжительность учебного процесса. 31неделя. 32неднлию
Режим работы. 1 раз в неделю.
Выходные Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации
Каникулярные дни. С 01 июня по 31 августа, с 01 января по 08 января
Сроки промежуточной аттестации. 1 - я неделя октября,
4 - я неделя мая
1 - я неделя октября,
Сроки итоговой аттестации. --- 4 - я неделя мая
2.2. Учебный план.
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН:
5 – 6 лет – 30 минут.
6– 7 лет – 30 минут.
Занятия проводятся в старшей группе с сентября по май, в подготовительной к школе группе с октября по май, во вторую половину дня.
Обучение по программе рассчитано на детей старшего дошкольного возраста (5– 7 лет). Если обучение детей начинается с 5-6 лет – оно двухгодичное, если обучение начинается с 6-7 лет – оно одногодичное, интенсивное. Методика обучения носит спиралевидный характер, поэтому обучение детей шестого года (старшая группа) и седьмого года (подготовительная к школе группа) является независимым друг от друга, т. е. дети, не обучающиеся в старшей группе, могут начать обучение, находясь в подготовительной к школе группе, полностью овладевают данной программой. Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в октябре и мае). В проведении диагностики участвуют педагоги.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым
ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям:
низкий уровень – ребёнок не может выполнить все параметры оценки;
средний уровень – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые
параметры оценки;
высокий уровень – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.
Для определения результативности освоения программа используются следующие формы: диагностика, устные опросы и беседы, анкетирование, творческие задания, самостоятельная работа, конкурсы, Олимпиады.
В течение учебного года проводится начальная, промежуточная и итоговая диагностика.
№ п. п. Тема Содержание Кол-во часов
1 «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб. Знакомство с помещением, тренером, с историей шашек. Инструктаж по технике безопасности. Познакомить с историей возникновения игры. Понятие о здоровом образе жизни. 1
2 Сказка начинается «Королевство шашек». Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». 1
3 «Путешествуем по сказочному королевству» - «Шашечная доска и шашки. Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек» 1
«Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например : дерево, стена дома, окно, столб и т. д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске. 1
«Задания умной совы» - «Шашечные дороги». Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». 1
4 Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ. 1
5 «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т. е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1 : d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. 1
6 «В гостях у знатока шашек – Зайки». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 1
7 «Там на невиданных дорожках» - «Диагональ». Познакомить с понятием диагональ- косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей.
Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол 22.3 Условия реализации программы
Организация занятий осуществляется физкультурном зале на 2 этаже
МАДОУ «ДС №473 г. Челябинска» Зал оснащен оборудованием для занятий. Программа дополнительного обучения реализуется на основе учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников
обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему
усвоению материала. Игровые занятия привлекают детей, вызывают у них
интерес и активность, помогают преодолеть различные затруднения,
организуют и повышают их самостоятельность. Таким образом, поставленная
учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и
понятной, а результат эффективнее.
Основные применяемые технологии:
Здоровьесберегающие технологии;
Информационно-коммуникационные технологии;
Личностно-ориентированное обучение;
Игровые технологии;
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Требования к кадрам, реализующим Программу
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников
должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным
в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики
должностей работников образования", утверждённом приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа
2010 г. № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638, с изменениями
внесёнными приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г. ,
регистрационный № 21240).
Должностной состав и количество работников, необходимых для
реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и
задачами, а также особенностями развития детей.
2.4. Формы аттестации
Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
(Давыдова Т. Г., Атаян Г. М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8 август 2011)
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения
старших дошкольников играть в шашки.
Фамили,
имя ребенка Расставляет шашки на поле Начало игры Ход шашек Бой шашек соперника Решение диаграмм Дамка Доводит игру до конца
2.5. Оценочные материалы.
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
2.6 Методические материалы
• Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
• При составлении Программы учитывалось :
• - время занятий по дополнительному образованию детей в МАДОУ ДС №473
• - соответствие СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30 июля 2013г.
• - соответствие Типового положения о дошкольном образовательном учреждении № 2562 от 27.10.2011г.
• - соответствие ФГОС дошкольного образования - Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
• Программа направлена на развитие мышления, самостоятельности, раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) :
• - связи с жизнью,
• - систематичности,
• - реалистичности,
• - активности,
• - контролируемости,
• - последовательности,
• - индивидуального подхода в обучении и умственного развития детей,
• - доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к
• сложному,
• - наглядности,
• - обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.
• Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (5 - 7 лет).
• Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
• 1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
• 2. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
• 3. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
• 4. Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
• 5. Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
• Основные формы и средства обучения:
• 1. Практическая игра.
• 2. Решение задач, комбинаций и этюдов.
• 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
• 4. Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
• Методы проведения игровых встреч
• - словесный: рассказ, беседа, объяснение;
• - наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
• - практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
• Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
• По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
• Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.
• Срок реализации программы :2 года
2.7Список литературы
1. В. Б. Городецкий. Книга о шашках, М. : «Детская литература», 1984.
2. А. И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.
4. Л. М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.
5. В. С. Литвинович, Н. Н. Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
6. Г. И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
7. В. Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М. : «Детская литература», 1956.
8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.
9. П. А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.
10. Шашечный кодекс, М. : «Советский спорт», 1986.
11. И. И. Куперман, В. М. Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.
12. Н. В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.