Юлия Гладкова
Общее тьюторское сопровождение — специальное условие образования обучающегося с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В декабре 2021 года в психолого-педагогический консилиум МКДОУ АГО "Ачитский детский сад "Улыбка" поступил запрос от родителя ребёнка с ОВЗ на сопровождение ребенка тьютором. Он аргументировал тем, что в заключении ТПМПК написано "осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП".
Что же такое "осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа)»? Это означает, что ребенок с ОВЗ находится на учете психолого-педагогического консилиума детского сада, специалисты которого (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог) осуществляют его сопровождение в рамках своей компетентности:
Публикация «Общее тьюторское сопровождение — специальное условие образования обучающегося с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
- проводят коррекционно-развивающие занятия;
- консультируют педагогов, родителей по проблемам обучения, воспитания, социальной адаптации ребенка.
Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно больших образовательных результатов при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.
Рекомендация о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению указывается в заключении ТПМПК в графе «Тьюторское сопровождение обучающихся». Формулировка должна быть такая «педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП», это подразумевается работа индивидуального тьютора с ребенком с ОВЗ. В его обязанности в данном случае входят:
- проведение диагностики для выявления индивидуальных образовательных потребностей ребенка. Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем. Надо понять, что ребенок может сделать, что ему помогает, что его ограничивает. Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить те или иные критерии. Однако главным методом остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребенке. Оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения.
- участие в разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка, учебного плана, по которому будет обучаться ребенок;
- индивидуальная работа с ребенком по формированию и развитию его познавательных интересов на уроках, занятиях узких специалистов;
- участие в реализации АООП ДО;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов ребенка, анализу и обсуждению с ними хода и результата реализации образовательной работы с ребенком.
Формулировка в заключениях ТПМПК «разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)» подразумевает работу индивидуального тьютора, который будет находиться с ребенком по мере необходимости на отдельных уроках (занятиях, разрабатывая и подбирая методические средства для освоения ребенком АООП ДО в рамках индивидуализации образовательного процесса: ведение визуального расписания, подбор наглядного материала для опоры при изучении той или иной темы.
Формулировка в заключениях ПМПК «индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования» означает, что тьютор может сопровождать ребенка на период адаптации к 1 классу, при переходе с одной ступени обучения на другую (с начальной ступени обучения на основную общую ступень, при переходе из одной образовательной организации в другую. На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается также приспособление помещений детского сада (школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ. Сроки адаптации детей в ДОО (школе) очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения. На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на ситуацию. Ведет индивидуальную работу с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению. Важным моментом на этом этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка с ОВЗ в детский коллектив.
Таким образом, родитель ребенка с ОВЗ после разъяснения руководителя ППк, что такое тьюторское сопровождение и что делает данный специалист в образовательной организации сделал вывод нуждается ли его ребенок в данном специалисте.