Юлия Брухаль
Образовательный проект «Организация работы клуба «Почемучки» в ДОУ» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Актуальность.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, педагогам, работающим в группе для детей с ОНР, приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, вовлекали родителей в образовательный процесс. Но в своей работе мы столкнулись с рядом противоречий: увеличивается число неполных семей;
Публикация «Образовательный проект „Организация работы клуба „Почемучки“ в ДОУ“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
-экономические реформы пошатнули финансовую стабильность многих семей, поставив родителей перед выбором между родительством и карьерой;
-изменился и сам ребёнок: он стал более развитым, информированным, поэтому его воспитание требует от взрослого более высокой культуры и педагогического мастерства;
- меняющийся социум влечёт за собой изменения ценностей: на первое место выходят креативность и высокий уровень познавательных потребностей личности, что не всегда осознаётся родителями.
Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь в результате согласованных действий педагогов и семьи, развитие интереса родителей к вопросам воспитания. Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависят уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Основное в этой деятельности – вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях.
Вид проекта: исследовательский, творческий.
По числу участников: групповой.
Участники проекта: группа детей подготовительной к школе группе, родители, педагоги (воспитатели, учитель-логопед).
Руководители проекта: Брухаль Ю. В., воспитатель, Сизых О. С., учитель-логопед.
Продолжительность проекта: среднесрочный (октябрь – май).
Место реализации: г. Усолье-Сибирское, МБДОУ «Детский сад №38».
Гипотеза: в результате проведенной работы, дети, возможно, приобретут навык поиска информации, ее систематизации и обобщения. Могут самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы, принимать собственные решения, опираясь на свою систему знаний. Родители будут активно участвовать в жизни ДОУ.
Цель: создание условий для развития познавательной активности детей
дошкольного возраста и коррекции речи.
Задачи:
• Уточнить, расширить и обогатить лексический словарь дошкольников с ОНР
• Формировать грамматический строй речи
• Развивать связную речь
• Развивать коммуникативные навыки, успешность в общении
• Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные представления детей
• Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать
• выводы на основе полученных результатов
• Формировать коммуникативные навыки
• Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с
• окружающими предметами
• Создать предпосылки формирования практических и умственных действий
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать,
• делать выводы
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
• Укреплять детско-родительские отношения
Ресурсное обеспечение:
1. Нормативно-правовое обеспечение:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный министерством образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 38» (для детей с общим недоразвитием речи)
2. Информационное обеспечение:
- зона чтения и рассматривания иллюстраций (иллюстрации, картины, книги, буклеты, фотографии, наборы открыток, книги);
- зона сюжетно-ролевых игр (наборы предметов для организации игры);
- интернет ресурсы;
- мультфильмы «Путешествия Адибу. Как устроен человек)»;
-презентации «Как устроена работа скорой помощи?»; «Как появились деньги?»
3. Материально-техническое обеспечение:
- атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Магазин»;
- Макет «Дыхательная система человека»
- достаточное количество материалов и средств для изобразительной деятельности в группе;
- музыкальный (физкультурный зал);
-видеотека познавательных фильмов;
- музыкальный центр;
- компьютер;
- интерактивная доска.
4. Кадровое обеспечение:
- воспитатель – видоизменяет РПРС, поддерживает интерес к проектной деятельности, направляет инициативу детей, поддерживает самостоятельность, вовлекает родителей в проектную деятельность, оформляет выставку достижений, проводит наблюдения, фиксирует результаты;
- учитель-логопед - видоизменяет РПРС, поддерживает интерес к проектной деятельности, направляет инициативу детей, поддерживает самостоятельность, вовлекает родителей в проектную деятельность, оформляет выставку достижений, проводит наблюдения, фиксирует результаты;
5. Финансовое обеспечение:
- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм – внебюджетные средства;
- изготовление макета «Дыхательная система человека» - внебюджетные средства.
Планируемые результаты:
1. Для педагога:
• Освоение проектного метода
• Повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост
• Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности
2. Для детей:
Дети приобретают навык поиска информации, ее систематизации и обобщения. Могут самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы, принимать собственные решения, опираясь на свою систему знаний. Дети демонстрируют возрастающую познавательную активность, проявляют инициативу и самостоятельность. Способны договариваться и учитывать интересы других. Представления по теме становятся более прочными и устойчивыми.
Активизировался и обогатился словарный запас дошкольников по теме;
Дети имеют опыт совместной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми.
3. Для родителей:
Принимая участие в работе клуба, родители оказываются вовлеченными в работу группы, становятся участниками образовательного процесса.
4. Для педагогов ДОУ:
• Возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми
Планирование работы
Этапы работы над проектом Содержание работы
Подготовительный
Задача: Сбор и анализ информации 1. Проведение диагностики
2. Анализ результатов педагогической диагностики Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
3. Изучение передового педагогического опыта работы по организации клубной работы в ДОУ.
4. Консультирование с заместителем руководителя учреждением по вопросам проектной деятельности.
5. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)
Планирование
Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса 1. Составить перспективный тематический план по организации работы клуба «Почемучки».
2. Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности.
3. Согласно задачам и содержанию определить формы организации
4. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам.
Деятельностный
Задачи:
• Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные представления детей
•формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
•формировать коммуникативные навыки
•способствовать овладению приемами практического взаимодействия с
окружающими предметами
•создать предпосылки формирования практических и умственных действий
•развивать стремление к поисково-познавательной деятельности
•развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать,
делать выводы
•воспитывать интерес к познанию окружающего мира
•укреплять детско-родительские отношения 1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.
2. Создание ситуации вовлечения детей
3. Реализация цикла игр - занятий
4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)
5. Создание условий для проведения опытов, экспериментов и наблюдений
6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения экспериментов
Работа с родителями:
1. Подготовка консультативного материала для родителей.
2. Оформление альбомов, коллажей, выставки поделок, коллекций с привлечением родителей.
3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
Заключительный
Задача: демонстрация опыта работы 1. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.
Тематический план
Дата Тема заседания клуба
Январь - Почему человек дышит?
Февраль - Как строят мосты?
Февраль - Как работает «Скорая помощь»?
Март - Почему белый медведь не мерзнет?
Апрель- Почему сосульки растут вниз?
Май- История возникновения денег.
Взаимосвязь участников проекта: воспитатель, учитель-логопед.
Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям.
Интеграция образовательных областей.
Тема заседания клуба Интеграция образовательных областей Участие родителей
Почему человек дышит? Социально-коммуникативное развитие: беседа «Зачем человеку необходимо дышать?»
Познавательное развитие: эксперимент «На сколько секунд мы можем задержать дыхание?»
Речевое развитие: Ввести в речь признаки и качества предметов.
Обогащать активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь); количество (мало, много, ничего); ощущения (тепло, холодно, вкусно.)
Физическое развитие: ситуативный разговор: «Что необходимо для здоровья наших легких?» Помощь в создании действующего макета «Дыхательные пути человека»
Как строят мосты? Социально-коммуникативное развитие: сюжетно – ролевая игра «Строительство моста через Ангару»
Познавательное развитие: Совершенствовать умение образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные от существительных
Мост из камня-каменный
Из дерева- …
Из кирпича- …
Упражнять в употреблении сложных предлогов (из, под, из-за)
Развивать умение самостоятельно образовывать приставочные глаголы (переехала, заехала, подошел)
Речевое развитие: составление рассказа «Как построить мост» с опорой на схему
Художественно - эстетическое: конструирование различных видов мостов с использованием схем.
Физическое развитие: эстафета «Кто быстрей построит мост» Участие в выставке поделок по изготовление различных видов мостов из подручных материалов.
Как работает «Скорая помощь»? Социально-коммуникативное развитие: сюжетно-ролевая игра «Вызов бригады скорой помощи»
Познавательное развитие: просмотр презентации «Как устроена работа «Скорой помощи?»
Речевое развитие: составление рассказа из личного опыта, с включением в рассказ сложноподчиненных предложений с союзами «чтобы, потому что».
Художественно - эстетическое: выставка рисунков «Машина «Скорой помощи» Участие в конкурсе рисунков «Машина «Скорой помощи»»
«Почему белый медведь не мерзнет?» Социально-коммуникативное развитие:
Познавательное развитие: индивидуальные сообщения по теме
Речевое развитие: Д/И «Образуй слово» Развивать умение правильно образовывать сложные прилагательные
Большелапый
Толстолапый
Большеголовый
Притяжательные прилагательные:
Медвежья лапа
Медвежьи уши
Медвежий нос
Художественно - эстетическое: изготовление аппликации из подручных материалов.
Физическое развитие: П/И «С льдины на льдину» Совместная работа с детьми по подготовке сообщений по теме заседания
Почему сосульки растут вниз? Социально-коммуникативное развитие:
Познавательное развитие: эксперимент «Как растут сосульки?».
Речевое развитие: составление и отгадывание загадок
Художественно - эстетическое: «Рисуем звуки весны»
Физическое развитие: П/И «Допрыгни до сосульки» Совместная работа с детьми по изготовлению сладких «сосулек»
История возникновения денег. Социально-коммуникативное развитие: сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Познавательное развитие: просмотр презентации «Как появились деньги?»
Представление коллекций
Речевое развитие: развивать умение составлять рассказ.
Художественно - эстетическое: «Нарисуем монетки для игры» Совместная работа с детьми по представлению коллекций монет и купюр.