юлия патрикеева
Образовательный проект «Формирование словаря дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Проект в старшей группе. «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников».
2. Участники проекта :
педагоги, дети, родители
Срок реализации проекта : долгосрочный
Вид проекта :
исследовательско – творческий
Возраст детей: 4-7лет
3. Цель. Формирование умения связно говорить и рассказывать, используя знаки и символы, расширение словарного запаса детей.
4. Задачи. Развивать связную монологическую речь.
Публикация «Образовательный проект „Формирование словаря дошкольников“» размещена в разделах
Обогащать словарный запас детей.
Учить составлению рассказов по лексическим темам с помощью схем описание.
Развивать у детей умение с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
Учить отгадыванию и загадыванию загадок с помощью мнемотаблиц.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей, познакомить с приемами и методами развития речи детей.
5. Ожидаемый результат. У детей появилось желание составлять рассказы, стали быстро запоминать стихотворения, научились отгадывать загадки;
- расширился круг знаний об окружающем мире;
- активизировался словарный запас;
- дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
6. Актуальность. К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
7. Этапы реализации проекта.
I этап - подготовительный.
Подбор методических разработок по данной теме из интернета;
Разработка конспектов занятий;
Подбор схем, таблиц
Приобретение дидактических игр, пособий;
- Создание мультимедийных презентаций.
8. II этап - основной.
Использование мнемотехнологий в работе с детьми в взаимодействии с родителями, в повседневной жизни и на занятиях по развитию речи. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
9. Методические приемы.
а) Мнемодорожка - схема, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении.
Составление предложений с мнемодорожек;
б) Мнемотаблица – таблица, в которую заложена определённая информация.
Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.
Разучивание пальчиковой гимнастики с помощью мнемотаблицы.
Отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц
Разучивание скороговорок с помощью мнемотаблиц
Составление рассказа
Пересказывание сказок с помощью мнемотаблиц
10. Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Использование схем оказывает существенную помощь детям при составлении таких рассказов. Это могут быть готовые схемы, а можно составить их самостоятельно.
Описание игрушек с помощью мнемотаблиц
Описание фруктов и овощей с помощью мнемотаблиц
Описание животных и птиц с помощью мнемотаблиц
11. III этап - заключительный.
Подведение итогов.
Проведение итогового занятия «Составление описания персонажей сказки «Три поросенка»
12. Заключение : Проект «Использование мнемотехники в развитии речи детей» - это попытка решения актуального вопроса. Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.