Елена Макарчук
Образовательный маршрут «Герои Отечества»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный маршрут «Герои Отечества»
Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств через знакомство с историей праздника День Героев Отечества и формирование образа героя.
Оборудование и материал: ноутбук, проектор, экран, мольберт, магниты, картинки для игры, рисунок солнышка, заготовки из цветной бумаги ладошек детей
Ход:
Воспитатель: добрый день, дорогие ребята, я очень рада встрече с вами. Проходите, присаживайтесь перед экраном и посмотрите видеоролик.
СЛАЙД – демонстрация видеоролика к кинофильму «Офицеры»
Публикация «Образовательный маршрут „Герои Отечества“» размещена в разделах
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (ответы детей) Почему вы так думаете? 9 декабря наша страна отмечает День Героев Отечества.
День Героев Отечества – не просто праздник очень важный. Это день, когда мы благодарим Героев отважных!
Ребята, как вы считаете, кто такие герои? (Герой – человек, совершивший подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.)
Ребята, а что такое Отечество? (Отечество – это наша Родина, это земля, на которой мы родились и выросли, где жили наши деды и прадеды).
Воспитатель: славилась русская земля мужественными и сильными людьми – богатырями.
СЛАЙД – проецируется изображение картины В. Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель: ребята, посмотрите как великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил трёх русских богатырей. Вы узнали их? Назовите. (ответы детей)
В центре картины на вороном коне сидит Илья Муромец - крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. По правую руку от Ильи Муромца - богатырь Добрыня Никитич, он искусен в боях, в стрельбе из лука. Сидит на белом длинногривом коне. Третий богатырь Алёша Попович. Он храбрый и смелый воин, он берет своей ловкостью, быстротой, находчивостью. У Алёши конь рыжей масти).
Воспитатель: богатыри на Руси были защитниками земли русской. Они готовы были вступить в битву с незваным врагом и защитить Русь матушку.
Ребята, а вы знаете какое оружие было у богатырей? Для чего нужны были доспехи? (меч, копье, лук со стрелами, щит,палица… для защиты от ударов врагов).
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам игру «Соберём богатыря в путь-дорогу». На столе лежат карточки, вам надо взять по одной и выбрать только те, на которых изображены предметы необходимые богатырю. Карточки прикрепить на мольберте с помощью магнитов.
Воспитатель: Ребята, вернёмся в наш кинозал.
Воспитатель: показывая на картину «Три богатыря»: главной в облачении воина была кольчуга. Она имела вид рубахи, сплетенной из множества железных колец. Поверх кольчуги воин надевал доспехи из металлических пластин. Пластины находили одна на другую, как рыбья чешуя. Железный конусообразный шлем изготавливался из нескольких частей: наносник- предохранял от ударов по лицу, кольчужная сетка крепилась к шлему с боков и сзади, полностью закрывая шею и плечи воина.
СЛАЙД - проецируется изображение дуба
Воспитатель: ребята, уходя в поход, богатыри подходили к могучему дубу, брали с собой его листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён, от наших предков. Дуб почитался на Руси за свою могучесть, жизнестойкость, он давал людям силу, ему поклонялись и отдавали честь.
Воспитатель: ребята, давайте встанем в круг для хороводного обряда – поклонение дубу. Повторяйте движения вместе со мной.
У нас рос дубок (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх) Вот таков!
Корень да его – Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)
Листья да его - Вот так широки, (развести руки в стороны)
Ветки да его – Вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч, (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)
(Дети встают на одно колено, правая рука на сердце)
Дай мне силы, отваги, добра, чтобы землю родную защищать от врага!
Воспитатель: народ прославлял своих защитников, слагал о них легенды и передавал их друг другу, из уст в уста.
Ребята, вы хотите услышать одну из легенд? Хорошо, займите свои места. Я расскажу вам легенду о храбром воине по имени Георгий.
СЛАЙД - проецируется картина с изображением Георгия Победоносца
Воспитатель: легенда гласит, давным – давно, на берегу очень красивого озера стоял город. Но вдруг в озере появился змей, который стал поедать детей. И вот, однажды, когда змей хотел съесть девочку (дочку правителя города, появился всадник на белом коне. Это был храбрый воин – Георгий. Георгий вступил в бой со змеем и поразил его копьём. Народ прославил храброго юношу и стал называть его Георгием Победоносцем.
В России в честь Святого Георгия императрица Екатерина Великая учредила Орден Святого Георгия Победоносца. Это была самая главная воинская награда.
СЛАЙД –проецируется изображение Ордена Святого Георгия Победоносца, георгиевская лента
Воспитатель: ребята, как вы думаете, кому и за что вручали такие награды? (воинам за храбрость, смелость, отвагу, подвиги). Посмотрите, на ордене в форме звезды написано «За службу и храбрость». К ордену прилагается особая лента, может быть, вы знаете как она называется? (ответы детей). Ребята, а вы можете сказать какое значение имеют цвета георгиевской ленты? Правильно, у ленты два цвета – оранжевый-огонь, пламя и чёрный –дым, пепел.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, кого можно назвать смелым? (человека, который ничего не боится, который спасает и защищает других) Я вам буду называть поступки людей. Если поступок героический, смелый вы будете хлопать в ладоши, если нет – отрицательно кивать головой:
- вынести из огня ребёнка; - перебежать на спор дорогу перед машиной; - вынести раненного товарища с поля боя; - лазить по крышам и звать за собой других; - грубить старшим, не слушаться; - защитить малышей, когда их обижают; - спасти утопающего.
Воспитатель: ребята, сейчас я покажу вам фотографию героя. Посмотрите внимательно, может быть вы его узнали?
СЛАЙД – проецируются фотографии Героя Советского Союза Зеленова Н. А.
Воспитатель: это наш земляк Николай Андрианович Зеленов. Во время Великой Отечественной войны он был летчиком, летал на самолетах истребителях. В воздушных боях Николай Андрианович сбил 17самолётов противника, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Николай Андрианович Зеленов погиб на войне… Одна из улиц нашего города названа в его честь – улица Зеленова.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, а можно ли стать героем в наше время? (ответы детей). Почему ты так думаешь? Конечно, можно. Стать героем, значит совершить подвиг, самоотверженный поступок. И в мирное время есть место подвигу.
СЛАЙД – проецируется фотография Евгения Табакова, изображение «Ордена Мужества»
Воспитатель: Евгений Табаков - самый юный герой России, которому было всего 7 лет. Женя спас свою сестру от грабителя … Награждён «Орденом Мужества».
СЛАЙД - проецируется фотография Даниила Садыкова, изображение «Ордена Мужества»
Воспитатель: Даниил Садыков совершил подвиг – ему удалось спасти тонущего 9-летнего мальчика, прыгнув за ним в фонтан. Даниил награждён «Орденом Мужества».
Воспитатель: в наши дни есть профессии, которые можно назвать героическими, где люди не жалея сил, своей жизни встают на защиту жизни других людей. Как вы думаете, о каких профессиях идет речь? (ответы детей)
СЛАЙД – проецируется изображение врачей скорой помощи, врачей за операционным столом.
СЛАЙД - проецируется изображение спасателей, пожарных.
СЛАЙД - проецируется изображение полицейских.
СЛАЙД – проецируется изображение космонавтов, совершающих космические полеты, чтобы открыть человечеству новые тайны.
Воспитатель: ребята, а вы знаете кто был первым космонавтом?
СЛАЙД - проецируется фотография Ю. А. Гагарина
Воспитатель: Мы коснулись маленькой части огромного списка Героев. И я хочу вам открыть один секрет. Герой - это не только храбрый и мужественный воин, способный сразиться с неприятелем, но и милосердный, великодушный, очень добрый человек.
Воспитатель: добро всегда побеждает зло. Доброта похожа на солнце. Солнце нас согревает, и мы с помощью доброты дарим своё тепло.
Давайте мы с вами сделаем символ доброты – солнышко, а лучики у него будут из ваших ладошек, которые вы нарисовали.
СЛАЙД - демонстрация видеоролика на песню «Иди дорогою добра»
Дети вместе с воспитателем на столе делают солнышко.
Воспитатель: получилось весёлое доброе солнышко, которое будет висеть в нашей группе как символ доброты и согревать всех своим теплом.
Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? Какими же качествами обладает человек, совершающий героический поступок? Какую дату наша страна отмечает 9 декабря? Что объединяло героев разных времён? (любовь к Родине). Именно сильная любовь к Родине, беззаветная преданность Отечеству делает героев бессмертными.
Список литературы:
Дни воинской славы России / авт. -сост. А. П. Пашкевич, Е. В. Шитов. – М. : Глобус,2007.
Карпейль Т. Герои, почитавшие героев и героическое в истории. – М. : ЭКСМО, 2008.
Орлова Н. Г. Герои русских былин/ Н. Г. Орлова. - М. : Белый город, 2004. (История России в летописях, сказаниях и былинах).
Попов А. "Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается"// Российская газета. – 2000 - 29 августа (№167). (Из истории ордена Святого Георгия).