Акимова Оксана
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми.
Введение в действие новых образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольном образовании поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это вовсе не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны совершенно особые, уникальные условия. Напротив, ФГОС признан закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы, которые свойственны его возрасту. Введение ФГОС положило начало многим существенным изменениям.
Публикация «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми» размещена в разделах
Так в чем же заключается инновационность? Что теперь возможно? Например, отказаться от некоторых традиционных форм работы – не тех, традиционность которых имеет общий фундамент научных обоснований, а тех, которые в большей степени стали привычкой: «Не помню почему, но так делали всегда». Можно перестать ориентироваться на традиционные перечни обязательных уголков и уделить внимание тому, что реально интересует детей и важно для их развития. Можно перестроить ежедневную деятельность группы так, чтобы у детей появилось больше времени на самый естественный для них вид деятельности – игру. Игру настоящую, протяженную во времени и пространстве, с множеством перетекающих из одной игры в другую сюжетов, помогающую получить образовательные результаты – не только предметные, но и универсальные, закладывающиеся именно в дошкольный период.
Одним из развивающих и в то же время очень естественных для дошкольников форматов организации жизни в группе может стать образовательное событие. Развивающий эффект такого формата доказан многолетней практикой Е. Е. Кравцовой, Ж. И. Сугак. Их идея погружения детей в особые увлекательные истории с продолжением и неожиданными поворотами, актуальна и востребована.
Событийный формат образовательной деятельности позволяет проектировать ситуации, в которых у ребенка появляется осмысленная потребность как в осознанном владении имеющимися в социуме культурными нормами, так и в творческом подходе к использованию появившихся умений. Образовательное событие становится тем пространством возможностей, в котором ребенок является инициатором собственной образовательной деятельности.
Что такое образовательное событие
В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие – это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств (коммуникативные и познавательные способности, саморегуляция, так и более конкретных, предметных результатов, без которых ближайшее будущее (обучение в школе) может существенно осложниться.
Особенности образовательного события
1. Образовательное событие (ОС) – часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.
2. ОС – развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников.
3. ОС подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом.
4. ОС – история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в ОС, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. ОС не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений к детской «документации», рефлексии.
5. ОС требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности ОС является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность.
Структура образовательного события
• Эмоциональный взрыв – получение известия, принятия решения.
• Ожидание самого события, подготовка к нему.
• Наступление ожидаемого события – еще один эмоциональный взрыв.
• Жизнь после события.
В основе любого ОС лежит очень сильная эмоция, или аффект. Деятельность, на которую ребенок не отозвался эмоционально – не эффективна.
Чтобы интерес к деятельности внутри ОС не угасал, дети должны понимать не только что они делают, но и зачем, с какой целью. И детям должно быть очень важно то, чем они занимаются. Для малышей таким смыслом может стать помощь игровому персонажу. (Они охотно включаются в игровую, нереальную ситуацию. Они с энтузиазмом готовы лепить грибочки, чтобы помочь белочке сделать запасы на зиму. Они уверены, что нарисованные пальчиком рябинки помогут накормиться снегирю).
При этом в младшей группе ОС имеет одну важную особенность. Детям этого возраста очень сложно удерживать несколько задач одновременно. Они или играют, или познают (если речь идет о предметных результатах). Возможность совмещения – это иллюзия. Дети либо выходят из образа, теряют интерес к игре и начинают выполнять поставленную задачу, либо не выходят из образа и игнорируют предметную задачу. Именно из-за этой особенности ОС в младшей группе должна быть нацелена на игру, на создание образов.
Старшие дети уже более критично относятся к «понарошковым» проблемам того или иного персонажа. Они с готовностью принимают правила игры и включаются в нее, но готовность старших детей играть не исключает скептического отношения к предлагаемым заданиям. Вряд ли они поверят в то, что в их наклеенных скворечниках будут жить птицы. Поэтому смысл задания будет скорее всего в том, чтобы сделать правильно, так, чтобы похвалил воспитатель. Но будет ли при этом интерес развивающим? Задание станет по-настоящему интересным в том случае, если дети столкнутся с трудностью. Например, для того, чтобы помочь герою, дети будут вынуждены узнать что-то новое, а затем передать новое знание герою, используя объяснительную форму речи, которая требует от ребенка умения устанавливать причинно-следственные связи и отражать их в своей речи.
Типы образовательных событий.
ОС в детском саду могут отличаться по типу сюжета, наличию привязки к календарному времени, способу организации.
Календарные ОС
Конструирование календарных ОС не представляет сложности. Детские сады давно следуют общим календарным праздникам. Это ожидаемые праздники. В копилке многих детских садов есть также традиционные мероприятия, такие как «Чемпионат по шахматам», «Фестиваль чтецов», конкурс «Знайка» и т. д. Однако это нельзя считать ОС. Настоящее ОС объединяет все сообщество детей и взрослых, и готовиться к нему, представлять его должно также все сообщество вместе. Традиционное ОС всем заранее известно, однако интерес к нему не пропадает, потому что не ясно, каким оно будет в этом году. Интрига заключается в том, что каждая группа детей самостоятельно готовит свою часть общего ОС, удерживая ее в тайне от других, и в определенный день демонстрирует свою задумку всем остальным.
ОС, запланированное или спровоцированное воспитателем
Несмотря на то, что педагоги всячески поддерживают актуальные для детей темы, поощряют проявление самостоятельности и инициативности в выборе сюжетов, нельзя упускать из виду и такие темы, которые важны для развития кругозора детей, их успешной социализации, но не озвучиваются самими детьми. В таких случаях воспитатели планируют тему самостоятельно. Воспитатель может также и спровоцировать, а не спланировать ОС. Разница состоит в том, что в этом случае начинание воспитателя скрыто от детей. Воспитатель таким образом выстраивает работу с детьми, что инициатива события исходит от них самих. С их точки зрения, это совершенно спонтанная ситуация, в которой они действуют самостоятельно.
Не упустим ли мы что-то важное?
Возможно, педагог задастся вопросом: «А как же выполнение программных задач? Если мы будем ориентироваться только на то, что ребенку интересно, как же мы сможем достойно подготовить его к школе?»
Действительно, может сложиться впечатление, что жизнь ребенка превращается в непрекращающуюся череду праздников – событие за событием. Когда же серьезно заниматься? Есть ли в событийном пространстве место для вполне конкретных предметных образовательных результатов? Ведь интерес интересом, но к школе готовить нужно. Речь идет не только о развитии саморегуляции, умении планировать, проявлять инициативу, и т. д., но и вполне конкретных умениях, которые помогут ребенку не отставать от своих сверстников в элементарном умении составить предложение из трех слов, определить местоположение звука в слове, сравнить множества, указать цифру и др.
Современные стандарты призывают педагогов не ставить предметные умения выше других важных компетенций. Однако и умалять их значения тоже не стоит. Они являются важной и равноправной составляющей в триаде субъективность – универсальные умения – предметные умения. Сформированность определенных предметных умений на разных возрастных этапах может свидетельствовать о правильном протекании нейрофизиологических процессов. Конечно, важно принимать во внимание индивидуальный темп развития ребенка, но так или иначе предметные результаты становятся определенными вехами на пути развития каждого ребенка. Их отсутствие наверняка привлечет внимание педагога либо к эффективности используемых им приемов и технологий, либо к самому ребенку с целью выяснить причины происходящего: является ли это индивидуальным темпом развития ребенка или есть повод обратиться к специалистам.
Итак, чтобы развивать универсальные умения в рамках ОС, достаточно вписать в него различные дидактические игры и упражнения, формирующие эти умения. Чтобы снять тревогу по поводу предметных задач, педагогу можно порекомендовать при проектировании ОС ориентироваться на перечень предметных результатов, представленных в программе, по которой он работает.
ОС предполагает множество ситуаций, при которых возникает необходимость обсуждения в кругу (коммуникативные умения). В процессе игры дети должны будут действовать в соответствии с образом (регуляторные умения). В процессе игры обязательно появятся задачи на воображение (когнитивные умения).
Заключение.
Переход на событийный формат образовательной деятельности в детском саду дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса. Для взрослого это возможность увидеть ребенка в новом свете, услышать его. Для ребенка – возможность заявить о том, что у него есть свои способы мыслить, творить, действовать. Организация жизни в детском саду в событийной форме – это есть возможность для ребенка естественным образом использовать весь ресурс, который предоставляет дошкольный период.