Приложение МААМ

Образовательное событие как форма организации образовательной деятельности

Иванова Светлана Юрьевна
Образовательное событие как форма организации образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Изменения в дошкольном образовании, которые происходят на протяжении последнего десятилетия, поставили перед педагогами необходимость пересмотра многих традиционных подходов к организации пространства в ДОО – от среды до образовательного процесса. Появились новые формы организации образовательного процесса, педагогические технологии, которые ориентированы на учёт образовательных запросов детей, их желания и возможностей [6], [7].

Публикация «Образовательное событие как форма организации образовательной деятельности» размещена в разделах

Одной из таких форм организации образовательной деятельности является «образовательное событие» [3,7]. Данная форма была разработана авторами программы дошкольного образования «От рождения до школы». В её основе – учёт инициативности дошкольников, поддержка активности в формировании содержания своего образования, с опорой на интересы и потребности детей [4,11].

Что же такое «образовательное событие»? Образовательное событие – это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях с учётом особенностей и структуры данной формы, в игровом формате.

Важные особенности образовательного события [3,8] :

1. При разработке образовательного события необходимо помнить – что это полноценный элемент образовательного процесса, итогом которого должны быть новые знания, приобретённые умения, навыки.

2. Образовательное событие – форма организации образовательной деятельности, которая подчинена единой теме и эту тему дошкольником интересно расширить, узнавая что-то новое.

В практике МБДОУ № 53 «Детский сад комбинированного вида» образовательные события объединены темой недели, которые отражены в перспективном плане работы, а также в календарно-тематическом плане. В конце каждой недели проводится итоговое событие, которое также связано с темой недели.

3. Образовательное событие имеет своё логическое течение.

В МБДОУ № 53 «Детский сад комбинированного вида» в начале каждой недели на утреннем круге происходит завязка образовательного события, в течении недели сюжет находит своё развитие и кульминацию, а в конце недели происходит развязка, в форме итогового события недели.

4. Образовательное событие – это форма организации, имеющая гибкий временной период.

На практике МБДОУ № 53 «Детский сад комбинированного вида» это отражается в том, что образовательное событие может не ограничиваться одной неделей, длится продолжительное время, пока интерес детей к теме не иссякнет. Что позволяет детям принимать участие в организации своего образовательного пространства, способствует обогащению развивающей предметно-пространственной среды групп ДОО.

5. В основе организации образовательного события – эмоции детей. Важно, чтобы событие порождало яркий эмоциональный отклик, вызывало инициативность и активность детей.

Организация образовательного события требует соблюдения определённой структуры данной формы [3,9] :

1. Эмоциональный взрыв. Получение такой информации, которая должна вызвать чувства, породить инициативу в решении обозначенной задачи, в принятии решения.

2. Следующий структурный элемент – это ожидание самого события, а также подготовка к нему.

Здесь очень важно поддерживать интерес детей к ожидаемому событию, в том числе совместным подбором необходимого материала, литературы.

В практике МБДОУ № 53 «Детский сад комбинированного вида» на данном этапе развития образовательного события активно подключаются родители детей, принимая участие в проведении образовательной деятельности, в роли эксперта, персонажа, интересного рассказчика. Также родители помогают в подборе необходимого материала для организации образовательного события : книг, энциклопедий, дидактического материала; учувствуют в организации развивающей предметно-пространственной среды.

3. Реализация ожидаемого события. Здесь также, как и на этапе эмоционального взрыва, важен эмоциональный отклик детей, неподдельная вовлечённость в процесс, стойкий интерес и внимание к реализации образовательного события.

4. Жизнь после события.

Проведённое образовательное событие оставляет детям новые знания и умения, приятные впечатления и удовлетворённые эмоции, обогащённую развивающую предметно-пространственную среду [1].

В практике МБДОУ № 53 «Детский сад комбинированного вида» используются несколько типов образовательных событий.

1. Календарное образовательное событие. В эту группу событий входят календарные праздники и мероприятия.

В МБДОУ № 53 «Детский сад комбинированного вида» данные образовательные события отражены в перспективном и календарно тематическом планах в конце месяца как «Итоговое событие месяца», например: поздравления ко Дню Матери, Рождественские колядки, Развлечение «Мы в Гагарина играем» и т. д.

2. Образовательное событие как традиция.

В практике МБДОУ № 53 существует несколько традиционных событий, которые вызывают яркие эмоции как у детей, так и у родителей. Приведё м некоторые примеры:

Конкурс осенних поделок.

Данное событие проводится в смешанной форме : поделки выставляются в каждой группе, а их фото в социальной сети Вк, на официальной странице ДОО. Здесь же проходит голосование. Именно этот формат организации образовательного события вызывает сильный интерес как у детей, так и у родителей, способствуя привлечению дополнительной аудитории к голосованию и, как следствие – к увеличению количества подписчиков контента.

Конкурс на лучший новогодний костюм.

Проходит в том же формате, что и конкурс новогодних костюмов.

Участие в благотворительных городских акциях.

К участию в таких акциях привлекаются все участники образовательных отношений : дети, родители, педагоги. Акции имеют различную направленность: это помощь животным, сохранение природы, поддержка пожилых людей.

Эти традиции объединяют все сообщества детского сада, позволяя действовать в рамках единой цели, что создаёт основу для сплочения коллектива, укреплению дружеских отношений между всеми участниками образовательных отношений.

3. Образовательные события, запланированные воспитателем и образовательные события, спровоцированные воспитателем.

Некоторые темы образовательных событий педагог, воспринимаемый детьми как партнёр детского сообщества, предлагает сам, если они важны для кругозора детей. Также тему события воспитатель может спровоцировать, скрыв или хорошо замаскировав от детей свою инициативу.

Организовав образовательные события таким образом, педагог способствует поддержке детской инициативы, поскольку с точки зрения детей, ситуация развивается спонтанно, с учётом интересов и потребностей дошкольников.

4. Образовательные события, возникшие по инициативе детей.

Для реализации данного типа образовательного события, педагог «ловит» интерес ребёнка или группы детей, развивая его и разворачивая.

Например, в средней группе МБДОУ № 53 «Детский сад комбинированного вида» было развёрнуто следующее образовательное событие : дети группы были очень взволнованы прилетевшей на прогулочный участок совой. Педагог уловила это интерес дошкольников и в группе развернулось образовательное событие. Детям настолько понравилась сова, что кто-то решил её нарисовать, кто-то слепить, а некоторые захотели раскрасить бумажные фигурки сов. Интерес детей вылился в проект недели под названием «Эти удивительные совы». В рамках проекта, дети беседовали о совах, организовали ярмарку поделок сов, провели развлечение «В гостях у тётушки Совы», сделали коллективный коллаж «Сова нашего участка» и поэкспериментировали на тему «Что будет есть сова». Продуктом проекта и итоговым событием недели стало изготовление кормушки для совы и новые знания о птице.

Как показала практика МБДОУ № 53 «Детский сад комбинированного вида», образовательное событие, как форма организации деятельности в ДОО, является одной из самых эффективных. Игра, лежащая в её основе, позволяет получать образовательные результаты самым естественным для ребёнка способом.

Игра, тщательно подготовленная взрослым и протекающая в образовательном событии, даёт детям возможность высказываться, принимать решения, планировать свою жизнь в группе, познавать окружающий мир, приобретать разнообразные умения и навыки. Всё это способствует формированию у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности, преемственности дошкольного и начального общего образования.

Для взрослого образовательное событие – это такая форма организации деятельности, которая позволяет увидеть ребёнка в новом свете, услышать его, учесть его интересы, способности, индивидуальные потребности в формировании образования.

Событийный формат организации образовательной деятельности позволяет ориентироваться на развитие ресурсов ребенка, ставит в центр его сильные стороны и понимает его как личность, компетентно и активно справляющуюся с задачами своего развития. Эта форма обеспечивает успешную социализацию ребёнка, развитие навыков эффективного преодоления трудностей, в долгосрочной перспективе способствует успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса.

Список литературы

1. Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников / Р. Р. Файзулаева, Н. В. Артемьева, Т. Н. Соломахина [и др. ]. —[Электронный ресурс]// Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 124-126. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/177/46083/

2. Методические рекомендации. Для работы с детьми 3-5 лет/ перевод с английского. [Текст]. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 80с.

3. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет [Текст] : Методическое пособие/ Под ред. О. А. Шиян – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 88с.

4. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 5-е изд. (инновационное, испр. и доп. [Текст] – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.

5. Рабочая программа воспитания к основной образовательной программе ДОО/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Э. М. Дорофеевой, И. И. Комаровой [Текст]. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 40 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : - Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года URL[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakon-ob-obrazovanii.ru/

Публикации по теме:

Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУМини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ Сегодня я хочу предложить рассмотреть тему: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ». Предметно-развивающая.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Конспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группеКонспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе «Наведём порядок в группе!» Цель: Формирование у детей желание поддерживать чистоту и порядок в группе. Задачи: 1. Учить детей участвовать.

Конструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУКонструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУ Конструирование – это особая форма детской деятельности, основная цель - создание из различных материалов разнообразных игровых поделок.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Образовательное событие в первой младшей группе «Путешествие с Колобком»Образовательное событие в первой младшей группе «Путешествие с Колобком» Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке и создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.

Перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности «Хозяйственно-бытовой труд» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности с детьми второй.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образовательное событие как форма организации образовательной деятельности
Опубликовано: 22 января 2024 в 06:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательное событие как форма организации образовательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Светлана Юрьевна (УИ 1786151) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД