Приложение МААМ

Образовательная туристическая программа «Дагестан — моя малая Родина» как средство этнокультурного образования учащихся

Меркулова Галина
Образовательная туристическая программа «Дагестан — моя малая Родина» как средство этнокультурного образования учащихся
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье представлен опыт МБОУ «Гимназия № 33» г. Махачкалы по разработке и реализации программы образовательного туризма как средства этнокультурного образования учащихся

Annotation : the article presents the experience of the gymnasium 33 of Makhachkala in the develop ment and implementation of an educational program tourism as a means of ethnocultural education of students

Публикация «Образовательная туристическая программа „Дагестан — моя малая Родина“ как средство этнокультурного образования учащихся» размещена в разделах

Ключевые слова: этнокультурное образование, образовательный туризм, образовательные туристические маршруты

Keywords : ethnocultural education educational tourism educational tourist routes

Для каждого человека в его малой Родине есть то, о чем он хотел бы рассказать. Вот и я хочу рассказать своим учащимся о нашей малой Родине с ее неповторимой историей, культурой и природой, удивительными людьми и важными проблемами, которые можно решить с нашим общим участием. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то душу нужно воспитывать литературой, культурным наследием родного края. Республика Дагестан - неотъемлемая часть величественного горного края, воспетого многими поэтами. «Суровые горы Кавказа, приветствую вас!»- писал М. Ю. Лермонтов.

Гимназия № 33 использует доступные формы воспитания и этнокультурного образования в процессе организации краеведческой деятельности учащихся. Существенное значение для решения задач этнокультурного образования приобретает такое направление, как образовательный туризм.

В любой поездке человек получает впечатления и знания, мобилизует внимание, мышление, память, испытывает множество эмоций, развивает коммуникабельность, поэтому путешествие можно рассматривать как педагогическое средство, а туризм как мощный инструмент воспитания, просвещения и эмпирического, то есть основанного на собственном опыте, образования. Дети и подростки – прирожденные «туристы» : самой природой им дано любопытство и стремление осваивать новые территории и культуру.

Программа образовательного туризма реализуется в Гимназии № 33 в духовно-нравственном, патриотическом, познавательном, физкультурно-спортивном, эстетическое и экологическом направлениях и охватывает учащихся школы с первого по девятый класс.

Цель образовательного туризма состоит в формировании ученика, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, понимающего и уважающего культуру своего и других народов, обладающего умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Основные задачи:

- формирование образовательной мобильности, которая позволяет перемещаться в поисках образовательных ресурсов и подразумевает формирование умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам, не только по учебникам, но по книге самой истории;

- формирование культурной грамотности, которая является первичной для образования : знание истории культуры является базой для решения личных и социальных проблем любого уровня, культура становится основой социального действия и коммуникативной компетентности;

- формирование умений самообразования : изыскания, которые учащиеся должны предпринимать во время реализации программы образовательного туризма способствуют формированию индивидуальных образовательных траекторий и исследовательских умений.

Планируемые результаты образовательного туризма : личностные (ценностно-смысловая сфера; самоопределение и самосознание; нравственно-эстетическая ориентация, ценностно-смысловая сфера); регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самооценка, саморегуляция); познавательные (поиск информации в широком спектре источников; преобразование информации : анализ, синтез, сравнение, группировка, определение причинно-следственных связей, логические рассуждения, систематизация, структурирование, моделирование; практические действия); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, участие в продуктивном диалоге, взаимодействие, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли).

Исходя из окружающей природной, социальной и воспитательной среды были определены следующие разделы программы «Дагестан – моя малая Родина» :

Изучение родной природы. Воспитание любви к родной природе – одна из важнейших сторон патриотического воспитания. Наша республика славится своей замечательной природой.

Воинская доблесть. Ознакомление с героическими страницами истории России, края, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, музейных уроков). Наша земля не раз подвергалась вражеским нашествиям, но самой жестокой битвой была Великая Отечественная война. В республике живет много людей, которые прославили ее своими подвигами. Школьникам необходимо показывать примеры настоящего патриотизма людей.

Традиции и обычаи. Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, республики.

Я – гражданин России. Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Республики Дагестан.

История ремёсел, трудовая деятельность. Воспитание уважения к труду людей разных профессий. Главное богатство края – трудолюбивые и любящие свою землю люди.

В современных условиях развития образования стало актуальным правовое сопровождение образовательного туризма, создание собственных образовательных туристических маршрутов. Приведем примеры некоторых из наших образовательных туристических маршрутов в рамках экскурсионной программы «Дагестан – моя малая Родина».

Бархан Сары-Кум. Заповедник бархан Сары-кум расположен в Кумторкалинском районе. Природа его образования до сих пор остается загадкой, однако вполне вероятно, что он зародился он именно тогда, когда шло образование среднеазиатских пустынь. Образовался Бархан путем выветривания песчаников из окрестных гор, а с течением времени песок концентрировался в одном месте, образовав гигантский бархан, единственный подобный объект в России. В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с флорой и фауной заповедника, в частности, видят орла, павлинов и несколько видов ящериц. (ФОТО 1)

Испытательная станция морского оружия. Бывший восьмой цех завода «Дагдизель». Удалось восстановить историю разрушенного цеха: он был построен в 1939 году в качестве испытательной станции морского оружия. (ФОТО 2)

Карабудахкентские пещеры. На востоке Дагестана доступны для посещения три крупные Карабудахкентские пещеры, которые получили свое название от села Карабудахкент. Расположены пещеры в 4 километрах от Карабудахкетнта. Самая большая пещера достигает в длину почти 130 метров и состоит из 8 гротов – соединяющие их проходы достаточно узкие и труднодоступные. Ребята увидели на стенах пещеры наскальные рисунки древних жителей, которые из-за ненадлежащего контроля и ухода за ними постепенно исчезают. (ФОТО 3, 4)

Пушкин-Тау. Пушкин-Тау — это сочетание множества скал, которые заходят друг за друга, и только с одного определенного места отчетливо просматривается профиль великого поэта А. С. Пушкина. Лик на горе Пушкин-Тау известен с давних времен и служил ориентиром для проплывающих с севера кораблей. В прошлом веке люди с удивлением заметили, что он похож на Пушкина, и гора получила широкую известность. Во время экскурсии детям рассказывается легенда о возникновении этого «чуда» в Дагестане : когда Пушкин был застрелен Дантесом, в Дагестане произошло землетрясение и, отломившаяся часть скалы создала профиль Пушкина. (ФОТО 5)

Купольное сооружение с надгробиями внутри. По ходу путешествия по горным селам нам довелось увидеть самые разные старинные надгробия. Порой выглядели они весьма необычно, и объяснить их символику не могли даже местные старожилы. Рождение и смерть — важнейшие события для любой цивилизации. Поэтому именно в обрядах и памятниках, посвященных этим событиям, наиболее ярко проявляются традиции конкретного этноса. В этих же обрядах можно проследить преемственность различных культур, которые впитывал и развивал конкретный народ. (ФОТО 6, 7)

Крепость Нарын-Кала. Крепость Нарын-Кала является визитной карточкой города Дербент. Эта цитадель вошла в почетный перечень ЮНЕСКО как исторический и культурный памятник мирового значения. До настоящего времени сохранились стены, ворота и башни оборонительного комплекса. Внутри крепости расположились водяные цистерны и резервуары, термы, крестово-купольная церковь. Среди ученых до сих пор ведутся споры о том, сколько лет Нарын-Кале. Самые ранние постройки крепости относятся к шестому столетию, а наиболее поздние – к пятнадцатому. Самому городу Дербенту более пяти тысяч лет. (ФОТО 8)

Музейный комплекс "Девичья баня". Музейный комплекс располагается в старой части Дербента, недалеко от старейшей мечети России Джума-мечети. Сейчас он превращен в музей с экспозицией "Культура и быт Древнего Дербента". Именно здесь проходило мытье девушек перед брачным обрядом. В зале для раздевания, куда посетители попадают, спустившись по длинной узкой лестнице, сейчас находятся музейные экспонаты, рассказывающие о жизни дербентских девушек XIX века. (ФОТО 9)

Джума-мечеть в Дербенте. Джума-мечеть — самая древняя не только в России, но и во всех странах бывшего Союза. Она была выстроена в 734 г. и стала самым большим городским сооружением. На то время в Дербенте уже имелось семь мечетей. Но Джума-мечеть стала главной, не относящейся к какому-то конкретному району; именно здесь горожане совершали пятничный намаз («джума-намаз»). Мечеть на удивление неплохо сохранилась и не так давно была внесена в перечень памятников ЮНЕСКО (ФОТО 10)

Домик Петра I или Землянка Петра I. Место ночлега царя Петра I в 1722 года в период Персидского похода. Иультурно-исторический комплекс представляет собой архитектурную композицию, включающую павильон-колоннаду, остатки землянки Петра I, памятник российскому императору и здание музея. Здесь Пётр І останавливался на ночлег в специально построенной для него двухкомнатной земляной хижине, укрывающей от летнего зноя. Объект был расположен примерно в 100 м к западу от берега моря и в 50 м к югу от Северной крепостной стены и состоял из двух небольших комнат. Землянка Петра I долгое время считалась своеобразной святыней. (ФОТО 11)

Албанский храм в Нюгди. Эта древняя святыня сохранилась удивительно хорошо для своего внушительного возраста. Жители селения Нюгди (Мола-Халил) — преимущественно лезгины, мусульмане. Но они относятся к христианскому храму с почтением и следят за ним: история святыни и правда внушает почтение. Датой постройки первой часовни на этом месте называют 357 г. Притом споры относительно того, какой именно народ выстроил церковь (а значит, играл главную роль в распространении христианства в Дагестане, не утихают до сих пор. Церковь в Нюгди посвящена св. Григорису, епископу Албанскому и Иверийскому, внуку Григория Просветителя, крестившего первого правителя Кавказской Албании. Юный Григорис принял сан в 330-х гг., но прошло менее 10 лет, и он был убит правителем воинственных гуннов (маскутов). На месте его гибели была построена небольшая часовня. (ФОТО 12, 13)

Ахульго-мемориальный комплекс общей памяти и общей судьбы. "Ахульго" - это мемориал, возведенный не только в память об общем трагическом прошлом, но и во славу общих созидательных дел, дающий нам установку на совместную работу по обеспечению безопасности и благополучия нынешних и будущих поколений всех россиян - граждан единой страны. Порой для того, чтобы закончить войну, требуется в сотни раз больше мужества, мудрости, чем эту войну продолжить. Князь Барятинский и имам Шамиль проявили мужество, мудрость и волю, чтобы закончить Кавказскую войну. Имам Шамиль этой войны никогда не хотел и многое делал, чтобы ее закончить, в том числе, отдав на Ахульго в заложники своего любимого сына Джамалудина. Но только приход Барятинского на Кавказ позволил завершить войну долгожданным примирением. Это была самая большая наша победа. Каждый камень мемориала "Ахульго" заложен с молитвой о дружбе и братстве русских и дагестанцев, кавказцев. (ФОТО 14, 15)

Особенностью наших образовательных маршрутов являются их социально-значимая и воспитательная направленность, малозатратность, безопасность. Универсальность маршрутов состоит в том, что педагогические идеи, заложенные в них, можно реализовать в образовательных туристических маршрутах, разработанных в условиях своего края.

Учащиеся должны быть заинтересованы (мотивированы) тем, как пройдет экскурсия, что будет им показано, что рассказано, какие знания они приобретут по окончании экскурсии.

Чтобы экскурсия обогатила ребят неповторимыми впечатлениями, ее нужно подготовить: не только разработать программу и маршрут, но и настроить обучающихся на активное чтение об интересующем объекте.

Для этого учащиеся сами выбирают объекты (достопримечательности, которые будут показаны, исследованы, добывают информацию, зачитывают перед классным коллективом.

Проводится небольшая беседа, с тем, чтобы вызвать интерес оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии. Выбирается наиболее заинтересовавший объект.

Наиболее продуктивно проявившие себя, в учебе в данном месяце приглашаются для участия в экскурсии.

Совместно строится маршрут, разрабатывается программа.

Знания, полученные детьми на экскурсиях, расширяются, уточняются и обобщаются.

Эффективность проведенной экскурсии раскрывается через: способность учащихся переносить, полученные знания. Ребята создают проекты, вывешивают их на школьном стенде. Это мотивирует всех остальных учащихся гимназии.

Заметно улучшилась успеваемость, ребята стали больше читать, изучать историю, этнокультуру своего народа, достопримечательности своего края.

Публикации по теме:

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении,.

Образовательная программа дополнительного образования детей «LEGO-конструирование» LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую.

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки» Часть 2 Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки» для детей младшего.

Образовательная программа дополнительного образования по математике «Маленькие знатоки» для детей 4–5 лет Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной.

Основная образовательная программа дошкольного образования КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4» (часть 1 Целевой раздел).

Основная образовательная программа дошкольного образования. Описание ОД по профессиональной коррекции нарушений развития Основная образовательная программа КГКУЗ "Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4" (часть 3 коррекционная работа) 2.3. Описание.

Основная образовательная программа дошкольного образования. Описание материально-технического обеспечения программы .

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования детей седьмого года жизни Содержание I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка 1.1. Цель и задачи Образовательная область «Познавательное развитие» 1.2. Характеристика.

Проблемы филологического образования в Республике Дагестан и пути их решения Статья «Проблемы филологического образования в РД и пути их решения» Филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры.

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки». Ч. 2 Часть 1 2.5. Материально - техническое оснащение Проектор Телевизор Компьютер Ноутбук Материал для работы с детьми: Бумага (цветная, гофрированная,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная туристическая программа «Дагестан — моя малая Родина» как средство этнокультурного образования учащихся
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 23:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная туристическая программа «Дагестан — моя малая Родина» как средство этнокультурного образования учащихся» (включая файлы) размещена пользователем Меркулова Галина (УИ 1678346) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД