Лариса Иконникова
Основная образовательная программа дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
«Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4» (часть 1 Целевой раздел)
ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КГКУЗ «Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4»
г. Минусинск 2017 г.
Принято на педагогическом Утверждаю:
совете КГКУЗ ККСДР № 4 Главный врач КГКУЗ ККСДР № 4
протокол № 14 Е. А. Макарова ___
Публикация «Основная образовательная программа дошкольного образования» размещена в разделах
от «19» января 2017 г. Приказ № 88 п от «23» января 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Стр.
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 5
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 6
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 7
1.2. Планируемые результаты освоения Программы 8
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях 13
2.1.1. «Социально-коммуникативное развитие» 13
2.1.2. «Познавательное развитие» 13
2.1.3. «Речевое развитие» 14
2.1.4. «Художественно-эстетическое развитие» 14
2.1.5. «Физическое развитие» 15
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 16
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей ПО ФГОС 18
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 28
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы 30
2.6. Иные характеристики содержания Программы 31
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы 33
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 34
3.3. Распорядок и /или режим дня 34
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 38
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 38
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Краткая презентация программы 40
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей младенческого, раннего и младшего дошкольного возраста
Приложение 2. Комплексно-тематическое планирование по основным образовательным областям для детей 2-3 лет
Приложение 3. Система работы по музыкальному развитию и воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Приложение 4. Система работы по физическому развитию
Приложение 5. Организация кружковой работы.
Перспективное планирование
Приложение 7. Список нормативно - правовых документов, актуальных при разработке Программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Специализированный дом ребенка занимает особое место в системе общественного воспитания детей раннего возраста. Это воспитательно-оздоровительно-реабилитационное учреждение призвано заменить семью детям, оставшимся без попечения родителей, создать условия, в которых ребенок, лишенный материнской ласки и внимания, развивался бы нормально, своевременно, всесторонне.
Создание благоприятной окружающей среды для детей, где они могут развиваться, быть уверенными и хорошо приспособленными зависит от взрослых, которые заботятся о них. Только взрослые, находящиеся рядом с малышом, могут создать для него лучший мир.
Главным фактором, определяющим эффективность всей системы воспитания и развития детей в доме ребенка, является гуманность, сознательность, ответственное отношение к своей работе всех сотрудников дома ребенка. Теплота, ласка, личное общение с каждым воспитанником - вот важные условия, от которых зависит здоровье и развитие детей.
При создании условий для развития и воспитания в Доме ребенка учитывается не столько возраст, столько состояния здоровья и достигнутый ребенком уровень развития. Часто дети нуждаются в специальных коррекционных мероприятиях, в воспитании и обучении, соответствующем более раннему возрасту.
Цель программы :
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, обеспечение развития личности детей младенческого, раннего и младшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Формирование гармоничной, духовно-богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой активности.
Задачи:
1) сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
2) обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4) создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности;
7) обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) способствовать развитию творческих способностей детей посредством театральной, изобразительной, танцевально – игровой деятельности.
1.1.2. Принципы и походы к формированию Программы
Программа задает основные принципы, подходы, цели и задачи, которыми руководствуется педагогический коллектив дома ребенка в соответствии с требованиями ФГОС и социальным заказом общества, принимающих гуманистическую парадигму дошкольного воспитания и образования.
Программа основана на следующих принципах, которые структурируют Программу и позволяют реализовать поставленные цели и задачи:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Среди подходов к формированию Программы можно выделить :
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности.
- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса.
- компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач
- диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;
- системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.
- средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
- проблемный подход позволяет сформировать видение Программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития.
- культурологический подход, рассматривающий содержание дошкольного образования как вклад в культурное развитие личности на основе формирования базиса культуры ребенка.
Содержание Программы учитывает индивидуальные и возрастные особенности контингента детей, воспитывающихся в учреждении.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Возрастные и индивидуальные особенности детей младенческого, раннего и младшего дошкольного возраста
(Приложение 1).
Особенности осуществления образовательного процесса
Образовательный процесс в доме ребенка строится с учётом ряда факторов (природно-климатических, экологических, демографических, социальных) влияния внешней среды региона, в котором расположен дом ребенка, что составляет его специфическую особенность.
Национально-культурные факторы
Город Минусинск — город многонациональный, в нем проживают люди многих национальностей. В связи с другими событиями, происходящими на юге России, город пополняется переселенцами из Южного региона и Тывы, северных районов нашего края. Поэтому одно из приоритетных направлений педагогического процесса — воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, знакомство с национальной культурой нашей Родины.
Климатические факторы
Климат нашего региона — умеренно-континентальный, с холодными зимами, поэтому в зимний период используются виды закаливания детей с учетом регионального компонента. А резкая смена сезонов оказывает влияние на здоровье чувствительных к изменениям климата детей, поэтому режим проживания детей в доме ребенка — гибкий. В холодный период температура достигает до -35 -40 градусов. В связи с этим длительность прогулки в холодный период сокращается. В организации воспитательно – образовательного процесса гибко реагируем на температуру воздуха, при наступлении тёплых дней многие виды деятельности выносятся на улицу. В жаркое время года при высокой температуре прогулка проводится раньше, когда на улице температура воздуха немного понижается. При организации педагогического процесса учитывается состояние здоровья детей, используется индивидуальный подход.
Экологические факторы
Экологической обстановке города наносят вред соседство с Саяно-Шушенской ГЭС и Красноярское водохранилище; загазованность воздуха (на каждого третьего жителя - 1 машина); плохое качество питьевой воды из-за изношенности очистных сооружений; уменьшение зеленой зоны (происходит выпиливание старых деревьев по всему городу); загрязнение водохранилища (зарастает сине-зелеными водорослями и в городском бюджете нет достаточного количества средств для его очищения). Такая экологическая обстановка влияет на здоровье всех жителей города.
Условия Красноярского края, особенности природы и природных ресурсов, культурных ценностей находят отражение в содержании образовательных областей. Дети знакомятся с природой Красноярского края, бытом, историей, народными традициями, промыслами, спецификой труда населения Красноярского края, достопримечательностями, творчеством художников, писателей, поэтов.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
В соответствии с периодизацией психического развития ребенка, принятой в культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста детства: младенческий (первое и второе полугодия жизни, ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Планируемые результаты на этапе раннего возраста
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности;
- проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности;
- соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами;
- проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- с пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх;
- проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация);
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
Планируемые результаты на этапе завершения дошкольного образования :
Социально-коммуникативное развитие:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
Речевое развитие:
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи;
- правильно передаёт слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользуется в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями; элементарными навыками пересказа, навыками диалогической речи;
- грамматически правильно оформляет свою речь в соответствии с нормами языка.
- использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения и т. д.);
- владеет элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
- в дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
Физическое развитие:
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- двигательный опыт ребенка богат; результативно, уверенно, мягко,
выразительно с достаточной амплитудой и точно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные);
- в двигательной деятельности ребенок успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость;
- проявляет элементы творчества в двигательной деятельности.
- проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта;
- имеет начальные представления о некоторых видах спорта;
- имеет представления о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
- владеет здоровьесберегающими умениями: навыками личной гигиены, может определять состояние своего здоровья;
Познавательное развитие:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями;
- организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами;
- проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам,
моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ;
- может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени;
- проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны;
- рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее;
- проявляет интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и многообразию народов мира;
- знает название своего города и страны, ее государственные символы, имя действующего президента, некоторые достопримечательности города и страны;
- имеет некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны.
Художественно-эстетическое развитие:
- ребенок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.);
- ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеет творческие увлечения;
- проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные произведения,
архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства;
- экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; демонстрирует высокую техническую грамотность; планируетдеятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность;
- адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми;
- ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать;
- обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной
тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе произведения;
- называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся;
- знает фамилии 4—5 писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества;
- воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к героям и идее;
- творчески активен и самостоятелен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов;
- развита культура слушательского восприятия;
- ребенок любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями;
- музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов;
- проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках;
- активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания;
- проговаривает ритмизированно стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.