Кистаман Джаватова
Проблемы филологического образования в Республике Дагестан и пути их решения
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Проблемы филологического образования в РД и пути их решения»
Филология лежит в основе не только науки,
но и всей человеческой культуры
Д. С. Лихачев
Филологическое образование, изучение русского языка и литературы в школе являются важнейшим и определяющим условием;
• становления личности юного человека и его социализации;
•формирования нравственной и гражданской позиции;
•формирования целостной картины мира;
• развития творческих и интеллектуальных способностей.
Публикация «Проблемы филологического образования в Республике Дагестан и пути их решения» размещена в разделах
Не ошибусь, если скажу, что сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное – тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли бы преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение.
Я остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, типичных проблемах, мешающих такому гармоничному процессу обучения. Прежде всего - это проблема социальная, когда изменившиеся условия жизни общества внесли свои коррективы в образовательное пространство.
Сегодняшних детей не интересует учёба, они мечтают открыть свое предпринимательское дело, заняться бизнесом.
Немаловажный негативный фактор современного образовательного процесса – это снижение объема чтения книг непосредственно по первоисточнику. Учащиеся читают произведения с интернета в сокращенном виде. Прежде всего компьютерные игры, телевидение являются самым главным препятствием для чтения молодежи.
Плохо владеют русским языком, поэтому не могут самостоятельно и творчески выражать свои мысли, адекватно воспринимать и понимать речь разных жанров и стилей и т. д.
Много «бумажной работы» приводит зачастую к снижению профессиональной мотивации.
Примерные основные образовательные программы достаточно трудоемки, и учитель не может неформально спланировать на весь учебный год, скажем, домашние задания. Конспекты уроков в форме технологической карты по сути дублируют эту программу и получается, что учитель делает двойную работу. Имеет смысл, по мнению коллег-филологов, саму программу делать проще, а вот уже конспект конкретного урока должен быть максимально подробным.
Вывод
Для повышения внешней и внутренней мотивации учащихся при изучении русского языка необходимо:
• привносить элемент новизны на уроках;
• особое внимание уделять смысловому чтению;
• активнее использовать современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы;
• активнее внедрять различные формы внеурочной деятельности.
Настаивать на необходимости:
• повышения государственного статуса учителя;
• признания того, что учитель выполняет важнейшую общегосударственную задачу формирования духовного и нравственного облика гражданина России, которому предстоит решать задачи инновационного характера.
Д. К. Ахмедовна,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ «Карамахинская СОШ»