Людмила Лучковская
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию
Часть 2 Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки»
для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
Руководитель:
воспитатель Лучковская Л. Ю.
2018-2019 учебный год.
Содержание
Введение…3 стр.
Публикация «Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию „Ловкие ручки“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка….5 стр.
1. 2. Принцицы и подходы… 7 стр.
1.3. Возрастные особенности детей 3-4 лет …8 стр.
1.4. Планируемые результаты освоения программы….9 стр.
1.5. Система оценки результатов…10 стр.
2. Организационный раздел
2.1. Список детей, посещающих кружок…12 стр.
2.2. График работы кружка (периодичность, длительность…13 стр.
2.3. Требования к технике безопасности…14 стр.
2.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды….15 стр.
2.5. Материально- техническое оснащение…. 16 стр.
3. Содержательный раздел
3.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы по дополнительному образованию…. 18 стр.
3.2. Способы и направления поддержки детской инициативы….19 стр.
3.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…. 20 стр.
3.4. Содержание работы по дополнительному образованию…22 стр.
4. Приложение…. 30 стр.
Введение
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развитием движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(В. А. Сухомлинский)
Кружок «Ловкие ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий ручному труду. Кружок рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания,совершенствуется мелкая моторика рук, точнее действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, учебной деятельности. Занимательность работы по созданию, композиций, панно, аппликаций, лепке и т. д. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Эта работа способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое до конца. Дети учатся анализировать собственною деятельность.
1. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Ловкие ручки» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельности как аппликация и лепка.
Цель программы является развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации. Педагогу необходимо помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
Актуальность программы состоит в том, что занятия по лепке и аппликации являются первым шагом для приобщения детей к художественной деятельности и творчеству, стимулируют эстетическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Педагогу нужно разбудить в каждом ребёнке интерес к труду, к освоению нового материала, сделать занятия увлекательными и интересными.
Задачи:
Развивающие :
-Развивать внимание, память, образное мышление, логическое и пространственное воображение.
-Развивать у детей способность работать точными движениями пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Образовательные :
-Формировать умение следовать устным инструкциям.
-Знакомить с различным многообразием художественных материалов, их свойствами и приёмами работы с ними.
-Создавать условия для развития ребёнка как личности, мастера, художника.
-Знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создание мозаики на пластилиновой основе.
-Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами лепки, аппликации, художественного конструирования.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца.
-Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
-Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
- Воспитание у детей эстетического отношения к действительности.
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
1. Подбор необходимой материальной базы для реализации программы.
2. Создание настроя на положительный результат и его практическое применение.
1.2 Основные принципы, заложенные в основе творческой работы:
-Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
-Принцип доступности.
-Принцип наглядности.
-Принцип целенаправленности и последовательности.
-Принцип личностно-ориентированного общения.
1.3. Возрастные особенности детей 3-4 лет.
Данная программа рассчитана на детей 3-4 лет. Дети этой возрастной категории, согласно общепринятой возрастной периодизации, являются детьми младшего дошкольного возраста. Детям этой возрастной группы свойственны нижеизложенные особенности.
К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинках.
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности. Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги. Эти материалы должны всегда быть под рукой. Но этого не достаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета; раскладывать их в определённой последовательности, составляя задуманный ребёнком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но его постепенно начинает интересовать его качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покатать по столу самодельный мячик, покормить ежика изготовленными грибами. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он сделал, что можно с этим делать, какой цвет он выбрал для своей поделки.
1.4. Планируемые результаты освоения.
Ожидаемые результаты
В результате освоения данной программы дошкольники :
– имеют представление о материале, из которого сделана поделка;
– умеют работать с различными материалами и техниками;
– дети смогут самостоятельно применять различные приемы работы при изготовлении поделок;
– умеют следовать устным инструкциям;
– у дошкольников развиты внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– имеются навыки трудовой деятельности;
– имеют навыки работы в коллективе;
– создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок, появилось желание создавать поделки своими руками, дети радуются конечному результату;
– увеличился активный словарь детей, повысилось качество произношения звуков.
1.5. Система результатов.
Мониторинг развития детей
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май)
Таблица 1. Педагогическая диагностика
№ Список детей Знание некоторых видов и свойств мате-риалов Овладение приемами работы с материалами Развитие мелкой моторики рук Развитие конструктивных способностей и художественного вкуса
Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.
Уровни оценки
Уровни Баллы
Высокий 3
Средний 2
Низкий 1
2. Организационный раздел
2.1. Список детей посещающих кружок «Ловкие ручки»
2.2. График работы кружка (периодичность, длительность, структура)
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПин 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий) 3-4 года.
Режим занятий:
Количество занятий – 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц.
Длительность занятия – 15 минут.
Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Цель:
-Развивать творческие способности детей.
- Расширять представления о многообразии материалов и техник работы с ними.
-Совершенствовать технические навыки и умения при работе с материалами и инструментами.
- Формировать желание создавать что-то новое своими руками.
Направления работы.
1. Развитие творческих способностей
2. Художественно-эстетическое развитие
3. Познавательное развитие
Структура занятия кружка «Ловкие ручки»
1 часть. Вводная. Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
2 часть. Продуктивная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят: художественное слово, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, объяснение материала, показ воспитателя и выполнение работы детьми.
3 часть. Завершающая
Подведение итога занятия, рассматривание детских работ, анализ деятельности детей педагогом. Закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
2.3. Требование к технике безопасности.
При работе с различными материала и инструментами:
- Работай за своим рабочим местом.
- Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
- Во время работы держать рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
- Нельзя брать в рот мелкие детали.
- При работе с клеем быть аккуратным, стол закрываем клеенкой.
- Избегать попадания клея в глаза, рот, руки.
- При попадании клея на руки и лицо промой их водой.
При необходимости использовать тряпочку при работе с клеем.
- При работе с ножницами, держать их параллельно столу.
- Передавать ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
- Когда режут, держать ножницы концами от себя.
- Не оставлять ножницы в раскрытом виде.
- Материалы на вкус нее пробовать.
- Закончил работу – убрать рабочее место. Вымыть кисти, закрыть клей, вымыть посуда.
2.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среда
Для организации развивающей предметно-пространственной образовательной среда необходимы следующие материалы и оборудование для всех видов самостоятельной изобразительной деятельности :
1. Наборы гуаши, акварели.
2. Кисти.
3. Цветные карандаши.
4. Пластилин.
5. Раскраски. Альбомные листы.
6. Бумага цветная.
7. Салфетки.
8. Клей.
9. Природный и дополнительный материал для конструирования.
10. Муляжи, иллюстративный материал с изображением фруктов, овощей, деревьев, животных.
11. Вариативные образцы.
12. Продукты детского творчества.
13. Выставка работ одного ребенка, детей группы.
14. Выставка работ совместного творчества детей и родителей.
Продолжение в следующей публикации