Лариса Иконникова
Основная образовательная программа дошкольного образования. Описание ОД по профессиональной коррекции нарушений развития
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная программа КГКУЗ "Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4" (часть 3 коррекционная работа)
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Основу коррекционной работы составляют следующие принципиальные положения:
Публикация «Основная образовательная программа дошкольного образования, Описание ОД по профессиональной коррекции нарушений развития» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Основная образовательная программа ДОУ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- коррекционная работа включается во все направления деятельности дома ребенка;
-содержание коррекционной работы – это психолого-медико- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
- все специалисты дома ребенка осуществляют коррекционную работу.
Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Содержание коррекционной работы обеспечивает :
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии (содержание диагностического модуля); - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (содержание коррекционно-развивающего, оздоровительно-профилактического, социально-педагогического модулей);
- возможность освоения детьми с ОВЗ Программы (как результат коррекционной работы).
Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
(диагностический модуль)
Задачи диагностического модуля: выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении Программы; определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении Программы.
Содержание диагностического модуля составляют программы изучения ребенка различными специалистами.
Направления, содержание комплексного изучения ребенка, перечень специалистов, изучающих причины затруднений ребенка при освоении Программы, отражены в таблице:
Направления и содержание комплексного изучения дошкольника
Направление Содержание работы Специалисты
Медицинское Выявление состояния физического и психичес-
кого здоровья, изучение медицинской документации. Медицинские работники
Психолого-педагогичес- кое Обследование актуального уровня развития
ребёнка, определение зоны ближайшего развития,
выявление трудностей, возникающих у ребёнка по
мере освоения основной образовательной
программы, причин возникновения данных трудностей. Педагог-психолог, учитель-дефектолог,
воспитатель, учитель-логопед,
муз. руководитель
Социально-педагогическое Изучение условий воспитания ребёнка.
Индивидуально ориентированная психолого-медико-педагогическая помощь детям с ОВЗ
(коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули)
Задачи коррекционно-развивающего модуля :
- определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;
- разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка необходимыми специалистами при освоении Программы (на основе полученных диагностических данных);
- организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка, испытывающего трудности в освоении Программы.
Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ на основе комплексных диагностических данных.
Условия, необходимые для реализации коррекционной работы :
- использование специальных образовательных программ, исходя из категории детей с ОВЗ, а также специальных методов и приёмов обучения и воспитания;
- использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- организация и проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребё нка с ОВЗ:
- даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы;
- раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;
- содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.
Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции :
-диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребёнка; определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);
-проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
-сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
-аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).
Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум дома ребенка (ПМПК, который решает задачу взаимодействия специалистов.
Задачи оздоровительно-профилактического модуля : создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ, обеспечение их медико-педагогического сопровождения.
Оздоровительно-профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями.
Задачи социально-педагогического модуля:
-повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям, консультативную деятельность.
Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ Программы.
Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении Программы.
Организация системы коррекционной работы.
Категории детей Любая категория детей с ОВЗ, дети-инвалиды
Цель Обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и оказание помощи в освоении Программы
Задачи Выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка. Преодоление затруднений в освоении Программы
Содержание коррекционной работы Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии. Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК). Создание условий для освоения Программы детьми с ОВЗ
Модули Диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический
Формы организации Индивидуальная. Подгрупповая. Групповая.
Организационное обеспечение коррекционной работы ПМПК, диагностическая карта. Индивидуальный образовательный маршрут. План оздоровительно-профилактических мероприятий План повышения квалификации кадров.
Программное обеспечение Основная общеобразовательная программа дошкольного образования учреждения, Адаптированные программы коррекционной направленности для детей с ОВЗ
Результаты коррекционной работы Освоение детьми с ОВЗ коррекционной программы.
Система психологической помощи в доме ребенка
Психолого – педагогическую помощь участникам воспитательного процесса в доме ребенка оказывает педагог – психолог.
Программно-методическое обеспечение
Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду Москва 2014г.
Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекция упражнения. Москва 1999г.
Боброва Т. Л. Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет вусловиях ДОУ: ООО Издательство Детство-Пресс 2013г.
Кремлякова А. Ю. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ: ООО Издательство Детство-Пресс 2012г.
Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2013г.
Марцинковская М. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении. Детская практическая психология. Учебное пособие Москва 2014г.
Николаев Н. В. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний
возраст (0-3 года) Ростов на Дону изд. Феникс 2016г.
Рогов Е. И. Замкнутость и ее коррекция \. Настольная книга практического психолога в образовании : Учебное пособие Москва 1996г.
Рогов Е. И. коррекционные приемы и упражнения. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие Москва 2014г.
Смирнова Т. И. Психологическая коррекцияагрессивного поведения детей Ростов на Дону
2014 г.
Семенович А. В. Методика комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации в детском возрасте. Нейропсихологическая диагностика и коррекция : учебное пособие для вузов. Москва 2013г.
Татищева А. И., Гриднева С. В. Подходы немедицинской психотерапии в работе со страхами Я не боюсь! Москва 2015г.
Хухлаева О. Е. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : учебное пособие Москва 2015г.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений :
Адаптированная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ разработанная на основе программы «Я – человек» Козлова С. А. Программа социального развития ребенка
Коррекционно-развивающая работа в доме ребенка проводится по двум основным направлениям :
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личной и познавательной сфере);
- подгрупповые занятия (работа с проблемами в личной и познавательной сфере);
Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах:
- эмоционально – волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль;
- коммуникативная: нарушение взаимоотношений со сверстниками;
- познавательная: низкий уровень познавательных процессов.
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях дома ребенка.
Задачи:
• Сохранение психологического здоровья детей.
• Диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
• Разработка и реализация индивидуальных психопрофилактических программ.
• Консультационная работа с педагогами.
• Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
• Подбор психологической литературы для самообразования воспитателей.
• Разработка рекомендаций для педагогов по волнующим их проблемам.
Взаимодействие с воспитателями:
• Оказание содействия формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
• Участие совместно с воспитателем в организации «Семейного часа» и проведении различных праздничных мероприятий.
• Оказание консультативной и практической помощи воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
• Организация и проведение консультаций (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность.
• Проведение консультирования воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
• Осуществление психологического сопровождения образовательной деятельности воспитателя.
• Оказание психологической профилактической помощи воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
• Организация психопрофилактических мероприятий с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
• Участие во внедрении здоровьесберегающих технологий.
Каждое из направлений строится с учётом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приёмы.
Направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
Для решения задач развития и коррекции речи детей, организована деятельность учителя-логопеда.
Программно-методическое обеспечение
Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Творческий центр «Сфера» Москва,2011г Агранович З. Е. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слов у детей Дошкольная педагогика 2012г. Беженова М. А Развитие речи дошкольников Д. : Сталкер 2012г. Буденная Т. В. логопедическая гимнастика Изд. С. -П. Детство-Пресс 2013г Гадасина Л. Я. О. Г. Ивановская «Звуки на все руки» 50 логопедических игр. «Детство – Пресс» Санкт – Петербург, 2013г. Ивченко Е. П. игры в коррекционной работе логопеда дошкольная педагогика 2014г. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий; Парадигма - Москва, 2012г. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками «Каро» Санкт – Петербург, 2012г Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи. «Школьная Пресса» Москва 2011г. Скворцова И. В. 100 логопедических игр «Олма –Пресс» Москва 2013г. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи; Академия - Москва, 2012г.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений :
Адаптированная образовательная программа логопеда по коррекционно-развивающему обучению разработанная на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Н. В. Нищеева
Направления коррекционной работы Задачи
• Коррекция звукопроизношения
• Развитие фонематического восприятия
• Совершенствование слоговой структуры слов
• Коррекция звукопроизношения
• Обогащение словаря
• Совершенствование грамматического строя
• Совершенствование связной речи
• Развитие фонематического восприятия
• Совершенствование слоговой структуры слов
*коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация;
*постановка диафрогмально-речевого дыхания;
*обогащение и активизация словарного запаса;
*обучение связной речи, формирование лексико-грамматических категорий, устранение речевого негативизма;
*развитие моторики общей, тонкой, артикуляционной;
*развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, словесно-логического мышления;
Взаимодействие специалистов при коррекции речи у дошкольников в условиях дома ребенка
Цель: обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и педагогов дома ребенка в образовательном процессе
Задачи:
— Выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития детей;
— Обеспечение устойчивости результатов логопедической помощи;
— Оптимизация деятельности воспитателей по профилактике речевых нарушений
Направления взаимодействия:
— Формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях благоприятного речевого развития
— Обучение педагогов приемам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактики речевых нарушений у воспитанников
— Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения.
Взаимосвязь работы логопеда с другими специалистами
Педагоги Задачи
педагог-психолог *поддерживать положительный эмоциональный настрой, учить осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей;
*проводить тренинги уверенного поведения, обучать детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
*помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим; развивать организаторские и творческие способности;
*развивать психические способности.
воспитатель *развивать общие речевые навыки (плавность, интонационная выразительность, речевое дыхание);
*учить задавать вопросы, стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;
*развивать тонкую моторику, включая логопедические разминки, двигательную координацию, используя игроритмические упражнения;
*учить передавать в работе цвет, форму, величину; развивать воображение, художественный вкус.
*развивать словарь, связную, грамматически правильную речь;
*развивать психические процессы;
*развивать сенсорные и моторные функции, ориентировку в пространстве;
*работа по заданию логопеда, по устранению второстепенных дефектов.
музыкальный руководитель *развивать общие речевые навыки (плавность, интонационная выразительность, речевое дыхание, артикуляционный аппарат);
*развивать слуховую и двигательную память, фонематический слух;
*развивать общую моторику, чувство ритма;
обогащать словарь дошкольника существительными, прилагательными, глаголами, синонимами, антонимами;
*развивать связную речь, следить за культурой речи;
медицинские работники *организовывать и проводить лечебно-профилактические мероприятия (осмотр педиатра, углубленный осмотр узкими специалистами, иммунопрофилактика, информирование воспитателей о состоянии детей после осмотра);
*организовывать и проводить оздоровительные мероприятия (фитотерапия, использование препаратов, закаливающие мероприятия).
Основные направления деятельности учителя-дефектолога.
Программно-методическое обеспечение
Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка / Лариса Богданова, Наталья Диманис. – Спб. : Лев и Сова, 20012. Варенова Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями; Форум - Москва, 2012. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. Власенко О. П. и др. ФГОС Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа/авт. -– Волгоград: Учитель, 2015 Губанова Н. Ф. ФГОС Развитие игровой деятельности, вторая группа раннего возраста. - М. :МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015 Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением, младшая группа. М. : МОЗАИКА, СИНТЕЗ, 2015 Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Программа дошкольных образовательных Учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» - Москва «Просвещение» 2012 г. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь; Академия - Москва, 2012 Ковригина Т. В., Косьяненко М. В., Павлова О. В. ФГОС Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Вторая младшая гр. - Волгоград: Учитель, 2015г. Мишина Г. А., Разенкова Ю. А., Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : Методическое пособие// Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е. А., М: «Просвещение», 2012 Нищева Н. В. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. – Спб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. Павлова Л. Ю., Губанова Н. Ф. ФГОС Развитие игровой деятельности, младшая группа. : -М. :МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015 Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений, младшая группа--- М. :МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015 Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет /Юлия Соколова. – М. : Эксмо, 2012. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Коррекция нарушений речи. Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений :
Адаптированная образовательная программа учителя-дефектолога по коррекционно-развивающему обучению разработанная на основе программы для детей с нарушением интеллекта Коррекционно-развивающее обучение и воспитание Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева и программы для младенцев и детей мл. возраста с особыми потребностями «Каролина» под редакцией Н. Ю. Барановой
Социальное развитие
Необходимо:
-продолжать формировать поведение в соответствии с нормами и правилами: разговаривать спокойно, тихо вести себя в спальне,
- учить детей понимать слова нельзя, можно, нужно и действовать в соответствии с их назначениями,
- приучать бережно относиться с игрушками, убирать их на место,
- учить воспринимать различные мелодии, художественное слово, учить подражать действиям взрослого,
- учить контактировать со сверстниками, называть имя другого ребенка,
- учить умываться и мыть руки, самостоятельно есть любые виды пищи,
- способствовать развитию у детей веры в свои силы.
Основными задачами социального развития детей раннего возраста являются:
- побуждение детей к эмоциональной отзывчивости в общении со взрослыми, сверстниками,
- воспитание умения действовать рядом со сверстниками, что закладывает начало совместной деятельности.
- формирование эмоционального контакта с окружающими,
- развитие представления о хозяйственно–бытовом труде взрослых
Ориентировка в окружающем является фундаментом умственного развития ребенка. Введение в предметный мир предполагает:
- ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, несложные действия с ним, узнавание в ближайшем окружении и на картинке); -развитие интереса к растениям и животным, воспитание бережного отношения к ним, пробуждение простейших эстетических чувств.
Коммуникативно-познавательная деятельность детей обогащена современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:
- формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
- развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений, места обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);
- ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
- формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, о простейших родственных отношениях.
В играх-занятиях с дидактическим материалом преследуются следующие цели:
• способствовать развитию мелкой моторики рук ребенка,
• научить детей распознавать предметы по форме: шар, куб, круг, квадрат (дидактическая игра «Подбери такой же»,
• научить различать контрастные размеры: большой, маленький,
• познакомить детей с цветом предметов: красный, синий,
К концу года дети могут:
• различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4-5 колец (от большого к маленькому, из 4-5 колпачков.
• Подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки, составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.)
• Соотносить плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.
• Уметь различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
• Уметь соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков.
• Самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом.