Папки-передвижки

Основная образовательная программа дошкольного образования. Описание ОД по профессиональной коррекции нарушений развития

Лариса Иконникова
Основная образовательная программа дошкольного образования. Описание ОД по профессиональной коррекции нарушений развития
▼ Скачать + Заказать документы

Основная образовательная программа КГКУЗ "Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4" (часть 3 коррекционная работа)

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

Основу коррекционной работы составляют следующие принципиальные положения:

Публикация «Основная образовательная программа дошкольного образования, Описание ОД по профессиональной коррекции нарушений развития» размещена в разделах

- коррекционная работа включается во все направления деятельности дома ребенка;

-содержание коррекционной работы – это психолого-медико- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

- все специалисты дома ребенка осуществляют коррекционную работу.

Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Содержание коррекционной работы обеспечивает :

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии (содержание диагностического модуля); - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (содержание коррекционно-развивающего, оздоровительно-профилактического, социально-педагогического модулей);

- возможность освоения детьми с ОВЗ Программы (как результат коррекционной работы).

Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

(диагностический модуль)

Задачи диагностического модуля: выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении Программы; определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении Программы.

Содержание диагностического модуля составляют программы изучения ребенка различными специалистами.

Направления, содержание комплексного изучения ребенка, перечень специалистов, изучающих причины затруднений ребенка при освоении Программы, отражены в таблице:

Направления и содержание комплексного изучения дошкольника

Направление Содержание работы Специалисты

Медицинское Выявление состояния физического и психичес-

кого здоровья, изучение медицинской документации. Медицинские работники

Психолого-педагогичес- кое Обследование актуального уровня развития

ребёнка, определение зоны ближайшего развития,

выявление трудностей, возникающих у ребёнка по

мере освоения основной образовательной

программы, причин возникновения данных трудностей. Педагог-психолог, учитель-дефектолог,

воспитатель, учитель-логопед,

муз. руководитель

Социально-педагогическое Изучение условий воспитания ребёнка.

Индивидуально ориентированная психолого-медико-педагогическая помощь детям с ОВЗ

(коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули)

Задачи коррекционно-развивающего модуля :

- определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;

- разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка необходимыми специалистами при освоении Программы (на основе полученных диагностических данных);

- организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка, испытывающего трудности в освоении Программы.

Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ на основе комплексных диагностических данных.

Условия, необходимые для реализации коррекционной работы :

- использование специальных образовательных программ, исходя из категории детей с ОВЗ, а также специальных методов и приёмов обучения и воспитания;

- использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- организация и проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребё нка с ОВЗ:

- даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы;

- раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;

- содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.

Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции :

-диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребёнка; определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);

-проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);

-сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);

-аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум дома ребенка (ПМПК, который решает задачу взаимодействия специалистов.

Задачи оздоровительно-профилактического модуля : создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ, обеспечение их медико-педагогического сопровождения.

Оздоровительно-профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями.

Задачи социально-педагогического модуля:

-повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям, консультативную деятельность.

Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ Программы.

Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении Программы.

Организация системы коррекционной работы.

Категории детей Любая категория детей с ОВЗ, дети-инвалиды

Цель Обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и оказание помощи в освоении Программы

Задачи Выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка. Преодоление затруднений в освоении Программы

Содержание коррекционной работы Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии. Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК). Создание условий для освоения Программы детьми с ОВЗ

Модули Диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический

Формы организации Индивидуальная. Подгрупповая. Групповая.

Организационное обеспечение коррекционной работы ПМПК, диагностическая карта. Индивидуальный образовательный маршрут. План оздоровительно-профилактических мероприятий План повышения квалификации кадров.

Программное обеспечение Основная общеобразовательная программа дошкольного образования учреждения, Адаптированные программы коррекционной направленности для детей с ОВЗ

Результаты коррекционной работы Освоение детьми с ОВЗ коррекционной программы.

Система психологической помощи в доме ребенка

Психолого – педагогическую помощь участникам воспитательного процесса в доме ребенка оказывает педагог – психолог.

Программно-методическое обеспечение

Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду Москва 2014г.

Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекция упражнения. Москва 1999г.

Боброва Т. Л. Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет вусловиях ДОУ: ООО Издательство Детство-Пресс 2013г.

Кремлякова А. Ю. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ: ООО Издательство Детство-Пресс 2012г.

Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2013г.

Марцинковская М. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении. Детская практическая психология. Учебное пособие Москва 2014г.

Николаев Н. В. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний

возраст (0-3 года) Ростов на Дону изд. Феникс 2016г.

Рогов Е. И. Замкнутость и ее коррекция \. Настольная книга практического психолога в образовании : Учебное пособие Москва 1996г.

Рогов Е. И. коррекционные приемы и упражнения. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие Москва 2014г.

Смирнова Т. И. Психологическая коррекцияагрессивного поведения детей Ростов на Дону

2014 г.

Семенович А. В. Методика комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации в детском возрасте. Нейропсихологическая диагностика и коррекция : учебное пособие для вузов. Москва 2013г.

Татищева А. И., Гриднева С. В. Подходы немедицинской психотерапии в работе со страхами Я не боюсь! Москва 2015г.

Хухлаева О. Е. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : учебное пособие Москва 2015г.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений :

Адаптированная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ разработанная на основе программы «Я – человек» Козлова С. А. Программа социального развития ребенка

Коррекционно-развивающая работа в доме ребенка проводится по двум основным направлениям :

- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личной и познавательной сфере);

- подгрупповые занятия (работа с проблемами в личной и познавательной сфере);

Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах:

- эмоционально – волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль;

- коммуникативная: нарушение взаимоотношений со сверстниками;

- познавательная: низкий уровень познавательных процессов.

Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях дома ребенка.

Задачи:

• Сохранение психологического здоровья детей.

• Диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.

• Разработка и реализация индивидуальных психопрофилактических программ.

• Консультационная работа с педагогами.

• Психологическое сопровождение детей в период адаптации.

• Подбор психологической литературы для самообразования воспитателей.

• Разработка рекомендаций для педагогов по волнующим их проблемам.

Взаимодействие с воспитателями:

• Оказание содействия формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

• Участие совместно с воспитателем в организации «Семейного часа» и проведении различных праздничных мероприятий.

• Оказание консультативной и практической помощи воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

• Организация и проведение консультаций (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность.

• Проведение консультирования воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

• Осуществление психологического сопровождения образовательной деятельности воспитателя.

• Оказание психологической профилактической помощи воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.

• Организация психопрофилактических мероприятий с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

• Участие во внедрении здоровьесберегающих технологий.

Каждое из направлений строится с учётом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приёмы.

Направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Для решения задач развития и коррекции речи детей, организована деятельность учителя-логопеда.

Программно-методическое обеспечение

Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Творческий центр «Сфера» Москва,2011г Агранович З. Е. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слов у детей Дошкольная педагогика 2012г. Беженова М. А Развитие речи дошкольников Д. : Сталкер 2012г. Буденная Т. В. логопедическая гимнастика Изд. С. -П. Детство-Пресс 2013г Гадасина Л. Я. О. Г. Ивановская «Звуки на все руки» 50 логопедических игр. «Детство – Пресс» Санкт – Петербург, 2013г. Ивченко Е. П. игры в коррекционной работе логопеда дошкольная педагогика 2014г. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий; Парадигма - Москва, 2012г. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками «Каро» Санкт – Петербург, 2012г Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи. «Школьная Пресса» Москва 2011г. Скворцова И. В. 100 логопедических игр «Олма –Пресс» Москва 2013г. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи; Академия - Москва, 2012г.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений :

Адаптированная образовательная программа логопеда по коррекционно-развивающему обучению разработанная на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Н. В. Нищеева

Направления коррекционной работы Задачи

Коррекция звукопроизношения

Развитие фонематического восприятия

• Совершенствование слоговой структуры слов

Коррекция звукопроизношения

• Обогащение словаря

• Совершенствование грамматического строя

• Совершенствование связной речи

Развитие фонематического восприятия

• Совершенствование слоговой структуры слов

*коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация;

*постановка диафрогмально-речевого дыхания;

*обогащение и активизация словарного запаса;

*обучение связной речи, формирование лексико-грамматических категорий, устранение речевого негативизма;

*развитие моторики общей, тонкой, артикуляционной;

*развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, словесно-логического мышления;

Взаимодействие специалистов при коррекции речи у дошкольников в условиях дома ребенка

Цель: обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и педагогов дома ребенка в образовательном процессе

Задачи:

— Выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития детей;

— Обеспечение устойчивости результатов логопедической помощи;

— Оптимизация деятельности воспитателей по профилактике речевых нарушений

Направления взаимодействия:

— Формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях благоприятного речевого развития

— Обучение педагогов приемам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактики речевых нарушений у воспитанников

— Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимосвязь работы логопеда с другими специалистами

Педагоги Задачи

педагог-психолог *поддерживать положительный эмоциональный настрой, учить осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей;

*проводить тренинги уверенного поведения, обучать детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми;

*помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим; развивать организаторские и творческие способности;

*развивать психические способности.

воспитатель *развивать общие речевые навыки (плавность, интонационная выразительность, речевое дыхание);

*учить задавать вопросы, стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

*развивать тонкую моторику, включая логопедические разминки, двигательную координацию, используя игроритмические упражнения;

*учить передавать в работе цвет, форму, величину; развивать воображение, художественный вкус.

*развивать словарь, связную, грамматически правильную речь;

*развивать психические процессы;

*развивать сенсорные и моторные функции, ориентировку в пространстве;

*работа по заданию логопеда, по устранению второстепенных дефектов.

музыкальный руководитель *развивать общие речевые навыки (плавность, интонационная выразительность, речевое дыхание, артикуляционный аппарат);

*развивать слуховую и двигательную память, фонематический слух;

*развивать общую моторику, чувство ритма;

обогащать словарь дошкольника существительными, прилагательными, глаголами, синонимами, антонимами;

*развивать связную речь, следить за культурой речи;

медицинские работники *организовывать и проводить лечебно-профилактические мероприятия (осмотр педиатра, углубленный осмотр узкими специалистами, иммунопрофилактика, информирование воспитателей о состоянии детей после осмотра);

*организовывать и проводить оздоровительные мероприятия (фитотерапия, использование препаратов, закаливающие мероприятия).

Основные направления деятельности учителя-дефектолога.

Программно-методическое обеспечение

Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка / Лариса Богданова, Наталья Диманис. – Спб. : Лев и Сова, 20012. Варенова Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями; Форум - Москва, 2012. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. Власенко О. П. и др. ФГОС Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа/авт. -– Волгоград: Учитель, 2015 Губанова Н. Ф. ФГОС Развитие игровой деятельности, вторая группа раннего возраста. - М. :МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015 Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением, младшая группа. М. : МОЗАИКА, СИНТЕЗ, 2015 Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Программа дошкольных образовательных Учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» - Москва «Просвещение» 2012 г. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь; Академия - Москва, 2012 Ковригина Т. В., Косьяненко М. В., Павлова О. В. ФГОС Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Вторая младшая гр. - Волгоград: Учитель, 2015г. Мишина Г. А., Разенкова Ю. А., Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : Методическое пособие// Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е. А., М: «Просвещение», 2012 Нищева Н. В. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. – Спб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. Павлова Л. Ю., Губанова Н. Ф. ФГОС Развитие игровой деятельности, младшая группа. : -М. :МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015 Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений, младшая группа--- М. :МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015 Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет /Юлия Соколова. – М. : Эксмо, 2012. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Коррекция нарушений речи. Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений :

Адаптированная образовательная программа учителя-дефектолога по коррекционно-развивающему обучению разработанная на основе программы для детей с нарушением интеллекта Коррекционно-развивающее обучение и воспитание Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева и программы для младенцев и детей мл. возраста с особыми потребностями «Каролина» под редакцией Н. Ю. Барановой

Социальное развитие

Необходимо:

-продолжать формировать поведение в соответствии с нормами и правилами: разговаривать спокойно, тихо вести себя в спальне,

- учить детей понимать слова нельзя, можно, нужно и действовать в соответствии с их назначениями,

- приучать бережно относиться с игрушками, убирать их на место,

- учить воспринимать различные мелодии, художественное слово, учить подражать действиям взрослого,

- учить контактировать со сверстниками, называть имя другого ребенка,

- учить умываться и мыть руки, самостоятельно есть любые виды пищи,

- способствовать развитию у детей веры в свои силы.

Основными задачами социального развития детей раннего возраста являются:

- побуждение детей к эмоциональной отзывчивости в общении со взрослыми, сверстниками,

- воспитание умения действовать рядом со сверстниками, что закладывает начало совместной деятельности.

- формирование эмоционального контакта с окружающими,

- развитие представления о хозяйственно–бытовом труде взрослых

Ориентировка в окружающем является фундаментом умственного развития ребенка. Введение в предметный мир предполагает:

- ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, несложные действия с ним, узнавание в ближайшем окружении и на картинке); -развитие интереса к растениям и животным, воспитание бережного отношения к ним, пробуждение простейших эстетических чувств.

Коммуникативно-познавательная деятельность детей обогащена современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:

- формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

- развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений, места обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

- ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

- формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, о простейших родственных отношениях.

В играх-занятиях с дидактическим материалом преследуются следующие цели:

• способствовать развитию мелкой моторики рук ребенка,

научить детей распознавать предметы по форме: шар, куб, круг, квадрат (дидактическая игра «Подбери такой же»,

научить различать контрастные размеры: большой, маленький,

познакомить детей с цветом предметов: красный, синий,

К концу года дети могут:

различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4-5 колец (от большого к маленькому, из 4-5 колпачков.

• Подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки, составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.)

• Соотносить плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.

• Уметь различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

• Уметь соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков.

• Самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом.

Публикации по теме:

Основная образовательная программа. Часть 11-я Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 11-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Основная образовательная программа. Часть 12-я Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 12-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Основная образовательная программа. Часть 13-я Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 13-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Основная образовательная программа. Часть 14-я Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 11-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Основная образовательная программа. Часть 15-я Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 15-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Основная образовательная программа. Часть 16-я Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 16-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Основная образовательная программа. Часть 17-я Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 17-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Основная образовательная программа. Часть 19-я Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 11-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Основная образовательная программа. Часть 20-я Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 20-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Основная образовательная программа. Часть 22-я Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 22-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основная образовательная программа дошкольного образования. Описание ОД по профессиональной коррекции нарушений развития
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 05:43
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основная образовательная программа дошкольного образования. Описание ОД по профессиональной коррекции нарушений развития» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Иконникова (УИ 1897359) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД