Мария Королева
Образовательная среда как фактор повышения результативности и развития одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная среда как фактор повышения результативности и развития одаренности (из опыта работы)
Королева М. А., педагог-организатор ГБОУ школы №579 Приморского района Санкт-Петербурга
…если мы знаем, как из слабости возникает сила,
из недостатков – способности, то мы держим
в своих руках ключ к проблеме детской одаренности.
Л. С. Выготский
Публикация «Образовательная среда как фактор повышения результативности и развития одаренности» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Выявление и развитие талантливой молодежи является приоритетным направлением развития современной системы образования. Поэтому общеобразовательная школа призвана создавать условия для выявления и развития интеллектуально-творческого личностного потенциала способных и одаренных детей [1].
В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин — «детская одаренность», напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. Мышление, способность к творчеству — величайший из даров природы (Эйнштейн А., даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться.
Одной из главных задач в работе с одарёнными детьми является создание условий для оптимального развития способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Условно можно выделить четыре категории одаренных детей :
• интеллектуальная одаренность : предметно-академическая; научно-исследовательская; научно-техническая
• художественно-творческая одаренность : литературно-поэтическая; хореографическая; сценическая; музыкальная; изобразительная;
• коммуникативная (социальная) одаренность : организационно-лидерская; ораторская.
• спортивная одаренность : общефизическая; специальная (в отдельном виде спорта);
Сегодня практически все общеобразовательные учреждения призваны создавать условия для выявления и развития интеллектуально-творческого личностного потенциала способных и одаренных детей. Каждая образовательная организация строит свою модель работы в данном направлении. Очевидно, что в единой образовательной системе эти модели не имеют принципиального отличия. Но в каждой школе данное направление реализуется с учетом сложившихся традиций и имеющихся условий (организационных, финансовых, кадровых и т. п.).
В основе урочной деятельности (преимущественно в начальной школе) находится система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Все основные учебные предметы образовательной системы построены на основании теории учебной деятельности, на признании того факта, что между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность. Реализация такой деятельности осуществляется на специальном организованном предметном содержании - теоретических понятиях.
Еще один направлением в создании условий для развития одаренности является внеурочная деятельность. Она организуется по пяти направлениям развития личности, заложенным в образовательном стандарте (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Внеурочные занятия ведутся не только учителями, также привлечены специалисты дополнительного образования детей.
Большой потенциал для развития детской одаренности имеет организация проектно-исследовательской деятельности ребенка. Мы занимаемся исследованиями как в урочной, так и во внеурочной деятельности, при этом поястоянно сталкиваясь с рядом проблем. Проектная деятельность для одаренных детей практически не вызывает никаких проблем, а вот с точки зрения реализации ФГОС второго поколения для большей части учащихся становится практически невозможной.
В нашей школе практикуется создание индивидуального образовательного маршрута (индивидуального учебного плана). Эта возможность выбора любого учащегося школы, преимущественно для старшеклассников. С этого года реализуется частичное внедрение подобной практики и в отделении дополнительного образования детей.
Важным условием для выявления и развития детской одаренности является конкурсное и олимпиадное движение. Для учащихся это безусловно возможность проверить свои способности, и проявить неординарные качества, узнать новое, выйти за рамки школьной программы. А для педагогического коллектива – это возможность работы с одаренными детьми и возможность получения материального поощрения.
Одним из самых благоприятных условий для развития одарённых детей является дополнительное образование, где создаётся развивающая среда, цель которой, удовлетворение образовательных возможностей творческих детей, самореализация их в обществе. Поэтому одним из главных направлений нашей работы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность, в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. При создании условий для выявления способных, талантливых и одаренных детей мы стараемся соблюдать ряд условий:
• Учет успехов детей в какой-либо деятельности и использование специальных диагностических методик. Методики подбираются педагогами самостоятельно или по рекомендациям педагога-психолога.
• Организация урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования как единого процесса (интеграция, направленного на развитие творческих, познавательных способностей учащихся.
• Большой банк образовательных услуг (возможность свободного выбора, удовлетворяющих интересам ребенка и запросам родителей.
В нашем образовательном учреждении (в ОДОД) реализуется проект «Я – талантливый во всем!». Цель проекта – создание условий для целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одаренных детей, их самореализации в различных видах деятельности, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи проекта:
• совершенствование системы выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одарённых и талантливых детей;
• диагностическое обследование детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
• максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного и индивидуального обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения современных педагогических технологий;
• совершенствование системы дополнительного образования образовательного учреждения, интеграция основного и дополнительного образования, развитие проектно-исследовательской и творческой деятельности;
• подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;
• взаимодействие с семьями в вопросе поддержки талантливых детей в реализации его интересов в социуме;
• повышение социального престижа школы на различных уровнях.
Для выявления одаренности дети вовлекаются в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. Используются методы оценки реальных действий ребенка в реальных ситуациях: анализ продуктов деятельности, достижений в олимпиадах, конкурсах; наблюдение; экспертные оценки педагогов и т. п.
Стратегия работы с одаренными детьми заключается в создании условий для их оптимального развития, включая детей, чья одаренность ещё не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейшее развитие их способностей.
По-настоящему талантливого/одаренного ребенка может воспитать только по-настоящему талантливый педагог. В связи с этим в образовательной организации спланирована система повышения квалификации по данному направлению - курсы для учителей и педагогов, возможность проводить и посещать мастер-классы, выезды творческих коллективов на специально организованные смены.
Список литературы:
1. Соколова Н. В. Развитие детской одарённости в условиях современной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8.