Лучший педагог года

Образовательная среда как фактор повышения результативности и развития одаренности

Мария Королева
Образовательная среда как фактор повышения результативности и развития одаренности
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная среда как фактор повышения результативности и развития одаренности (из опыта работы)

Королева М. А., педагог-организатор ГБОУ школы №579 Приморского района Санкт-Петербурга

…если мы знаем, как из слабости возникает сила,

из недостатков – способности, то мы держим

в своих руках ключ к проблеме детской одаренности.

Л. С. Выготский

Публикация «Образовательная среда как фактор повышения результативности и развития одаренности» размещена в разделах

Выявление и развитие талантливой молодежи является приоритетным направлением развития современной системы образования. Поэтому общеобразовательная школа призвана создавать условия для выявления и развития интеллектуально-творческого личностного потенциала способных и одаренных детей [1].

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин — «детская одаренность», напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. Мышление, способность к творчеству — величайший из даров природы (Эйнштейн А., даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться.

Одной из главных задач в работе с одарёнными детьми является создание условий для оптимального развития способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Условно можно выделить четыре категории одаренных детей :

• интеллектуальная одаренность : предметно-академическая; научно-исследовательская; научно-техническая

• художественно-творческая одаренность : литературно-поэтическая; хореографическая; сценическая; музыкальная; изобразительная;

• коммуникативная (социальная) одаренность : организационно-лидерская; ораторская.

• спортивная одаренность : общефизическая; специальная (в отдельном виде спорта);

Сегодня практически все общеобразовательные учреждения призваны создавать условия для выявления и развития интеллектуально-творческого личностного потенциала способных и одаренных детей. Каждая образовательная организация строит свою модель работы в данном направлении. Очевидно, что в единой образовательной системе эти модели не имеют принципиального отличия. Но в каждой школе данное направление реализуется с учетом сложившихся традиций и имеющихся условий (организационных, финансовых, кадровых и т. п.).

В основе урочной деятельности (преимущественно в начальной школе) находится система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Все основные учебные предметы образовательной системы построены на основании теории учебной деятельности, на признании того факта, что между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность. Реализация такой деятельности осуществляется на специальном организованном предметном содержании - теоретических понятиях.

Еще один направлением в создании условий для развития одаренности является внеурочная деятельность. Она организуется по пяти направлениям развития личности, заложенным в образовательном стандарте (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Внеурочные занятия ведутся не только учителями, также привлечены специалисты дополнительного образования детей.

Большой потенциал для развития детской одаренности имеет организация проектно-исследовательской деятельности ребенка. Мы занимаемся исследованиями как в урочной, так и во внеурочной деятельности, при этом поястоянно сталкиваясь с рядом проблем. Проектная деятельность для одаренных детей практически не вызывает никаких проблем, а вот с точки зрения реализации ФГОС второго поколения для большей части учащихся становится практически невозможной.

В нашей школе практикуется создание индивидуального образовательного маршрута (индивидуального учебного плана). Эта возможность выбора любого учащегося школы, преимущественно для старшеклассников. С этого года реализуется частичное внедрение подобной практики и в отделении дополнительного образования детей.

Важным условием для выявления и развития детской одаренности является конкурсное и олимпиадное движение. Для учащихся это безусловно возможность проверить свои способности, и проявить неординарные качества, узнать новое, выйти за рамки школьной программы. А для педагогического коллектива – это возможность работы с одаренными детьми и возможность получения материального поощрения.

Одним из самых благоприятных условий для развития одарённых детей является дополнительное образование, где создаётся развивающая среда, цель которой, удовлетворение образовательных возможностей творческих детей, самореализация их в обществе. Поэтому одним из главных направлений нашей работы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность, в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. При создании условий для выявления способных, талантливых и одаренных детей мы стараемся соблюдать ряд условий:

• Учет успехов детей в какой-либо деятельности и использование специальных диагностических методик. Методики подбираются педагогами самостоятельно или по рекомендациям педагога-психолога.

• Организация урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования как единого процесса (интеграция, направленного на развитие творческих, познавательных способностей учащихся.

• Большой банк образовательных услуг (возможность свободного выбора, удовлетворяющих интересам ребенка и запросам родителей.

В нашем образовательном учреждении (в ОДОД) реализуется проект «Я – талантливый во всем!». Цель проекта – создание условий для целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одаренных детей, их самореализации в различных видах деятельности, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи проекта:

• совершенствование системы выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одарённых и талантливых детей;

• диагностическое обследование детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;

• максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного и индивидуального обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения современных педагогических технологий;

• совершенствование системы дополнительного образования образовательного учреждения, интеграция основного и дополнительного образования, развитие проектно-исследовательской и творческой деятельности;

• подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;

• взаимодействие с семьями в вопросе поддержки талантливых детей в реализации его интересов в социуме;

повышение социального престижа школы на различных уровнях.

Для выявления одаренности дети вовлекаются в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. Используются методы оценки реальных действий ребенка в реальных ситуациях: анализ продуктов деятельности, достижений в олимпиадах, конкурсах; наблюдение; экспертные оценки педагогов и т. п.

Стратегия работы с одаренными детьми заключается в создании условий для их оптимального развития, включая детей, чья одаренность ещё не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейшее развитие их способностей.

По-настоящему талантливого/одаренного ребенка может воспитать только по-настоящему талантливый педагог. В связи с этим в образовательной организации спланирована система повышения квалификации по данному направлению - курсы для учителей и педагогов, возможность проводить и посещать мастер-классы, выезды творческих коллективов на специально организованные смены.

Список литературы:

1. Соколова Н. В. Развитие детской одарённости в условиях современной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8.

Публикации по теме:

Образовательная среда группы как условие развития речи дошкольника РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми.

Презентация «Организация взаимодействия с родителями как фактор повышения качества дошкольного образования» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям (законным представителям).

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования» В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную.

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС Доклад на международную дистанционную педагогическую конференцию «Дошкольное и начальное образование: опыт, актуальные задачи, перспективы.

Физическое воспитание дошкольника как фактор гармоничного развития личности Физическое воспитание является необходимым фактором гармоничного развития личности. Во-первых, физическое развитие напрямую обуславливает.

Качество педагогического общения как фактор успешного развития дошкольника Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но.

Консультация для родителей «Легоконструирование — фактор развития одаренности детей дошкольного возраста» Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные, простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того не замечая,.

Образовательная среда «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»Образовательная среда «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Возраст от 3-4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного.

Общение со сверстниками как фактор социального личностного развития детей Что такое общение, мы знаем не понаслышке: начиная с рождения человек живет среди других людей. Чем старше становится человек, тем шире.

Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации всех участников образовательного ДОУ- открытая социальная система На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно стать открытой социальной системой, способной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная среда как фактор повышения результативности и развития одаренности
Опубликовано: 13 марта 2019 в 19:40
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная среда как фактор повышения результативности и развития одаренности» (включая файлы) размещена пользователем Мария Королева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД