Наталья Николаевна Серова
Качество педагогического общения как фактор успешного развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни. 1
Возможности развития ребенка с раннего возраста связаны с воспитателем, обладающим мастерством коммуникативной компетентности. 1
Публикация «Качество педагогического общения как фактор успешного развития дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор включает воспитателя детского сада в «малый, интимный круг» общения ребенка-дошкольника : «Известно, как своеобразны отношения детей этого возраста к воспитательнице, как необходимо для ребенка ее внимание к нему и как часто он прибегает к ее посредству в своих отношениях со сверстниками»6.
Н. Д. Ватутина, педагогическое общение считает главным профессиональным умением, которое помогает раскрыться индивидуальности ребенка.
Е. А. Панько под педагогическим общением понимает познание воспитанника, оказание на него воспитательного воздействия, организацию взаимоотношений в различных видах деятельности, создание положительного микроклимата в группе детского коллектива.
Р. С. Буре и Л. Ф. Островская видят значение педагогического общения в обеспечении и создании эмоционального комфорта, профилактике и коррекции эмоционального неблагополучия детей в условиях детского коллектива.
М. И. Лисина, показывая важность общения со взрослым для развития детей на всех этапах раннего и дошкольного детства считает, что «Нет оснований говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается».
Основные профессиональные коммуникативные компетенции воспитателя. 7
1. Обеспечение эмоционального благополучия детей.
Показатели компетенции:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей
.
Показатели компетенции:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений,выражения своих чувств и мыслей;
- недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях.
Показатели компетенции:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. 8 «Стиль педагогического общения»
Уважаемые коллеги!
Для определения стиля вашего общения с воспитанниками предлагаем ответить на вопросы данной анкеты.
Внимательно прочитайте вопрос, выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться с вами своими мыслями, чувствами
б) говорить вам только то, что он сам захочет
в) оставлять свои мысли и переживания при себе
2. Если ребенок без спроса взял у сверстника игрушку, карандаш, вы:
а) доверительно с ним поговорите, предоставив возможность самому принять решение
б) согласитесь с тем, что дети сами разберутся в своих проблемах
в) известите об этом всех детей, заставите вернуть взятое и извиниться
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок в ходе образовательной деятельности был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнял задание.
Как вы поступите:
а) похвалите и всем детям покажете его работу
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня
в) скажете ему «всегда бы так занимался»
4. Ребенок при входе в группу не поздоровался.
Как вы поступите:
а) заставите его поздороваться
б) не обратите на него внимания
в) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута.
Что вы предпочтете делать:
а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают
б) помочь, подсказать, сделать замечание
в) заниматься своими делами (записями, подготовкой)
6. Какая точка зрения кажется вам правильной:
а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, на них не стоит обращать внимания
б) эмоции ребенка, его переживания - важные факторы, с учетом которых можно эффективно обучать и воспитывать
в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок слаб, неразумен и только взрослый может и должен научить его и воспитать
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность ребенка
в) ребенок развивается неуправляемо, находиться под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины
8. Как вы относитесь к активности ребенка:
а) положительно - без нее невозможно полноценное развитие
б) отрицательно - она мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание
в) положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:
а) скажите «ну и не надо»
б) заставите выполнить работу
в) предложите выполнить задание.
10. Какая позиция, по-вашему, правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем
б) если ребенок не осознает заботу взрослых о нем, не ценит, то это его дело, когда-нибудь он пожалеет
в) воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь
О
т
в Номер вопроса.
е
т 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Число баллов по номеру вопроса.
a 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
b 3 1 3 1 2 2 3 1 2 3
в 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
ИТОГО: ___
25-30 очков – тяготеет к демократическому стилю
20-24 очка – преобладает авторитарный стиль
10-19 очков – характерен либеральный стиль
Авторитарный стиль. Педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.
Демократический стиль. Общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению детей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности.
Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.
Либеральный стиль. Отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Министерство образования и науки РФ. Федеральный институт развития образования. Научно - аналитический журнал Образовательная политика.
Асмолов А. Г. Актуальная тема. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
2. FB.ru : https://fb.ru/article/194200/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-chto-takoe-sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta.
3. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Автор: Козлова С. А. Издательство: Академия
Год: 1998.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования на сайте https://www.firo.ru/?page_id=11003
5. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1996.
6. Задворная М. С. Готовность воспитателей к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми дошкольного возраста как важнейшее условие обеспечения качества образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
7. Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/kontrol02_11.htm