Лучший педагог года

Образовательная среда группы как условие развития речи дошкольника

Ирина Земова
Образовательная среда группы как условие развития речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Публикация «Образовательная среда группы как условие развития речи дошкольника» размещена в разделах

РЕЧЕВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.

Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды :

— обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

— обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

— обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

— обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

— обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение,

важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы.

На основе данных психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды мы выделяем следующие:

- Речь педагога;

- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Рассмотрим каждую составляющую Речевой развивающей среды.

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания.

Речь педагога имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры. Речь педагога должна отвечать следующим качествам:

1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов : начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.

Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. В современных исследованиях линия речевого развития определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.

Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие:

- Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться с взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

- Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

- Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.

- Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.

- Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.

Требования к предметно-развивающей речевой среде :

-насыщенность среды соответственно возрастным особенностям;

-трансформируемость пространства;

-полифункциональность материалов;

-вариативность среды;

-доступность среды (помещений, игр, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды деятельности);

-безопасность

Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.

младшая и средняя группа :

-грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

-методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

-методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (беседы, рассказы, чтение);

-организация деятельности детей с целью стимулирования самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обобщения и уточнения представлений детей об окружающем.

Старшая и подготовительная группа :

-грамотная речь педагога;

-методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

-методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; побуждать к пересказу, запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);

-организация восприятия с последующим обсуждением).

-создание условий для каждого ребенка с целью стимулирования детского словотворчества и повышения качества детских речевых высказываний.

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду :

• создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

• обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

• способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Итак, составляющие речевой развивающей среды : речь педагога, методы и приемы, оборудование.

Рекомендуемое наполнение в уголках по развитию речи :

-На развитие речевого дыхания : султанчики, вертушки, игрушки на поддувание, снежинки, листики, легкие мячики из ваты и т. д.

-На формирование фонетического восприятия и слуха: шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки для определения звучащих инструментов и т. д.

-Дидактические игры для активизации словаря;

-Пособия для развития связной речи : серии сюжетных картинок, разные виды театра, литературные уголки;

-На развитие мелкой моторики : массажные валики, мячики, прищепки, пуговки, бусы, разные виды застёжек, шнуровки, мозаики и т. д.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии, как условие успешного развития дошкольника в ДОУ «Здоровьесберегающие технологии, как условие успешного развития дошкольника в ДОУ». Чумак А. С., воспитатель МБДОУ «Д/С «Настенька», г.

Образовательная среда «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»Образовательная среда «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Возраст от 3-4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного.

Предметно-развивающая среда, как условие развития познавательно-исследовательской деятельности Специально организованная предметная среда позволяет педагогам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие успешной социализации ребёнка-дошкольника «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие, обеспечивающее познавательную активность дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает познавательное развитие п. 2.6. «Познавательное.

Развивающая предметно-пространственная среда как важнейшее условие развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является фундаментом развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской.

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда как основное условие развития ребенка» Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) как основное условие развития ребенка. Развивающая предметно-пространственная образовательная.

Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника. Искусство – содержательное ядро художественной культуры – один.

Предметно-развивающая среда как условие для развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник.

Автор публикации:
Образовательная среда группы как условие развития речи дошкольника
Опубликовано: 25 января 2019 в 12:08
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная среда группы как условие развития речи дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Земова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД