надя рогач
Конспект образовательной ситуации в первой младшей группе «Наложение геометрических фигур друг на друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) уточнить название геометрических фигур – круг, квадрат;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закреплять умение определять, называть и сравнивать предметы.
Таблица «Логическая основа образовательной ситуации»
Основная образовательная цель Формировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения.
Публикация «Конспект образовательной ситуации в первой младшей группе „Наложение геометрических фигур друг на друга“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Новое знание = детское «открытие» Способ сравнения по ширине: чтобы сравнить две фигуры, надо одну фигуру наложить на другую так, чтобы они совпали.
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать Умение детей зрительно сравнивать предметы, понятия «круг», «квадрат».
Причина затруднения «Не знаем, как сравнивать две фигуры».
Цель деятельности по преодолению затруднения Узнать способ сравнения двух фигур.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.
Ключик к теремочку.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята вы любите ходить в гости?
-А к вам домой приходят гости?
-Кто приходит в гости к вам?
-Вот к нам пришли в гости герои из сказки «Теремок»
-Они грустят.
-Как вы думаете почему (ответы детей)
Воспитатель говорит детям о том, что зверушки хотят попасть в дом, и просят детей подобрать им нужные ключи к замкам.
-Они не могут попасть в свой новый теремок. Дверь в теремок закрыта на замочки.
-Хотите помочь зверям?
-Что нужно сделать, чтобы открыть замочек?
-Вы сможете открыть?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать умение детей в назывании и узнавании геометрических фигур (круг, квадрат).
- Пора открывать дверь!
Воспитатель кладет на стол ключи круглой и квадратной геометрической формы и предлагает детям подобрать для замков подходящие ключи.
Дети садятся за столы, на которых для каждого приготовлены геометрические фигуры. (Круг и квадрат)
– Какой ключ надо взять для первого замка?
Если дети правильно выберут фигуру, то воспитатель говорит, что звери не верят, что этот ключ подходит.
Воспитатель предлагает детям сравнить замок и ключ, наложив фигуру на замок соответствующей формы, чтобы зверям стало понятно, что ключ подходит к замку.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для построения способа сравнения предметов;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации за-труднения и понимания его причины.
Возникает затруднение.
– Смогли вы объяснить зверям, как подобрать ключ?
– Почему не смогли? (Потому что не знаем, как это сделать.)
Ели фигуры выбраны неправильно, то воспитатель говорит, что зверям не понравилось, что замок на двери не открывается.
– Смогли ли вы подобрать нужный ключ?
– Почему не смогли? (Потому что не знаем как подобрать нужный ключ.)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать представление о способе сравнения геометрических предметов путем наложения и приложения;
2) формировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».
– Что можно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает.)
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего рассказывает и показывает способ сравнения по ширине: чтобы сравнить две фигуры, надо одну фигуру наложить на другую так, чтобы они совпали.
Друзья – зверушки благодарят детей за помощь.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Часть 1.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Воспитатель предлагает детям вместе открыть замок.
На двери весит замок
Кто его открыть бы смог
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли!
Вспомнить как двигаются звери из сказки. (Дети импровизируют под музыку движения животных, воспитатель помогает)
Часть 2.
Дидактические задачи: закреплять умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, способ сравнения предметов путем наложения и приложения.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что сегодня Лисичка и Волк решили поиграть, они будут искать, где спрятался круг и квадрат.
Зверушки просят детей найти эти фигуры на рисунке.
– Хотите помочь?
Дети садятся за столы по одному.
На столах лежат иллюстрации домика.
– Как вы думаете, какие здесь окошки? (круглые, похожи на круг) А какие здесь двери? (квадратные, похожие на квадрат)
– Скоро начнется дождь и пора закрыть окна и двери, помогите Лисичке и Волку это сделать.
Воспитатель говорит, что звери просят детей еще раз показать и рассказать им, как накладывать фигуры на изображение.
Дети с помощью воспитателя проговаривают способ наложения фигур.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
– У кого в гостях мы сегодня побывали?
– Чем мы помогли зверям?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь зверушкам, потому что научились сравнивать предметы способом наложения фигур друг на друга.