Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации «Шумим и трещим»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Художественно – эстетическое развитие.
Возрастная группа: Вторая младшая.
Тема: Шумим и трещим.
Основные цели:
- Обогащать слуховой опыт детей, используя ими самостоятельное или при помощи взрослого звукоизвлечение на шумовых инструментах.
- Ознакомление детей приемам игры на шумовых инструментах, таким как «встряхивание» и «глиссандо» - скользящие движения деревянной палочкой по ребристой поверхности инструмента.
Дидактические материалы: иллюстрация «Солнышко», три иллюстрации «Злые тучки».
Публикация «Конспект образовательной ситуации „Шумим и трещим“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Оборудование: ковер, магнитная доска, магниты, три подноса, султанчики трех цветов, шумовые инструменты: один из которых шумит (шейкер, другой – трещит (гюро в форме рыбки) и третий (незнакомый детям инструмент) – и шумит и трещит (шейкер – гюро).
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация является одним из результатов моего трехлетнего опыта работы в рамках РИП апробации и внедрения комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» в практику работы МБДОУ д/с №81 по программе музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Тутти» в соответствии ФГОС ДОУ А. И. Бурениной, Т. Э. Тютюнниковой.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Исполнение попевки - приветствия «Ручки, ручки просыпайтесь! Здравствуйте!»
(исполнять, ярко выражая в движениях и исполнении разный характер).
- Солнышко плыло, плыло.
И к ребятам приплыло.
На магнитную доску прикрепляю иллюстрацию «Солнышко».
- Тут подул сильный ветер (дуем все вместе). Приплыла одна тучка и закрыло солнышко с одного края (закрываю край солнышка одной тучкой).
Вновь подул сильный ветер (дуем все вместе). Приплыло вторая тучка и накрыла другой край солнышка (показываю).
Тут еще сильней подул ветер (дуем). И принес третью тучку. И оно закрыло все солнышко (показываю).
Надо солнышку помочь.
Злые тучки прогнать прочь.
Хотите, чтобы солнышко вновь нам светило?
Сможете прогнать злые тучки?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
закреплять представления о различных способах движения по кругу под исполнение педагогом песни;
актуализировать самостоятельное или при помощи взрослого звукоизвлечение на шумовых инструментах приемом «шуметь» и «трещать», произнося этот звук в речи «ш» и «треск»;
закреплять умение узнавать по внешним признакам, какой шум издает тот или иной шумовой инструмент.
- Чтобы тучки нам прогнать.
Надо вместе поиграть.
Двигаемся по кругу, высоко поднимая колени под мелодию «Весело на праздник мы идем» М. Ю. Картушиной.
Весело мы к солнышку идем
Песенки задорные поем,
Ля-ля-ля,
Ля-ля-ля.
К солнышку идут друзья.
- А на пути у нас задание.
Пушистиком какого цвета накрыто наш задание? (красного)
В центр круга ставлю поднос, накрытый красным султанчиком. Сажусь на коврик, жестом прошу присесть тоже.
Ой, что же там? (прошу одного ребенка снять красный султанчик. Под ним знакомый уже детям шумовой инструмент).
- Этот инструмент стучит или шумит?
- Шумит.
- Им нам надо потрясти
И шуметь, как он шумит.
Каждый ребенок шумит на инструменте, произнося звук «ш» и передает следующему.
Пошумели все на инструменте – вот одну тучку и спугнули от солнышка (убираю одну тучку).
Чтобы две тучки прогнать.
Опять надо поиграть.
Ползем друг за другом под мелодию, которую исполняет педагог:
Бодро мы вперед ползем
Никогда не устаем
Нужно нам быстрей ползти,
Чтобы солнышко спасти.
- Вот и доползли.
А вот и второе задание.
В центре круга ставлю поднос, накрытый синим султанчиком.
- Пушистиком какого цвета, накрыто это задание?
-Ой, что же там? (прошу одного ребенка снять синий султанчик. Под ним знакомый уже детям шумовой инструмент).
- Этот инструмент стучит, шумит или трещит?
- Трещит!
- Им нам надо потрещать,
И всем вместе «треск» сказать.
Каждый ребенок трещит на инструменте, произнося звук «треск» в речи и передает следующему.
Потрещали все на инструменте – вот и вторую тучку спугнули от солнышка (убираю вторую тучку).
И осталось нам сколько тучек убрать? (одну)
- Эту тучку мы прогоним
Скачем дружно все за мною.
Прыгаем по кругу под мелодию, которую исполняет педагог:
Прыг-скок, тра-ля-ля.
Скачут к солнышку друзья. …
В центр круга ставлю поднос, накрытый желтым султанчиком. Прошу всех присесть на ковер.
- А здесь что? (прошу одного ребенка снять желтый султанчик. Под ним незнакомый детям шумовой инструмент).
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
создать мотивационную ситуацию для восприятия «нового» для детей шумового инструмента;
формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
- Этот инструмент стучит, шумит или трещит?
Дети затрудняются ответить?
- Как же нам надо играть на этом инструменте, чтобы спугнуть третью тучку?
-Не знаем как же играть на нем?
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
формировать представления о «новом» для детей шумовом инструменте;
вызвать практический интерес к свободному манипулированию на «новом» шумовом инструменте ;
формировать опыт самостоятельного произвольного поиска приемов воспроизведения звука на нем и эмоционального переживания радости «открытия».
- Что же нам нужно сделать, чтобы узнать, как на нем играть?
- Попробовать.
- Есть смелые ребята?
- Подходи, бери инструмент и попробуй поиграть на нем.
- Он шумит.
- А палочка для чего?
- Трещит.
- Значит это инструмент и шумит и что делает?
- И трещит.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1) закреплять представление о воспроизведении звука разными приемами на «новом» для детей шумовом инструменте;
2) формировать умение воспроизводить одновременно звук на инструменте и произносить его в речи.
- И шумим и трещим.
Нашу тучку веселим!
Каждый ребенок и трещит на инструменте и шумит на нем же, произнося то звук «треск» в речи, то звук «ш» приемами «встряхивание» и «глиссандо» и передает следующему.
- И потрещали все на инструменте и пошумели – вот и третью тучку спугнули от солнышка (убираю последнюю тучку).
Стало светить солнышко как прежде.
Молодцы!
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
- Смогли прогнать злые тучки от солнышка?
- Мы с вами и…. шумели?
- И ….трещали?
Исполнение попевки «Ручки – ручки хлоп-хлоп, до свидания!»
Ножки-ножки, топ-топ, до свидания!
Солнышко лучистое, до свидания!
Комментарии к сценарию: Данная образовательная ситуация может быть интересна музыкальным руководителям, как начальный этап для введения детей младшего дошкольного возраста в такой вид музыкальной деятельности, как игра на шумовых инструментах.