Людмила Салова
Конспект образовательной ситуации «Вулканы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации «Спасатели» старшая группа
(экспериментирование «извержение вулкана», физра). воспитатель: Салова Л. П.
Цель: Создание условий для познавательной деятельности по теме вулканы.
Детская цель: спасти Лунтика.
Задачи:
Воспитывать дружеские качества, чувство взаимопомощи
Темочки:
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Совершенствовать различные виды ходьбы и бега; упражнять в прыжках в высоту с разбега; в метании мешочков в цель, в ползании на четвереньках; развивать ловкость и глазомер.
Познакомить детей с природным явлением «извержение вулкана». Формировать представление о типах вулканов; Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире ; расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы ; развивать активность, инициативность в познавательной деятельности.
Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях ; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, пепел, спящий вулкан и т. д.
Предварительная работа: чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах.
Оборудование : Игрушка Лунтик; картинки с изображение вулканов, большой макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, газированная вода, приборы для опытов, фартуки; салфетки, ёмкости с водой, камни разной величины; дуги, мешочки с крупой, значки спасателей, обручи.
Ход образовательной ситуации:
(в группе)
В: Ребята посмотрите в окно и скажите какое сейчас время года (весна)
Дети видят на окне снежинку.
В: Странно ребята снежинка прилетела, почему (предположения детей)
В: Ребята на снежинке что- то написано. Вам интересно узнать что? (да)
Послушайте внимательно.
«Ребята год назад, я отправился в путешествие. Я побывал во многих странах. Сейчас я нахожусь на Камчатке, в стране вулканов и гейзеров. Сейчас происходит что-то странное. Вся земля трясется у меня под ногами, из под земли идет пар. Я не могу вернуться домой. Очень прошу помогите мне. Лунтик!»
В: Ребята что же нам делать? Помогать Лунтику или нет? (помогать)
В: Дорога на Камчатку длинная и опасная. Только сильные, смелые и отважные смогут пройти по ней.
Посмотрите, здесь в конверте какие то значки. Интересно кому они принадлежат? (значки спасателей)
Предлагаю вам стать настоящими спасателями. Для этого вам надо одеть физкультурную форму и значки.
Сначала мы пойдем пешком.
Ходьба обычным шагом.
В царстве холода и стужи
Все кругом сковали льды,
Серебристые метели,
Запорошили следы. (На носочках)
Воет ветер, злится вьюга
Заметая все кругом
И осыпана округа
Белоснежным серебром. (Полуприсед крестным шагом)
В белой тундре, где снега,
Он растит свои рога –
Гордый северный олень!
Царь всех северных зверей! (С высоким подниманием ноги)
Есть на Севере пингвины,
Как проворные дельфины,
Плавают в воде пингвины!
А как вылезут на сушу,
Ходят очень неуклюже. (Ходьба пятки вместе носки врозь)
А белые медведи немного косолапы,
Белые медведи немного толстопяты.
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно. (Ходьба с опорой на кисти рук и стопы ног)
Лыжи с палками возьмём
И на лыжах и на лыжах мы пойдём (Ходьба, не отрывая ступней от пола)
Вьюга да метелица
По дорожке стелется… (Прыжки с выбрасыванием прямых ног вперед)
«Извилистый путь» (Бег змейкой)
Ох, нелёгок этот путь,
Надо дети, отдохнуть. (Восстановительное дыхание)
Воздух прозрачный, свежий, насыщенный кислородом. Дышите спокойно и глубоко. Воздухом наполним наши лёгкие.
(ходьба переходит в марш)
Воспитатель:
В: Ребята поднимается ветер
он решил задержать нас в пути. Ох, как здесь холодно! Давайте немного отдохнем и согреемся. С ветром подружимся и немного разомнемся.
II/ Основная часть.
(Дети перестраиваются в 2 колонны)
Воспитатель:
- Кругом, подравняйся!
Общеобразовательные упражнения без предметов
1. И. п – основная стойка, руки внизу. 1 – руки вперед; 2ю – поднять руки вверх; 3. – руки в стороны;4 – исходное положение. (8 раз)
2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки внизу руки прямые. 1-2 - поворот в право (влево, руки в стороны, руки прямые; 3-4 - исходное положение. (8 раз)
3. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1-2 - присесть руки вынести вперед; 3-4 - исходное положение. (8 раз)
4. И. п – сидя ноги врозь, руки на поясе. 1 – 2 – наклониться вперед, коснуться носков ног, 3 – 4 – вернуться в исходное положение. (6 раз)
5. И. п – лежа на спине, ноги вместе прямые, руки за головой. 1 – согнуть ноги в коленях, коснуться руками колен, 2 – вернуться в исходное положение (6 раз)
6. И. п. – основная стойка, руки внизу. 1 – прыжки ноги врозь, руки врозь; 2 – прыжком ноги вместе, вернуться в исходное положение. Серия прыжков на счет 1 – 8, небольшая пауза.
Повторить 2-3 раза.
Воспитатель:
- Не будет ветер нам мешать
В дороге будет помогать!
- посмотрите, ветер нанес сюда много снежинок. Какие они разные и красивые. Посмотрите внимательно здесь что – то написано и изображено.
Читает: «Смелые и отважные спасатели. Начинается землетрясение, скоро произойдет извержение вулкана. Найти меня не легко, Только пройдя через испытания, вы сможете вернуть меня домой. Лунтик»
Воспитатель:
Основные движения
«Каменные арки» - Подлезание под дугу. Ставятся дуги (3 -40 в линию. Задание подойти к дуге, присесть, сгруппироваться в «комочек» и пройти под дугой, не касаясь его верхнего края. Затем подойти к следующему пособию.
«Пингвиньи забавы» - прыжки с зажатым между ног мешочком с песком, используя энергичный взмах рук. Задание – подойти к корзине, взять один мешочек, зажать его между ног и пропрыгать дистанцию, стараясь не уронить мешочек.
«Бросание камней в цель» - метание мешочков в горизонтальную цель с расстояния 4 – 5 метров. Задание – подойти к отмеченной линии, взяв мешочек в правую руку, и метнуть его в цель, стараясь попасть в середину.
«Узкая тропа» - ходьба по узкой веревке боком, приставным шагом (диаметр – 1.5 – 3 см.) Задание – подойти к веревке, повернуться боком, приставным шагом пройти по ней, руки за головой.
В: Вот мы и нашли Лунтика. Он так рад, что вы ему помогли, что хочет с вами поиграть
П/игра «Медведь и пчелы»
Ребята, вот какой трудный путь преодолели мы с вами. Вы справились со всеми трудностями.
В Посмотрите какие фотографии сделал Лунтик (показ фото вулканов). Он хочет рассказать вам о стране вулканов. Почему же нам пришлось спасать Лунтика? Что произошло бы, если бы началось извержение вулкана?
Я шел к ней длинным перевалом,
Завал штурмуя за завалом.
Потом карабкались на кручу,
Набрав камней в ботинки кучу.
И вот, взошли на пик, ура!
Ты покорилась мне-…. Гора
Рассматривание картинок с изображение гор.
- Ребята, посмотрите сколько камней скатилось с нашей горы, как называется это явление? (Камнепад).
(Дети рассматривают камни, сидя за столами).
- Давайте исследуем наши камни. Что определяем вначале? (Живое или не живое).
-Не живое? Почему?
Дети: «Не двигается, потому, что нет ног; не дышит, потому,что нет носа; не питается, потому, что нет рта».
- Исследуем дальше, что вы ещё можете сказать об этом объекте? Какой он на ощупь?
(Он твёрдый и т. д.). Молодцы!
- А что сейчас определяем? (Есть ли внутри воздух) Давайте проверим.
Проводится опыт: дети опускают камень в воду.
Дети:«Когда камень опустили в воду, пузырьков не было. Значит, внутри камня воздуха нет».
- А дальше, мы узнаем впитывает ли камень воду. Проверяйте.
Дети:«Салфетка мокрая, потому, что вода скатывается вниз. Значит, камень не впитывает воду».
- Какой можно сделать вывод?
Ответы детей: это не живое, твёрдое, не пропускает воздух и не впитывает воду.
Воспитатель:
загадка:
Я плююсь огнём и лавой,
Я – опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? ….(Вулкан).
- Ребята, вспомните, что такое вулкан?
Дети: «Это гора, из которой идёт дым, потом летят камни, а затем извергается лава».
- Правильно, молодцы! Вы, уже, немного узнали на прошлых занятиях о вулкане. А сегодня, я вам расскажу легенду о вулкане. Давайте пойдём к нему в гости.
Физминутка:
По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали.
Смело мы идём вперёд,
Где вулкан, уже, нас ждёт.
- Вот мы и пришли в гости к вулкану. Усаживайтесь и послушайте интересную легенду.
- Давным-давно в Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу Гефест - огонь. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но,зато, он был очень трудолюбивый и сильный. Он построил себе кузницу внутри высокой горы и подчинил себе огонь. Гефест первый начал делать различные украшения, ковать оружие, а потом он научил этому людей. Когда он работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания,а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Люди со страхом говорили: "Это работает Гефест" и уходили жить подальше от этого места. Древние Римляне дали этому богу другое имя - Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его тоже стали называть - вулкан. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.
- Понравилась вам легенда? (Ответы детей).
- теперь рассмотрим из чего состоит вулкан (слайды,
- Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (он похож на конус, пирамиду).
- Верно,а верхняя его часть похожая на воронку называется – кратер.
- Кратер вулкана, это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красновато –оранжевая дыра – жерло, уходящая глубоко в землю.
Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Людей, которые занимаются изучением вулканов, называют вулканологами. Эти ученые предупреждают людей о надвигающейся опасности и жители могут покинуть свои места и спастись.
- Ребята, извержение вулкана очень интересное, но не безопасное природное явление, поэтому я вам это покажу на нашем макете (проводит опыт и показывает на большом макете извержение вулкана.).
Вопросы к детям:
- С чего начинается извержение вулкана?
- Что происходит дальше?
- Что остаётся после извержения вулкана?
- Мы наблюдали с вами действующий вулкан, а ещё бывают спящие.
- Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может взорваться в любой момент).
Слайды местных гор.
Молодцы!
2-я часть.
- А сейчас, давайте пройдём в лабораторию научных открытий. Так всё готово для проведения опыта.
Проведения опыта:
насыпаем соду, добавляем красную краску, жидкое мыло и наливаем газированную воду.
- Вулканы начали «вулканить»-
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать-
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул
И на десятки лет уснул.
- Что вы наблюдали? (Ответы детей)
-Как извергались наши «вулканчики»? (спокойно)
- Молодцы, ребята, вы были сегодня внимательными, работали аккуратно и у вас всё получилось замечательно.
Рефлексия
- С чего начинается извержение вулкана?
- Что происходит дальше?
- Что остаётся после извержения вулкана?
- Мы наблюдали с вами действующий вулкан, а ещё бывают спящие.
- Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может взорваться в любой момент).
Слайды местных гор.
- Ребята кого мы сегодня с вами спасли? - Что интересного вы сегодня узнали?
- Что вам было трудно? - Кому можно рассказать об этом и показать наш опыт?
- Вы отлично справились с заданием, спасибо за сотрудничество!
- Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в «Страну вулканов».