Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Елка» с использованием мнемотаблицы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : речевое развитие
Возрастная группа: средняя
Тема: Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Елка» с использованием мнемотаблицы.
Основные цели: вызвать желание запомнить и воспроизвести стихотворный текст, используя мнемотаблицу.
Обучающие задачи:
- формировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Заучивание стихотворения Е, Трутневой „Елка“ с использованием мнемотаблицы» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Новый год. Стихотворения для детей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Трутнева Е. Стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
- формировать умение детей эмоционально воспринимать стихотворение;
- тренировать образность речи;
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей желание участвовать в праздниках, исполнять роли, радовать взрослых и детей.
Дидактические материалы: листы альбомные, карандаши, мнемотаблица.
Оборудование: мольберт, маркеры, искусственная елка, коробочка с новогодними украшениями.
Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация разработана на основе системы дидактических принципов деятельностного подхода. Постановка задач предполагает учет реальных условий деятельности, возможностей детей, программных требований. В рамках выбранного сюжета перед детьми возникает проблемная ситуация по заучиванию стихотворения. Дети фиксируют рисунками строки стихотворения, самостоятельно пытаются найти выход из «ситуации затруднения». Дети с успехом применяют новые знания при зарисовке строк стихотворения. В результате чего имеет место ситуация успеха для каждого ребенка. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей средней группы.
Словарная работа: «снежное пальтишко», ледышки, в серебре, стайка чечёток.
Предварительная работа: Наблюдения с детьми на прогулках за заснеженными деревьями, рассматривание иллюстраций зимнего леса.
«Логическая основа образовательной ситуации»
Основная образовательная цель формировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц
Новое знание = детское «открытие» 1. Если нарисовать рисунки или схемы, то можно быстро запомнить стихотворение
2. Для быстрого заучивания можно использовать мнемотаблицу.
Какие понятия, способы действия
необходимо актуализировать Актуализировать знания о подарках, разобрать непонятные слова.
Причина затруднения «Не знаем, как быстро запомнить стихотворение»
Цель деятельности по преодолению
затруднения Узнать, как с помощью рисунков можно выучить стихотворение
Ход образовательной ситуации:
I Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.
Ребята, хочу показать вам вот красивую коробочку. Я её нашла на пороге нашей группы, когда пришла в детский сад. Мне очень хотелось узнать, что лежит в этой коробочке, но решила, что мы вместе с вами откроем её.
(Воспитатель открывает коробочку, в ней лежат ёлочные украшения).
- Как вы думаете, кто нам прислал такой подарок и для чего? (Дед Мороз, Снегурочка).
- А как вы думаете, Деду Морозу и Снегурочке приятно тоже получить подарок? (Ответы детей.)
- А что мы им сможем подарить? (Ответы детей.)
- Сможем. А каким может быть подарок для них?
II Актуализация
Дидактические задачи:
- актуализировать знания детей о разновидностях подарках;
- тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь.
Дети перечисляют разновидности подарков. Хороший подарок - стихотворение Елены Трутневой «Ёлка». Послушайте стихотворение.
Вырастала ёлка Приходили к ёлке
В лесу на горе. И волки зимой…
У неё иголки Увезли мы ёлку
Зимой в серебре. К себе домой.
У неё на шишках Нарядили ёлку
Ледышки стучат, В новый наряд -
Снежное пальтишко На густых иголках
Лежит на плечах. Блёски горят.
Жил под ёлкой зайка Началось веселье -
С зайчихой своей. Песни да пляс!
Прилетала стайка Хорошо ли, ёлка,
Чечёток с полей Тебе у нас?
Разбор непонятных слов: «снежное пальтишко», ледышки, в серебре, стайка чечёток.
Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте строчками из стихотворения :
- Вырастала ёлка в лесу на горе? (хоровой и индивидуальные ответы.)
- У неё на шишках ледышки стучат? (хоровой и инд. ответы.)
- Снежное пальтишко лежит на плечах? (хоровой и инд. ответы.)
- Ребята, вспомните и скажите какие звери и птицы дружили с ёлкой, жили под ёлкой, прилетали и приходили к ней? (ответы детей.)
Обобщить ответы детей строчками из стихотворения.
- Что дальше случилось с ёлкой
- Как нарядили ёлку? Что это за новый наряд?
- Правильно. Раньше на ней было снежное пальтишко, иголки в серебре, а теперь?
Обратить внимание детей на то, что строчки «Началось веселье, песни да пляс», надо читать радостно, так как в них говорится о празднике, а в конце стихотворения надо спросить : «Хорошо ли ёлка тебе у нас?» (2-3 инд. ответа.)
III Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для запоминания стихотворения;
2) формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения, понимания его причины.
- Ребята, кто запомнил стихотворение и может рассказать его?
- Как можно быстро запомнить стихотворение? (нарисовать его). Дети на индивидуальных листочках рисуют.
- Сможете рассказать стихотворение? Почему не смогли?
- Значит, что нам надо узнать? (как с помощью мнемотаблицы нарисовать стихотворение)
IV «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1) познакомить с разным способом сгибания квадрата для получения треугольника и прямоугольника;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.
Воспитатель рассказывает как можно «рисовать» стихотворение. Читает ещё раз стихотворение, фиксирует в мнемотаблице ассоциации, которые возникают у детей.
V Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи:
1) тренировать умение рассказывать стихотворение по мнемотаблице;
2) закрепить умение тренировать память, внимание, речь.
Предлагает детям прочитать стихотворение с помощью таблицы вместе, потом индивидуально (2-3 человека).
VI Осмысление
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии и создать ситуацию успеха.
- Запомнили стихотворение? Вам понравилось?
- Ребята, как вы думаете, понравится Деду Морозу и Снегурочке наш подарок? (Да.)
- Кто так считает, возьмите по одной игрушке и украсьте нашу ёлочку.
-Какие знания и умения вам пригодились?
- Почему у нас все так быстро и хорошо получилось?
Комментарии к сценарию.
На данном занятии создала проблемную ситуацию для того, чтобы дети поставили свою цель: приготовить подарок для Деда Мороза и Снегурочки. Таким образом, дети не осознанно, добиваясь своей детской цели, достигают поставленные мною образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Упражняя детей в умении заучивать стихотворение с использованием мнемотаблицы способствовало развитию психических процессов: памяти, внимания, наглядно-действенного мышления, формированию умения соотносить знаковые символы с образами.
Составление мнемотаблицы позволило вызвать эмоциональный отклик и творческую активность, чувство удовлетворения от полученного результата.
Использование мнемотаблицы позволило восстановить последовательность стихотворения. Детям было предложено рассказать стихотворение по таблице. В задании использовала фронтальную и индивидуальную работу. Дети с удовольствием выполняли задания.
Подведение итогов способствовало развитию у детей умения выражать отношение к своей и совместной деятельности.
Беседа о результатах совместной деятельности позволила сделать вывод, что во время выполнения задания, дети владеют умением принимать инструкцию взрослого, правильно выполнять задания.
Продолжительность образовательной деятельности не более 20 минут.
Тип занятия соответствует цели и задачам деятельности, которые конкретизированы, связаны с содержанием учебного и игрового материала. Подобранный материал доступен для детей данного возраста. Использование мнемотаблицы – повышает интерес детей к деятельности, результативность.
В образовательной деятельности мной был сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на упражнение детей в умении составлять стихотворение с использованием мнемотаблиц.
Считаю, что использование разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы в целом.
Методы и приемы, которые были использованы, вызывают интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания. Поэтому дети в течение всего времени были активны, проявляли интерес ко всем видам деятельности. Оцениваю результаты положительно, так как удалось реализовать все поставленные задачи.
Список используемой литературы :
1. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обоазования/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.
2. Гербова В. В. Методика развития речи/ В. В. Гербова. - Мозаика-Синтез, 2012.
3. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб. : Заневская площадь, 2014. - С. 52-53