Приложение МААМ

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Поможем мальчикам понять друг друга»

Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Поможем мальчикам понять друг друга»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область :

Речевое развитие, социально – коммуникативное развитие

Возрастная группа:

Подготовительная группа

Тема: «Поможем мальчикам понять друг друга»

Основные цели:

Формирование у детей понятия «ключ – родник».

Дидактические материалы:

Демонстрационный материал:

1. Иллюстрации ключей (дверной, гаечный, разводной, скрипичный).

2. Настоящие ключи.

3. Электронные ресурсы к занятию (презентация).

4. Иллюстрация ключа – родника.

Оборудование:

Столы, стулья.

Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками „Поможем мальчикам понять друг друга“» размещена в разделах

Ноутбук, колонки.

Краткая аннотация:

В данной организованной образовательной деятельности дети знакомятся с понятием многозначное слово ключ и его значениями. Для этого подобраны специальные игровые упражнение и игры. В ходе организованной образовательной деятельности дети до

Цель: Формирование у детей понятия «ключ – родник»

Задачи.

Образовательные.

1. Формировать у детей понятие «ключ – родник» (открытие нового знания).

2. Создать условия для расширения словарного запаса детей: подбор родственных слов, сравнительной степени прилагательных.

3. Закреплять знания о многозначности слова «ключ»

4. Закреплять умения детей проводить, звуковой анализ слова составлять предложения по схеме

Развивающие.

1. Содействовать развитию

- мыслительных операций: причинно – следственные связи, анализ, синтез;

- психических процессов: памяти, внимания, слухового восприятия, логического и образного мышления, воображения.

Воспитательные.

1. Содействовать формированию у детей отзывчивости, желания помочь.

2. Содействовать формированию умения прислушиваться к мнению других, не перебивать друг друга.

Предварительная работа:

1. Воспитанию нравственных качеств у детей (дружба, умение придти на помощь, забота, любовь к природе)

2. Заучивание пословиц о дружбе.

3. Чтение произведений.

4. Знакомство детей с разными видами ключей (дверной, гаечный, разводной, скрипичный). Понятия «однозначное» и «многозначное» слово.

5. Знакомство с топографическими условными обозначениями озера и реки.

6. Разучивание речи с движением (физкультминутка «Правила поведения в лесу»).

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: мотивация и включение детей в деятельность с использованием игрового персонажа Самоделкина.

Дети входят в зал под песню о дружбе, здороваются с гостями.

Слайд 1. Самоделкин с журналом.

Слайд включает эмоциональное состояние детей, побуждающее к самостоятельному поиску решения возникшей у него задачи.

- Ребята, вы узнали, кто к нам пришёл? (Это Самоделкин) (Это друг Карандаша, Мурзилки, Винтика и Шпунтика (Весёлые человечки)

- А что он нам принес? (Он принес журнал) (Он хочет, чтоб мы прочитали из журнала рассказ, историю)

Слайд 1 (звук 1).

- Самоделкин: Я на днях прочитал рассказ о двух друзьях. Мне захотелось им помочь, но одному мне не справится.

- Давайте я вам прочитаю рассказ, и мы узнаем, что случилось и поможем друзьям.

Воспитатель предлагает присесть на стулья, напоминает об осанке и напоминает правило:

Уши слушают – и все слышат

Глаза смотрят – и все видят.

Ноги не мешают,

Руки помогают.

А голова-головушка – хорошо думает.

Рассказ.

«Однажды встретились два друга.

- Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Серёжа.

- Сережа как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история».

- Дети, о ком этот рассказ? мальчиках). (О Сереже и Саше).

- Что случилось с Сережей? (Потерял ключ).

- А что ответил Саша? (Как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я из ключа сегодня пил).

- Как вы думаете, почему друзья не поняли друг друга? (Они не знали, о каких говорят ключах. Ведь ключи бывают разные.)

Слайд 1 (звук 2).

- Самоделкин: Я знаю, что есть ключи разные, но о каких ключах говорят мальчики нам нужно разобраться.

- Вы хотите помочь мальчикам? (Да. Хотим помочь).

- Вы сможете помочь друзьям? (Сможем). (Мы знаем, какие бывают ключи). (Мы сможем помочь мальчикам). (Мы всегда друг другу помогаем). (Мы дружные).

- Как вы сможете им помочь? (Рассказать им, что мы знаем о ключах). (Что сами не знаем, можно спросить у взрослых, посмотреть в словаре, в интернете, в энциклопедии). (Совершить экскурсию в лес и поискать какое-то место, где есть вкусная и свежая вода).

Слайд 1 звук 3.

Самоделкин: Значит, чтобы помочь мальчикам, надо рассказать о ключах то, что мы знаем. Саше – какой ключ потерял Сережа, а Сереже – из какого ключа пил Саша.

2. Актуализация в игровой ситуации.

Цель: актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового способа действия.

- Давайте расскажем о ключах. Дети, какие вы знаете ключи? (Дверной, скрипичный, гаечный, разводной).

Слайд 2. Картинка скрипичного ключа.

- Это какой ключ? (Скрипичный ключ).

- Для чего нужен скрипичный ключ? (Скрипичный ключ используется для записи нот).

Анимация (смена картинки) – картинка скрипичный ключ с нотками.

Слайд 3. Картинка гаечного ключа.

- Это какой ключ? (Гаечный ключ).

- Для чего нам нужен гаечный ключ? (Открутить – закрутить, отвинтить – завинтить, навинтить, подвинтить, подкрутить гайку).

- Ключи бывают разного размера – от самого маленького до самого большого, в зависимости от того, какая гайка.

Анимация (смена картинки) – картинка гаечный ключ с гайкой.

Слайд 4. Картинка разводного ключа.

- Это какой ключ? (Разводной ключ).

- Для чего нам нужен разводной ключ? (Он тоже нужен, как и гаечный, для отвинчивания гаек).

- Правильно. Только гаечных ключей надо взять много, а разводной – один, и путем подкручивания ролика можно сделать нужный размер. Таким ключом можно открутить любую, даже очень заржавевшую гайку.

Анимация (смена картинки) – картинка разводной ключ с гайкой.

Воспитатель предлагает подойти к столу, на котором расположено много разных ключей вперемешку. Предлагает детям разобрать их по видам.

Дети разбирают ключи.

- Расскажи, Саша, какие ты собрал ключи. собрал гаечные ключи).

- Правильно собрал Саша? (Всё правильно). (Он собрал только гаечные ключи).

- Я предлагаю вам поиграть в игру скажи по – другом.

Встаньте в круг, я вам кидаю мяч и называю слово, а вы кидаете мне мяч и отвечаете.

Игра «Скажи по - другому».

Цель: Создать условия для расширения словарного запаса детей: подбор слов сравнительной степени прилагательных.

Воспитатель называет слова, дети отвечают по цепочке.

- Какие разные ключи. Если я скажу маленький - ты ответишь меньше.

• Маленький – меньше

• Узкий – уже

• Шершавый - шершавее

• Тонкие – толстые

• Легкий – легче - еще легче

• Тяжелый – тяжелее – еще тяжелее

Игра «Подбери похожие слова».

Цель: Создать условия для расширения словарного запаса детей: подбор родственных слов (ключ – ключик, ключи, ключник, ключница, ключевой, ключевая).

- Я скажу ключ, а ты продолжишь похожим слово – ключик, …. .

Слайд 4. Картинка дверного ключа.

- Это какой ключ? (Дверной ключ).

- Для чего нам нужен дверной ключ? (Открывать – закрывать дверь, отпирать – запирать замок).

- Значит, о каком потерянном ключе говорил Серёжа? (О дверном ключе).

Анимация (смена картинки) - картинка открывающийся замок с ключом.

Слайд 5. Картинка Самоделкина.

- Самоделкин: Молодцы, ребята, вы все правильно рассказали о ключах.

Догадались, что Сережа говорил о ключе, который открывает двери.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель: создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности, фиксация детьми затруднения (самостоятельно или с помощью воспитателя, выявление и фиксирование в речи причины затруднения.

Слайд 6 (звук 3). Картинка Самоделкина с карточкой с одной стороны дверной замок, а с другой знак вопроса.

- Самоделкин: Дети мы уже знаем, о каком ключе в рассказе говорил Сережа. Мы знаем, о каком ключе говорил Саша? (Мы не знаем).

- Вспомним, что Саша сказал о своём ключе? (Он находится в лесу, вода в нем свежая и вкусная).

- Вы знаете такой ключ? (Нет, не знаем).

- Куда же нам надо отправиться, чтоб узнать о ключе? (В лес).

Быстро за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я вижу, у всех отличное настроение, давайте его сохраним до конца пути. И я думаю, что мы решим все возникшие проблемы.

Дети с воспитателем идут по залу.

К шару тихо прикоснись

И где хочешь окажись.

Раз, два, три

В лес волшебный попади.

- Вот мы в волшебном лесу.

Слайд 6 (звук 4). Картинка Самоделкина с карточкой знака вопроса.

- Самоделкин: «Вы знаете, ребята, какой ключ нам искать?» (Ключ, из которого можно пить). (Ключ, в котором чистая и свежая вода).

4. Открытие нового знания.

Цель: возникновение интереса к разрешению проблемной ситуации, выбор метода решения, выдвижение и обоснование гипотез, новый способ фиксируется в речи и знаково.

- Что, нам поможет в таком большом лесу найти родник? (Можно спросить у лесника). (Можно посмотреть на карту).

- Я правильно вас поняла, вы хотите посмотреть на карте. Вот карта леса с условными обозначениями водоёмов.

Слайд 7. Карта с топографическими обозначениями водоемов.

Педагог с детьми рассматривает топографические обозначения водоемов.

- Что обозначает этот знак? (Этот знак обозначает озеро).

- Что обозначает этот знак? (Этот знак обозначает реку).

- Что обозначает этот знак? (Мы не знаем).

- Чтобы узнать отправимся к этому водоему.

Физкультминутка «Правила поведения в лесу».

Природу надо охранять (рисуют руками круг)

Зверей и птиц не обежать (грозят пальцем)

Цветы напрасно не срывать (приседают)

В лесу костры не разжигать (топают)

С природой будем мы дружить (берутся за руки)

Живое на Земле любить (прижимают руки к груди)

- Вот мы и подошли к последнему водоему.

Слайд 8. Картинка с родником.

Эмоциональная реакция детей на картинку с изображением ключа – родника.

- Давайте вспомним, что сказал Саша? («Я сегодня из ключа пил. Там вода вкусная и свежая».)

- О каком ключе говорил Саша? Вы догадались? (Это ключ бьет из земли). (Это вода, которая вытекает из земли).

- Смотрите, что ключ не просто вытекает из земли, он открывает землю и выбивается небольшим фонтанчиком. Даже не замерзает зимой. О нем говорят: «Бежит в зеленой чаще. Веселый ключ журчащий».

- Ребята, я взяла с собой словарь. Находим слово КЛЮЧ – из земли, выбивается фонтанчиком. Читаем – это ключ – РОДНИК.

Слайд 8. Картинка с Самоделкиным и карточкой со знаком восклицания и топографическим знаком ключа – родника.

- Ребята, что же мы узнали? (Мы узнали, что слово ключ имеет еще значение ключ – родник).

Мы и родник зовем ключом

Ключ от дверей тут ни при чем.

- Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, о своём ключе? (Я пил из лесного ключа – родника). (Я сегодня был в лесу, там бьёт ключ – родник. Вода в нём вкусная и свежая).

- А как Сереже надо было сказать, чтобы друг его понял? (Я потерял ключ от квартиры). (Я потерял дверной ключ).

-Как же нужно разговаривать? (Нужно говорить так, чтобы тебя поняли).

Подитог.

Слайд 8 (звук 5). Картинка с Самоделкиным и карточкой со знаком восклицания и топографическим знаком ключа – родника.

- Ребята, вы молодцы! Узнали новое значение слова ключ, и сможете помочь друзьям. Теперь пора возвращаться в группу.

К шару тихо прикоснись

И где хочешь окажись.

Раз, два, три

В детский садик попади.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: выполнение задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, самостоятельная проверка по образцу, выполняются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее освоенными.

- Ребята, у ключа – родника я набрала воды. Хотите попробовать?

Пробуют воду.

- Какая водичка? (Вкусная. Чистая. Прозрачная и т. д.).

Игра «Скажи по - другому».

Цель: Создать условия для расширения словарного запаса детей: подбор слов сравнительной степени прилагательных.

Воспитатель называет слова, дети отвечают по цепочке.

- Ребята, вода водопроводная чистая, а в ключе – роднике ….– Еще чище.

Вода в реке быстрая, а в ключе – роднике – …. (Еще быстрее).

Прозрачная … - А в ключе – роднике – …. (Еще прозрачнее).

Вода в реке холодная, а в ключе – роднике – …. (Еще холоднее).

Прохладная, а в ключе – роднике – …. (Еще прохладнее).

Вода свежая, а в ключе – роднике – …. (Еще свежее).

Вкусная, а в ключе – роднике – …. (Еще вкуснее).

Вода в реке светлая, а в ключе – роднике …. (Еще светлее).

- Молодцы. Ребята, давайте еще раз назовем все ключи, о которых мы сегодня говорили. (Ключе – роднике, дверном, гаечном, разводном, скрипичном).

- А внешне они похожи или разные? (Разные).

- Ребята, вспомните, если слово имеет одно значение, то оно какое? (Однозначное).

- А если у слова много значений? То оно какое? (Многозначное).

- Сколько значений у слова «Ключ»? (Много). (Мы знаем пять значений). - Значит слово «ключ» - …. (Многозначное).

Много есть ключей:

Ключ-родник среди камней,

Гаечный и разводной,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

Подитог:

- Молодцы.

Вы нашли и сделали открытие – «Ключ-родник», узнали, что это такое, что слово «Ключ» - многозначное.

6. Итог занятия.

Цель: фиксирование детьми достижения «детской» цели, проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть этой цели.

- Ребята, кому мы помогли? (Помогли Самоделкину, который поможет мальчикам понять друг друга).

- Почему мы смогли это сделать? (Потому что узнали еще одно значение слова ключ). (Искали ключ, где свежая, чистая вода). (В волшебном лесу нашли ключ - родник).

- Какие знания вам сегодня пригодились? (Знания о ключах, любовь к природе, умение играть в словесные игры).

- Что было самым интересным? (Встреча с Самоделкиным). (Поход в лес). (Чтение карты). (Поиск ключа – родника).

- Со всеми заданиями справились? (Да). (Нет).

- Как вы думаете почему? (Потому что работали вместе). (Друг другу помогали).

- Было ли что трудное? (Что слово ключ имеет еще одно значение, это ключ – родник). (Слово ключ многозначное).

- Дети, в каких же ситуациях вам может пригодиться умение говорить так, чтобы вас поняли? (Если потеряешься). (Если нужно что-то спросить, узнать в школе).

Подитог.

- Молодцы! Я горжусь тем, что вы сможете всегда придти на помощь, растете добрыми, отзывчивыми, дружными.

«Ведь дружба и братство – главное богатство».

Публикации по теме:

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Часы и время» Образовательная область: познание. Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет). Тема: «Часы и время». Основные цели: формировать.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Мусор — друг или враг?» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Мусор-друг или враг?» Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП с дошкольниками 5–6 лет «Поможем леснику. Число и цифра 0» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема: "Поможем леснику" (Число и цифра.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Поможем мальчикам понять друг друга» Образовательная область: «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие» Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7лет).

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Порядковый счет» Образовательная область: познание. Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет). Тема: «Порядковый счет». Основные цели: формировать представления.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Пугало и его друзья» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5 лет) Тема: «Пугало и его друзья» Основные.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Маленькие волонтеры» .

Конспект образовательной ситуации по рисованию с дошкольниками 3–4 лет «Светлячок» Образовательная область: художественное творчество (рисование) Возрастная группа: младший возраст (3-4 года) Тема: Светлячок Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 4–5 лет «Птичий домик» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Птичий домик» Основная цель: расширение.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Вызывание звука [Р]» Образовательная область: «Коммуникация» (логопедия) Возрастная группа: 5-7, старший дошкольный возраст Тема: «Вызывание звука «Р» Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Поможем мальчикам понять друг друга»
Опубликовано: 24 июля 2019 в 14:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Поможем мальчикам понять друг друга»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД