Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Поможем мальчикам понять друг друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область :
Речевое развитие, социально – коммуникативное развитие
Возрастная группа:
Подготовительная группа
Тема: «Поможем мальчикам понять друг друга»
Основные цели:
Формирование у детей понятия «ключ – родник».
Дидактические материалы:
Демонстрационный материал:
1. Иллюстрации ключей (дверной, гаечный, разводной, скрипичный).
2. Настоящие ключи.
3. Электронные ресурсы к занятию (презентация).
4. Иллюстрация ключа – родника.
Оборудование:
Столы, стулья.
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками „Поможем мальчикам понять друг друга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Ноутбук, колонки.
Краткая аннотация:
В данной организованной образовательной деятельности дети знакомятся с понятием многозначное слово ключ и его значениями. Для этого подобраны специальные игровые упражнение и игры. В ходе организованной образовательной деятельности дети до
Цель: Формирование у детей понятия «ключ – родник»
Задачи.
Образовательные.
1. Формировать у детей понятие «ключ – родник» (открытие нового знания).
2. Создать условия для расширения словарного запаса детей: подбор родственных слов, сравнительной степени прилагательных.
3. Закреплять знания о многозначности слова «ключ»
4. Закреплять умения детей проводить, звуковой анализ слова составлять предложения по схеме
Развивающие.
1. Содействовать развитию
- мыслительных операций: причинно – следственные связи, анализ, синтез;
- психических процессов: памяти, внимания, слухового восприятия, логического и образного мышления, воображения.
Воспитательные.
1. Содействовать формированию у детей отзывчивости, желания помочь.
2. Содействовать формированию умения прислушиваться к мнению других, не перебивать друг друга.
Предварительная работа:
1. Воспитанию нравственных качеств у детей (дружба, умение придти на помощь, забота, любовь к природе)
2. Заучивание пословиц о дружбе.
3. Чтение произведений.
4. Знакомство детей с разными видами ключей (дверной, гаечный, разводной, скрипичный). Понятия «однозначное» и «многозначное» слово.
5. Знакомство с топографическими условными обозначениями озера и реки.
6. Разучивание речи с движением (физкультминутка «Правила поведения в лесу»).
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: мотивация и включение детей в деятельность с использованием игрового персонажа Самоделкина.
Дети входят в зал под песню о дружбе, здороваются с гостями.
Слайд 1. Самоделкин с журналом.
Слайд включает эмоциональное состояние детей, побуждающее к самостоятельному поиску решения возникшей у него задачи.
- Ребята, вы узнали, кто к нам пришёл? (Это Самоделкин) (Это друг Карандаша, Мурзилки, Винтика и Шпунтика (Весёлые человечки)
- А что он нам принес? (Он принес журнал) (Он хочет, чтоб мы прочитали из журнала рассказ, историю)
Слайд 1 (звук 1).
- Самоделкин: Я на днях прочитал рассказ о двух друзьях. Мне захотелось им помочь, но одному мне не справится.
- Давайте я вам прочитаю рассказ, и мы узнаем, что случилось и поможем друзьям.
Воспитатель предлагает присесть на стулья, напоминает об осанке и напоминает правило:
Уши слушают – и все слышат
Глаза смотрят – и все видят.
Ноги не мешают,
Руки помогают.
А голова-головушка – хорошо думает.
Рассказ.
«Однажды встретились два друга.
- Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Серёжа.
- Сережа как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.
Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история».
- Дети, о ком этот рассказ? (О мальчиках). (О Сереже и Саше).
- Что случилось с Сережей? (Потерял ключ).
- А что ответил Саша? (Как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я из ключа сегодня пил).
- Как вы думаете, почему друзья не поняли друг друга? (Они не знали, о каких говорят ключах. Ведь ключи бывают разные.)
Слайд 1 (звук 2).
- Самоделкин: Я знаю, что есть ключи разные, но о каких ключах говорят мальчики нам нужно разобраться.
- Вы хотите помочь мальчикам? (Да. Хотим помочь).
- Вы сможете помочь друзьям? (Сможем). (Мы знаем, какие бывают ключи). (Мы сможем помочь мальчикам). (Мы всегда друг другу помогаем). (Мы дружные).
- Как вы сможете им помочь? (Рассказать им, что мы знаем о ключах). (Что сами не знаем, можно спросить у взрослых, посмотреть в словаре, в интернете, в энциклопедии). (Совершить экскурсию в лес и поискать какое-то место, где есть вкусная и свежая вода).
Слайд 1 звук 3.
Самоделкин: Значит, чтобы помочь мальчикам, надо рассказать о ключах то, что мы знаем. Саше – какой ключ потерял Сережа, а Сереже – из какого ключа пил Саша.
2. Актуализация в игровой ситуации.
Цель: актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового способа действия.
- Давайте расскажем о ключах. Дети, какие вы знаете ключи? (Дверной, скрипичный, гаечный, разводной).
Слайд 2. Картинка скрипичного ключа.
- Это какой ключ? (Скрипичный ключ).
- Для чего нужен скрипичный ключ? (Скрипичный ключ используется для записи нот).
Анимация (смена картинки) – картинка скрипичный ключ с нотками.
Слайд 3. Картинка гаечного ключа.
- Это какой ключ? (Гаечный ключ).
- Для чего нам нужен гаечный ключ? (Открутить – закрутить, отвинтить – завинтить, навинтить, подвинтить, подкрутить гайку).
- Ключи бывают разного размера – от самого маленького до самого большого, в зависимости от того, какая гайка.
Анимация (смена картинки) – картинка гаечный ключ с гайкой.
Слайд 4. Картинка разводного ключа.
- Это какой ключ? (Разводной ключ).
- Для чего нам нужен разводной ключ? (Он тоже нужен, как и гаечный, для отвинчивания гаек).
- Правильно. Только гаечных ключей надо взять много, а разводной – один, и путем подкручивания ролика можно сделать нужный размер. Таким ключом можно открутить любую, даже очень заржавевшую гайку.
Анимация (смена картинки) – картинка разводной ключ с гайкой.
Воспитатель предлагает подойти к столу, на котором расположено много разных ключей вперемешку. Предлагает детям разобрать их по видам.
Дети разбирают ключи.
- Расскажи, Саша, какие ты собрал ключи. (Я собрал гаечные ключи).
- Правильно собрал Саша? (Всё правильно). (Он собрал только гаечные ключи).
- Я предлагаю вам поиграть в игру скажи по – другом.
Встаньте в круг, я вам кидаю мяч и называю слово, а вы кидаете мне мяч и отвечаете.
Игра «Скажи по - другому».
Цель: Создать условия для расширения словарного запаса детей: подбор слов сравнительной степени прилагательных.
Воспитатель называет слова, дети отвечают по цепочке.
- Какие разные ключи. Если я скажу маленький - ты ответишь меньше.
• Маленький – меньше
• Узкий – уже
• Шершавый - шершавее
• Тонкие – толстые
• Легкий – легче - еще легче
• Тяжелый – тяжелее – еще тяжелее
Игра «Подбери похожие слова».
Цель: Создать условия для расширения словарного запаса детей: подбор родственных слов (ключ – ключик, ключи, ключник, ключница, ключевой, ключевая).
- Я скажу ключ, а ты продолжишь похожим слово – ключик, …. .
Слайд 4. Картинка дверного ключа.
- Это какой ключ? (Дверной ключ).
- Для чего нам нужен дверной ключ? (Открывать – закрывать дверь, отпирать – запирать замок).
- Значит, о каком потерянном ключе говорил Серёжа? (О дверном ключе).
Анимация (смена картинки) - картинка открывающийся замок с ключом.
Слайд 5. Картинка Самоделкина.
- Самоделкин: Молодцы, ребята, вы все правильно рассказали о ключах.
Догадались, что Сережа говорил о ключе, который открывает двери.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Цель: создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности, фиксация детьми затруднения (самостоятельно или с помощью воспитателя, выявление и фиксирование в речи причины затруднения.
Слайд 6 (звук 3). Картинка Самоделкина с карточкой с одной стороны дверной замок, а с другой знак вопроса.
- Самоделкин: Дети мы уже знаем, о каком ключе в рассказе говорил Сережа. Мы знаем, о каком ключе говорил Саша? (Мы не знаем).
- Вспомним, что Саша сказал о своём ключе? (Он находится в лесу, вода в нем свежая и вкусная).
- Вы знаете такой ключ? (Нет, не знаем).
- Куда же нам надо отправиться, чтоб узнать о ключе? (В лес).
Быстро за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я вижу, у всех отличное настроение, давайте его сохраним до конца пути. И я думаю, что мы решим все возникшие проблемы.
Дети с воспитателем идут по залу.
К шару тихо прикоснись
И где хочешь окажись.
Раз, два, три
В лес волшебный попади.
- Вот мы в волшебном лесу.
Слайд 6 (звук 4). Картинка Самоделкина с карточкой знака вопроса.
- Самоделкин: «Вы знаете, ребята, какой ключ нам искать?» (Ключ, из которого можно пить). (Ключ, в котором чистая и свежая вода).
4. Открытие нового знания.
Цель: возникновение интереса к разрешению проблемной ситуации, выбор метода решения, выдвижение и обоснование гипотез, новый способ фиксируется в речи и знаково.
- Что, нам поможет в таком большом лесу найти родник? (Можно спросить у лесника). (Можно посмотреть на карту).
- Я правильно вас поняла, вы хотите посмотреть на карте. Вот карта леса с условными обозначениями водоёмов.
Слайд 7. Карта с топографическими обозначениями водоемов.
Педагог с детьми рассматривает топографические обозначения водоемов.
- Что обозначает этот знак? (Этот знак обозначает озеро).
- Что обозначает этот знак? (Этот знак обозначает реку).
- Что обозначает этот знак? (Мы не знаем).
- Чтобы узнать отправимся к этому водоему.
Физкультминутка «Правила поведения в лесу».
Природу надо охранять (рисуют руками круг)
Зверей и птиц не обежать (грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать (приседают)
В лесу костры не разжигать (топают)
С природой будем мы дружить (берутся за руки)
Живое на Земле любить (прижимают руки к груди)
- Вот мы и подошли к последнему водоему.
Слайд 8. Картинка с родником.
Эмоциональная реакция детей на картинку с изображением ключа – родника.
- Давайте вспомним, что сказал Саша? («Я сегодня из ключа пил. Там вода вкусная и свежая».)
- О каком ключе говорил Саша? Вы догадались? (Это ключ бьет из земли). (Это вода, которая вытекает из земли).
- Смотрите, что ключ не просто вытекает из земли, он открывает землю и выбивается небольшим фонтанчиком. Даже не замерзает зимой. О нем говорят: «Бежит в зеленой чаще. Веселый ключ журчащий».
- Ребята, я взяла с собой словарь. Находим слово КЛЮЧ – из земли, выбивается фонтанчиком. Читаем – это ключ – РОДНИК.
Слайд 8. Картинка с Самоделкиным и карточкой со знаком восклицания и топографическим знаком ключа – родника.
- Ребята, что же мы узнали? (Мы узнали, что слово ключ имеет еще значение ключ – родник).
Мы и родник зовем ключом
Ключ от дверей тут ни при чем.
- Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, о своём ключе? (Я пил из лесного ключа – родника). (Я сегодня был в лесу, там бьёт ключ – родник. Вода в нём вкусная и свежая).
- А как Сереже надо было сказать, чтобы друг его понял? (Я потерял ключ от квартиры). (Я потерял дверной ключ).
-Как же нужно разговаривать? (Нужно говорить так, чтобы тебя поняли).
Подитог.
Слайд 8 (звук 5). Картинка с Самоделкиным и карточкой со знаком восклицания и топографическим знаком ключа – родника.
- Ребята, вы молодцы! Узнали новое значение слова ключ, и сможете помочь друзьям. Теперь пора возвращаться в группу.
К шару тихо прикоснись
И где хочешь окажись.
Раз, два, три
В детский садик попади.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: выполнение задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, самостоятельная проверка по образцу, выполняются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее освоенными.
- Ребята, у ключа – родника я набрала воды. Хотите попробовать?
Пробуют воду.
- Какая водичка? (Вкусная. Чистая. Прозрачная и т. д.).
Игра «Скажи по - другому».
Цель: Создать условия для расширения словарного запаса детей: подбор слов сравнительной степени прилагательных.
Воспитатель называет слова, дети отвечают по цепочке.
- Ребята, вода водопроводная чистая, а в ключе – роднике ….– Еще чище.
Вода в реке быстрая, а в ключе – роднике – …. (Еще быстрее).
Прозрачная … - А в ключе – роднике – …. (Еще прозрачнее).
Вода в реке холодная, а в ключе – роднике – …. (Еще холоднее).
Прохладная, а в ключе – роднике – …. (Еще прохладнее).
Вода свежая, а в ключе – роднике – …. (Еще свежее).
Вкусная, а в ключе – роднике – …. (Еще вкуснее).
Вода в реке светлая, а в ключе – роднике …. (Еще светлее).
- Молодцы. Ребята, давайте еще раз назовем все ключи, о которых мы сегодня говорили. (Ключе – роднике, дверном, гаечном, разводном, скрипичном).
- А внешне они похожи или разные? (Разные).
- Ребята, вспомните, если слово имеет одно значение, то оно какое? (Однозначное).
- А если у слова много значений? То оно какое? (Многозначное).
- Сколько значений у слова «Ключ»? (Много). (Мы знаем пять значений). - Значит слово «ключ» - …. (Многозначное).
Много есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Гаечный и разводной,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
Подитог:
- Молодцы.
Вы нашли и сделали открытие – «Ключ-родник», узнали, что это такое, что слово «Ключ» - многозначное.
6. Итог занятия.
Цель: фиксирование детьми достижения «детской» цели, проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть этой цели.
- Ребята, кому мы помогли? (Помогли Самоделкину, который поможет мальчикам понять друг друга).
- Почему мы смогли это сделать? (Потому что узнали еще одно значение слова ключ). (Искали ключ, где свежая, чистая вода). (В волшебном лесу нашли ключ - родник).
- Какие знания вам сегодня пригодились? (Знания о ключах, любовь к природе, умение играть в словесные игры).
- Что было самым интересным? (Встреча с Самоделкиным). (Поход в лес). (Чтение карты). (Поиск ключа – родника).
- Со всеми заданиями справились? (Да). (Нет).
- Как вы думаете почему? (Потому что работали вместе). (Друг другу помогали).
- Было ли что трудное? (Что слово ключ имеет еще одно значение, это ключ – родник). (Слово ключ многозначное).
- Дети, в каких же ситуациях вам может пригодиться умение говорить так, чтобы вас поняли? (Если потеряешься). (Если нужно что-то спросить, узнать в школе).
Подитог.
- Молодцы! Я горжусь тем, что вы сможете всегда придти на помощь, растете добрыми, отзывчивыми, дружными.
«Ведь дружба и братство – главное богатство».