Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация по ознакомлению детей с часами «В королевстве потерянного времени» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная ситуация с дошкольниками
Образовательная область : познание (ФЭМП)
Возрастная группа подготовительная к школе группа 6-7 лет
Тема: Ознакомление детей с часами. "В королевстве потерянного времени"
Публикация «Образовательная ситуация по ознакомлению детей с часами „В королевстве потерянного времени“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Основная цель: Формировать умение детей определять время по часам. Дидактические материалы: карточки с цифрами от 1 до 5, каждой карточки по две штуки; карточки с примерами; карточки с ответом и буквой; счетный материал; линейки; карта; часы на каждого ребенка; рабочие тетради «Игралочка» – ступенька к школе для детей 6 -7 лет (часть 1); картинки – слайды из кинофильма «Сказка о потерянном времени» (слайд №1 – королевство; слайд №2 – мальчик Петя; слайд №3 – старик; слайд №4 – мальчик Петя).
Оборудование: ноутбук, сундук.
Краткая аннотация к работе: В рамках выбранного сюжета перед детьми возникают проблемные ситуации, которые дети фиксируют в речи и разными способами самостоятельно пытаются найти выход из «ситуации затруднения». В результате чего имеет место ситуации успеха для каждого ребенка. Образовательная ситуация представляет интерес для педагогов старших возрастных групп.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию. Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Педагог собирает детей около себя. Педагог: Дети, вы любите слушать сказки? Хотите, я расскажу вам новую сказку о «Потерянном времени?» Тогда садитесь на ковер и слушайте (слайд №1). В одной сказочной стране жил - был мальчик Петя Зубов, ученик 3-го класса (слайд №2). Он все время везде опаздывал и терял время понапрасну, но при этом говорил «еще успею». И вот однажды злые волшебники узнали об этом, забрали все время, которое Петя понапрасну терял, и превратили его в старика (слайд №3). Чтобы Петю никто не смог расколдовать волшебники спрятали все часы королевства. Петя очень испугался, что навсегда останется стариком. Но мудрая сова подсказала мальчику, что волшебники спрятали часы под деревом. Если Петя сможет вернуть часы в королевство и научится определять время по часам, то все вернется на свои места. Петя просит вас помочь ему найти часы и научить его определять время по часам. Педагог: Дети, хотите помочь Пете? Сможете? Что для этого мы должны сделать? (Найти часы, научить Петю определять время по часам).
2. Актуализация знаний. Дидактические задачи: 1. Актуализировать знания детей о смысле сложения и вычитания, способ ориентации в пространстве с помощью плана. 2. Тренировать умения решать примеры на сложение и вычитание, выбирая средства для решения примеров; развивать умение работать в подгруппах.
Педагог: Как вы думаете, нелегкое и, возможно, опасное дело легче выполнять одному или с друзьями? В народе говорят: «Что одному не под силу, легко коллективу». Как вы понимаете эту поговорку? Совершенно верно, если что-то трудно сделать одному, надо позвать на помощь друзей и всем вместе это будет сделать очень легко и просто. Вот и мы свами пойдем искать часы не по одному, а командами, по несколько человек. Чтобы разделиться на команды, каждый из вас должен взять со стола одну карточку. Разделитесь на две команды, так чтобы в каждой команде не было одинаковых чисел (на столе лежат карточки цифрами вниз от 1 до 5, каждой карточки по две штуки). Молодцы, получилось две команды. У волшебников удалось найти записи, по которым можно узнать, под каким деревом спрятаны часы. Для того чтобы узнать, под каким деревом спрятаны часы, надо сначала решить примеры и положить рядом карточку с ответом и буквой, если мы правильно решим примеры, то узнаем, где волшебники спрятали часы (на каждом столе лежит счетный материал, линейки, карточки с примером, карточки с ответом и буквой). Каждый в команде должен решить по одному примеру. Договоритесь, кто какой пример будет решать. Чем вы будете пользоваться при решении примеров? (Можно пользоваться пальцами, счетным материалом, можно считать по линейке). Прочитайте получившееся слово (дети читают слово «осина»). Значит часы, спрятаны под каким деревом? Как же нам найти это дерево? Педагог обращает внимание детей на сверток (карту) и предлагает его рассмотреть. Это карта. Она - то нам и поможет найти дерево, под которым спрятаны часы. Где стоим мы? Куда нам надо двигаться? Берем карту и в путь! Вот и дерево, где же часы? Под деревом сундук, что там? Открываем сундук. Ура! Часы нашли!
3. Затруднение в игровой ситуации. Дидактические задачи: 1. Создать мотивационную ситуацию для введения способа определения времени по часам. 2. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины. Педагог: Чтобы расколдовать Петю, надо чтобы все часы королевства показывали пять часов. Возьмите часы в руки и поставьте стрелки, так чтобы часы показывали пять часов. Смогли это сделать? Почему некоторые не смогли? (Не знаем, как это сделать). Значит, что нам надо узнать? (Как определять время по часам). 4. Открытие нового знания. Дидактические задачи: 1. Познакомить со способом определения времени по часам. 2. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия. 3. Формировать опыт проверки по образцу. Как мы можем это узнать? (Спросить того, кто знает; посмотрить в интернете; из книг, инциклопедий). Давайте спросим у того, кто знает. (Если кто-то из детей правильно поставил время на часах, то обращаемся к этому ребенку. Если таких детей нет, то дети обращаются с вопросом к педагогу). Педагог: (объяснение и показ). Круг, на котором написаны цифры, называется циферблат. У часов 2 стрелки. Одна стрелка – длинная, называется минутной, бежит она быстро и за один час пробегает целый круг, через час минутная стрелка снова вернется на 12. Другая стрелка – короткая и называется часовой, она движется медленно. За один час она проходит от одной точки с числом до другой. Стрелки во всех часах двигаются только в одном направлении. Это направление все люди называют «по часовой стрелке». Ставлю короткую – часовую стрелку на 1, а длинную – минутную на 12. Какое время показывают часы? (1 час). Какое время будут показывать часы через час? Поставьте это время. Посмотрите, на мои часы, проверьте у всех так? Чтобы Петя, снова стал мальчиком все часы королевства должны показывать 5 часов. Поставьте время 5 часов (раздается бой курантов). Молодцы! (слайд №4). Вы помогли Пете, и он снова стал мальчиком (слайд №5).
5. Включение нового знания в систему знаний. Дидактические задачи: 1. Закрепить умение пользоваться часами для определения времени. 2. Совершенствовать умение ориентироваться в тетради. Дидактическая игра «Который час?» (рабочая тетрадь стр. 50). Воспитатель собирает около себя детей. Скажите, если вдруг часы сломались, что делать? (Отдать в мастерскую, чтобы починили). Вы хотите попробовать сами починить часы? Тогда проходите и садитесь за столы. Откройте тетради по закладке. Рассмотрите картинки. Как называются часы, изображенные на картинке? (Электронные и будильники). Чего не хватает на будильниках? (Стрелок). Сколько стрелок должно быть на часах? Какое время показывают электронные часы наверху слева? (5). Как надо расположить стрелки на будильнике, чтобы они показывали тоже 5 часов? (дети проговаривают и рисуют стрелки). На остальных часах нарисуйте стрелки самостоятельно. (самостоятельная работа детей). Как можно проверить правильность выполнения задания? (Проверить по образцу). Педагог вывешивает на доску образец и предлагает проверить правильность выполнения задания. Кто выполнил задание правильно? У кого не так выполнено, исправьте. Молодцы! Все починили часы. 6. Осмысление. Дидактическая задача: Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии и создать ситуацию успеха. Педагог собирает детей около себя. Педагог: Кому мы сегодня помогли? Что у него случилось? Какие знания и умения помогли вам помочь Пете? (умение считать,ориентироваться по плану, определять время по часам). Что было трудно? Сумели вы справиться с трудностями? Я уверенна, что вы никогда не будите опаздывать, потому, что знаете как определять время по часам.
Комментарии к сценарию: данная тема занятия в технологии «ситуация» ОНЗ отражена в образовательной области «Познание», раздел «ФЭМП», комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон /Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой.
Список литературы:
1. Комплексная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон /Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. - М:.Цветной мир, 2016 2. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 4(1-2). М. : Ювента, 2014.