Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «В королевстве шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познание (Формирование целостной картины мира)
Возрастная группа: Подготовительная (6-7 лет)
Тема: В королевстве шахмат
Основные цели: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре. Задачи: 1. Создать условия для ознакомления детей с «5 правилами дебюта». 2. Развивать образное, логическое мышление; внимание, сообразительность. 3. Воспитание партнерских отношений между детьми.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „В королевстве шахмат“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Дидактические материалы: Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Начальная расстановка фигур». Большие картины с изображением шахматных фигур, иллюстрации «лукавого хода».
Оборудование: Шахматные доски, набор шахматных фигур
Краткая аннотация к работе: Образовательная деятельность направлена на развитие логического мышления, ситуационную координацию и концентрацию внимания. Участниками являются дети 6-7 лет. Данный опыт можно применять в ДОУ, а также в работе с родителями.
Ход образовательной ситуации:
I. Введение в игровую ситуацию.
В: Здравствуйте, ребята. Мне пришло смс сообщение от Незнайки, он сегодня услышал новое выражение: «5 правил дебюта», а что оно означает – не знает.
– ребята, поможем Незнайке, расскажем?
Дети : Да
II. Актуализация знаний.
В : Ребята чтобы начать шахматную партию, что нужно знать?
Дети : названия фигур, ходы фигур.
В : Правильно, названия фигур. Давайте поиграем в игру «Волшебный мешочек» .В мешочке на ощупь определить фигуру, назвать ее и показать детям.
В : Молодцы, все знаете фигуры, все ответили правильно.
В: Смотрите, теперь у вас на столе есть шахматная доска, шахматные фигуры, что еще нужно сделать чтобы начать игру?
Дети : Расставить фигуры.
В : Правильно, фигуры нужно расставить. Я буду рассказывать стихотворение, а вы расставите фигуры по местам.
- Я смотрю на первый ряд
- По углам ладьи стоят
-Дальше вижу я коней
-Нет фигуры их хитрей
-Меж коней заключены
-Наши славные слоны
-И еще две клетки есть
-А на них король и ферзь
А дальше без спешки идут на поле пешки.
В: Молодцы, все правильно расставили фигуры.
В: Ну вот, теперь у нас все готово, для того, чтобы начать шахматную партию.
В: Ребята, как называются в шахматах игроки?
Дети: Противники, соперники.
В: Правильно, соперники. Ну вот, все готовы, можно начинать сражение.
III. Затруднение.
В: Вы все помните, что начинают игру белые фигуры. Сегодня пусть первая сходит королевская пешка.
В: Молодцы, а теперь представим, что остальные пешки заколдованы и двигаться не могут.
IV. Открытие нового знания.
В: Какими фигурами можно продолжать игру?
Дети: Можно ходить слоном, конем, сделать рокировку.
В: Правильно, это и называется «5 правил дебюта».
В: Давайте проговорим по одному «5 правил дебюта», а теперь хором.
«5 правил дебюта»- это один из способов начала шахматной партии.
Пальчиковая игра: Пешка, конь, слон, рокировка, ладья. Вот и развилась армия моя.
Физическая минутка.
Ну-ка, пешки, поиграем
Головой мы повращаем (вращение головой)
Вправо- влево, а потом
3-4, приседаем,
Наши ножки разомнем (приседания)
1,2,3- на месте шаг
Встали дружно пешки в ряд
Мы размялись от души
За столы мы вновь спешим.
V. Введение знаний в систему знаний.
Шахматная партия.
Начинаем с «5 правил дебюта», а дальше действия по желанию и возможностям детей.
В: Молодцы, у нас сегодня получилось настоящее шахматное сражение.
VI. Рефлексия.
В: Кому сегодня мы помогали?
О чем просил Незнайка?
Что нам помогло помочь Незнайке?
Вы сами научились «5 правилам дебюта»?
Кого научите дома, в группе?
В: Молодцы, сегодня все справились с заданием.
Это древняя игра
Так коварна и хитра,
Что без знания секретов
Не придет побед пора
Чтобы в шахматы играть
Нужно все о них узнать,
Как различные фигуры
Перед боем расставлять
Помнить, как их называть
И куда переставлять
Строго правила игры
Соблюдать и уважать.
В: Давайте, мы с вами еще раз заглянем в наш «волшебный мешочек»
В: Это шахматный король приготовил для вас угощения.
В: Молодцы.