Наталья Шевченко
«Как у нас на Кубани». Игровая образовательная ситуация для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Продолжать работу по формированию у детей представлений об особенностях быта и традициях кубанского казачества; о видах народных ремесел; развивать интерес к изучению истории народов, проживающих на территории Краснодарского края; воспитывать любовь к малой родине.
Обогащение словаря: чугунок, макитра, глечик, рубель, скрыня, рушник.
Предварительная работа:
Чтение, обсуждение загадок, пословиц, стихов, заучивание стихов. Знакомство с кубанскими играми, слушание кубанских песен.
Публикация «„Как у нас на Кубани“, Игровая образовательная ситуация для детей средней группы» размещена в разделах
Рассматривание старых фотографий. Посещение музея.
Оборудование:
Русская печь, ухват, кочерга, посуда: самовар, миска, деревянная ложка, чугунок, трафареты для нанесения орнамента, краски,. записи кубанских песен, монитор ноутбук, угощение.
Организационный момент.
В музыкальном зале оформлен уголок в традициях казачьего быта. Дети в казачьих костюмах входят в музыкальный зал вместе с воспитателем.
Воспитатель. Ребята, скажите пожалуйста, как называется страна, в которой мы с вами живем? Правильно – Россия. Это наша Родина! Но каждый человек, рожденный на земле, имеет свою малую Родину. Кто помнит, как называется наша малая родина? Наша с вами малая Родина называется Краснодарский край. А еще можно назвать наш Краснодарский край – Кубань. (воспитатель читает стихотворение)
Посмотрите вокруг, зачарует краса. (слайд1 природа Кубани)
Нету края прекраснее нашего.
Золотятся поля, зеленеют леса (слайд 2пшеничное поле)
Даль морская лазурью окрашена. (слайд 3Азовское море)
А какие сады на Кубани у нас (слайд4 сады Кубани)
А какие девчата красавицы.
Кубань – это житница нашей страны (слайд 5урожай)
Стихами и песнями славиться.
Воспитатель. Не всегда люди жили, так как мы сейчас. Много лет назад на нашу землю пришли казаки. Казачья хата всегда славилась своим убранством, а хозяйка гостеприимством.
- Ребята не хотите ли вы сейчас побывать в гостях в настоящей казачьей хате
Ответы детей.
-Воспитатель: Дети, но в гости просто так не ходили,старались чем то порадовать хозяев удивить, как вы думаете с чем мы можем пожаловать в гости
Ответы детей.
-Воспитатель: Да, ребята а можно подарить им стихи, которые мы с вами учили.
Дети вместе с воспитателем подходят к казачьей хате, их встречает казачки.
Здравствуйте гости жданные,
Званные и желанные!
По обычаям кубанским поклон наш низкий!
С добрым словом и любовью,
С хлебом-солью! С хлебом –солью!
Дети здороваются, читают стихи.
1. Край родной Кубанский
Родина моя, в этом крае выросла
вся моя родня.
2. Дедушка в колхозе
Хлеборобом был
Хлебушек кубанский
На полях растил
3. Горы и долины
На Кубани есть
И моря и нивы
Все не перечесть.
-1Казачка: спасибо за слова теплые мы гостям всегда рада проходите в хату.
-Ребята, Посмотрите, какие предметы наполняют комнату. ( казачка показывает детям русскую печь и утварь: ухват, кочергу, чугунки.
- Вот например чтобы сварить борщ я использую: как выдумаете что? Правильно чугунок,
-а молоко и сметану я храню в глечике
-.А в какой посуде замешивали тесто в макитре?
- Дети а что казачкам заменяло утюг? (рубель, посмотрите как я им буду пользоваться.
- Кто хочет попробовать?
- какую посуду использовали для приготовления чая?
- А что за предмет похожий на ящик? (сундук) а еще его казаки называют скрыня.
- Подходите хлопцы и девчата к моей скрыне.
- Давайте посмотрим что там находиться.
Дети : здесь хранятся занавески, полотенце (рушник) рубаха, юбка, веночек.
2 казачка: дети чем украшены рушники, салфетки? (вышивкой. кружевами) давайте рассмотрим какие узоры вышивали умелые руки казачек. (цветы животных)
- Узоры рукодельницы подсматривали у природы.
-знаете что означает вышитый красный цветок с бутонами?- это символ крепкой семьи.
2 казачка : казачки занимались рукоделием,а казаки резьбой по дереву, кузнечным ремеслом. Иногда работали в одиночку а чаще собирались вместе на сходницу. Не зря есть пословица: «Собирай всю родницу на веселую сходницу»
- Вот и я вас приглашаю на веселую сходницу потрудиться и повеселиться.
Казачка предлагает детям с помощью трафарета расписать (вышить рушник).
Ребята выполняют задание под кубанскую песню.
Воспитатель: молодцы хлопцы и девчата потрудились можно и поплясать. (дети исполняют казачий танец «Плетень»
Казачка: дети а вы кубанские игры знаете? Какая ваша любимая игра.
Дети выбирают игру по желанию. («Саша казачок», «Казаки и казачки», «Атаман и котята», «Кубанка».
1 Казачка: Вот спасибо гости дорогие, повеселили от души.
2 Казачка :на сходнице вечерами казаки пели песни и угощались вкусными пирогами и мы приготовили угощение садитесь к столу.
Рефлексия.
И так где мы с вами сегодня побывали?
О чем бы вы рассказали своим родителям?