Галина Гребенчук
Образовательная ситуация «Заглянем в кукольный театр» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» города Бронницы
Номинация: «Образовательная ситуация с дошкольниками»
Образовательная область : Познавательное развитие.
Возрастная группа : подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Тема: «Заглянем в кукольный театр»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Основная образовательная цель Формировать у дошкольников представление о профессии мастера - кукольника.
Новое знание = детское «открытие» Профессия человека, делающего кукол для театра называется мастер кукольник
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать Актуализировать знания детей о различных видах кукол
Причина затруднения «Не знаем, название профессии человека, который делает куклы для театра»
Цель деятельности по преодолению затруднения Узнать название профессии человека, делающего кукол для театра.
Тема: «Заглянем в кукольный театр»
Цель. Формировать у дошкольников представление о профессии мастера - кукольника.
Задачи:
Обучающие- закреплять представления детей о кукольном театре, о профессиях, связанных с театром;
Развивающие: способствовать развитию связной речи, творческих способностей у детей, обогащению словарного запаса;
Воспитательные: воспитывать интерес к творческим профессиям, повышать культурный уровень ребенка.
Предварительная работа: беседы с детьми о видах театра, о профессиях, связанных с театром; обыгрывание отрывков из сказок, с использованием различных кукольных театральных персонажей.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» в интеграции с образовательными областями «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие»
Материал к занятию: слайды по теме занятия, ИКТ – оборудование; подборка различных кукольных персонажей, детские фартуки, клей, клеенки, салфетки на каждого ребенка, заготовки частей поделок из картона и цветной бумаги.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, а вы были когда-нибудь в кукольном театре?
- Что вы там видели? (дети отвечают, делятся своими впечатлениями)
- Ребята, я предлагаю вам показать кукольный театр.
Педагог рассказывает детям, что сегодня у них в группе выставка разных кукол для театра их можно рассмотреть и подобрать нужные куклы для показа.
- Хотите это сделать?
- Сможете? (да)
2. Актуализация знаний.
Дидактическая задача: актуализировать знания о различных видах кукол
На столах разложены игрушки из разных материалов.
Вместе с педагогом дети рассматривают различные куклы и сами рассказывают о них: бумажные, деревянные, тряпичные.
- Ребята, а как же с помощью этих кукол происходит представление? (дети могут взяв куклу в руки, показать что кукла делает)
- Кто же кукле помогает, кто управляет ей?
Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку –
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет?
Ведет по сцене (кукловод)
(артист - кукловод)
- Верно, ребята!
3. Затруднение в ситуации
Дидактическая задача: смоделировать ситуацию, в которой дети
сталкиваются с затруднением показа кукольного спектакля, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения.
- Вот, друзья мои мы с вами любуемся на кукол, можем их взять и показать целый кукольный спектакль, например: «Волк и семеро козлят». Все у нас для этого есть.
- А если бы вдруг все это исчезло, смог ли бы мы с вами или артисты - кукловоды тогда показать кукольный театр? (наверное, нет)
- А почему? (нет кукол)
- Что же делать? Зрители пришли, кукловоды на месте, а спектакль не показать?
(дети могут ответить, что кукол надо купить в магазине и принести в театр).
Ребята, а если мы не сможем найти в магазине нужных кукол? (дети могут сказать, что можно изготовить их самим)
А как вы думаете, кто делает куклы? Как называется профессия человека, который делает куклы для театра»
(у детей может возникнуть затруднение).
- Что нужно делать, если мы чего-то не знаем? (прочитать в книге, спросить взрослого, найти решение самим)
4.«Открытие» нового знания (способа действий)
Дидактическая задача: познакомить детей с профессией мастера – кукольника, Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, развивать творческие способности.
Педагог предлагает подойти детям к столу, где красуется надпись «Мастерская» и разложены ножницы, клей, заготовки из бумаги, картона для поделки бумажных кукол к сказке «Волк и семеро козлят».
Вместе с педагогом дети читают название «Мастерская» и рассуждают о том, что означает это слово (означает мастерить или что – то делать). Затем педагог обращает внимание на заготовки. Дети делают вывод, что из них можно сделать бумажные куклы для спектакля «Волк и семеро козлят».
- Ребята, если вы сейчас попробуете смастерить этих бумажных кукол, кем вы станете? Уже не просто ребятами, а кем? (мастерами – кукольниками).
- Верно, ребята! В театре всегда есть разные куклы, потому что их делают люди, очень интересной профессии - мастера - кукольники. В этой профессии важны художественные способности, склонность к ручному труду, богатое воображение, настойчивость, усердие, трудолюбие, аккуратность и усидчивость.
А вам бы хотелось хотя бы на мгновение стать кукольником, и сделать куклу для спектакля? Прежде чем приступить к работе в мастерской мы должны превратиться в кукольников. Надеть фартуки. Они нам нужны для того, чтобы не испачкаться. Мастера кукольники используют специальную одежду для того чтобы не испачкаться краской, клеем, лаком, опилками т. е тем материалом которым они пользуются в изготовлении кукол. А мы с вами наденем фартуки. Я предлагаю вам войти в мастерскую и превратиться в кукольников. Давайте встанем и пройдем к рабочему месту. Сегодня каждый из вас попробует смастерить куклу для театра.
Проговаривается способ изготовления, во время работы может звучать спокойная музыка
Пальчиковая гимнастика перед работой:
«Гномики-прачки»
Жили-были в домике (сжимают и разжимают кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. (загибают пальцы, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять – (разгибают пальцы, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать. (трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, (загибают пальцы по одному пальцу)
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
Проводиться совместная работа по изделию бумажных кукол : детям предлагаются картонные заготовки туловища волка, козы, 7 –х козлят с прорезанными отверстиями для пальчиков. Мордочки зверей и лапы дети подклеивают аккуратно к туловищу, добавляя детали для выразительности образа.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний
Дидактическая задача: закреплять знания детей о профессии мастера – кукольника, используя сделанные ими куклы в разыгрывании спектакля.
Молодцы, я вижу, все уже закончили своих кукол. Давайте мы посмотрим на них. Какие красивые куклы у нас всех получились. Вы работали очень аккуратно.
Вам понравилось быть в роли мастеров-кукольников?
Посмотрите, что я сейчас сделаю: фартук сниму, пальцы правой руки просуну в отверстия нашей поделки и сразу превращаюсь в кукловода.
Превращается рука
И в козленка и в волка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант и всё в порядке!
Попробуйте и вы превратиться в кукольников. Я приглашаю вас надеть на руку наших бумажных кукол козлят. А я надену куклу волка. И мы с вами готовы показывать кукольный спектакль. Но сделаем мы это чуть позже, после сна. А сейчас попрошу вас положить наши поделки и подойти ко мне.
6. Осмысление
Дидактическая задача: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.
Педагог собирает ребят вокруг себя и спрашивает о том, «чем дети занимались?», «что узнали для себя нового в процессе этого занятия?»
(делали бумажных кукол для театра и узнали, что в кукольном театре есть профессия мастера – кукольника)