Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация по рисованию с натуры с дошкольниками подготовительной группы «Друг детства — Мишка-Топтыжка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : художественное творчество (рисование)
Возрастная группа : подготовительная
Тема: Рисование с натуры «Друг детства – Мишка-Топтыжка».
Образовательные задачи :
1. формировать представление об эскизе как этапе планирования работы при рисовании с натуры (создавать контурный рисунок карандашом);
Публикация «Образовательная ситуация по рисованию с натуры с дошкольниками подготовительной группы „Друг детства — Мишка-Топтыжка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование с натуры
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
2. закреплять умение детей видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры, пропорции частей и их конструктивную связь, цвет и фактуру;
3. формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
4. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение;
5. развивать память, речь, воображение, коммуникативные качества;
Оборудование: меховая игрушка – медведь, листы бумаги A4, пастель, простые карандаши, ластики.
Логическая основа занятия
Детская цель : помочь Ване сделать фотографию любимой игрушки и послать ее друзьям
Затруднение: не могут сделать эскиз портрета Мишки
Причина затруднения детей: дети не знают, что такое эскиз и как его создавать
Способ преодоления затруднения: «спросить у того, кто знает»
Новое знание: эскиз – это контурный рисунок простым карандашом,
он нужен для того, чтобы правильно расположить рисунок на листе бумаги, соблюдая размер и соотношение частей рисунка
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность
- Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, у вас есть любимая игрушка?
- Как вы с ней играете?
- У нашего общего друга Вани тоже есть любимая игрушка - это плюшевый Мишка – Топтыжка. А еще у Вани есть много друзей, которые живут в другом городе, и друзья договорились послать друг другу фотографии любимых игрушек.
- Но Ваня очень расстроен, у него нет фотоаппарата, и он не сможет послать друзьям фотографию своего Мишки.
- Хотите помочь Ване сделать фотографию любимой игрушки?
- Сможете?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
1) актуализировать знание детей о строении мишки, о способах передачи пропорции частей тела, фактуры и цвета;
2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение;
3) развивать образное мышление, воображение, память, речь, коммуникативные качества;
- Ребята, а у вас есть фотоаппарат?
- Чем же вы поможете Ване? Как еще можно сделать фотографию? (слепить, нарисовать и т. д.)
- Отличное предложение нарисовать портрет Мишки - Топтыжки!
- Какими материалами лучше всего нарисовать игрушку? Почему?
- Скажите, какой формы у мишки голова (туловище, лапы, уши?
- Какого они цвета?
- Какая часть тела медвежонка самая крупная? (туловище)
- Как показать в рисунке, что другие части меньшего размера? (нарисовать их меньшего размера)
- Как можно передать пушистость «шубки» Мишки?
3. Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения.
- Наша работа непростая и ответственная, поэтому мы должны подойти к ней, как профессионалы.
- Настоящие художники обычно начинают свой рисунок с эскиза.
- Я предлагаю и вам начать работу с эскиза. Можете приступать к работе.
Возникает затруднение.
- У всех получилось сделать эскиз портрета Мишки?
- Почему не получилось? (потому, что мы не знаем, что такое эскиз и как его создавать)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать представление об эскизе как этапе планирования работы при рисовании с натуры (создавать контурный рисунок карандашом)
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
3) развивать образное мышление, воображение, память.
- А что делать, если ты чего-то не знаешь или не умеешь?
(Нужно спросить у того, кто знает)
- Спрашивайте! («Что такое эскиз и как его создавать?»)
- Эскиз – это контурный рисунок простым карандашом.
- Такой рисунок можно поправить при помощи ластика, поэтому все линии должны наноситься слегка.
- Как вы думаете, для чего нужно делать эскиз рисунка? (чтобы правильно расположить рисунок на листе бумаги, соблюдая размер и соотношение частей рисунка)
Далее педагог показывает, как создается эскиз, комментируя свои действия:
- Вверху листа слабым нажимом карандаша рисуется контур головы (овал или круг, ниже – более крупное овальное туловище, а затем лапы. Получился эскиз.
- Теперь мы проверяем размер изображения, форму и соотношение размеров частей тела, расположение на листе, и можем подправить, если что-то не получилось.
- Когда эскиз готов, можно обвести контуры и приступать к прорисовыванию деталей : мордочки, шерстки, и т. д.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений детей.
Дидактические задачи:
1) формировать умение создавать эскиз как этап планирования работы при рисовании с натуры;
2) закреплять умение детей передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры и пропорции частей и их конструктивную связь, цвет и фактуру.
- С чего же вы начнете работу над портретом? (с эскиза)
Дети проговаривают свои действия по работе над эскизом: «Легкими движениями карандаша рисуем части тела мишки, проверяя и исправляя соотношения частей»
- А теперь можете приступать к работе.
- Уверена, что Мишка-Топтыжка, на ваших портретах получится точь-в-точь как настоящий.
Детям предоставляется самостоятельность.
После окончания работы портреты Мишки-Топтыжки вывешиваются рядом с игрушкой, чтобы дети сравнили его с оригиналом.
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель собирает детей около себя
- Кому вы сегодня помогали?
- Смогли вы помочь Ване нарисовать портрет Мишки -Топтыжки?
- Почему вам это удалось?
(Мы узнали, что такое эскиз, для чего он нужен и научились его создавать)
Воспитатель хвалит детей и говорит, что теперь Ваня сможет послать своим
друзьям фотографии любимого Мишки-Топтыжки.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :
1. примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под руководством Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир 2012;
2. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М. : Цветной мир, 2011.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. М. : Цветной мир, 2012.
4. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» под руководством Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир 2012