Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Готовимся к чаепитию»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : речевое развитие (приоритетное, социально – коммуникативное развитие познавательное развитие,.
Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Тема: «Готовимся к чаепитию»
Основные цели: Развитие у дошкольников грамматических навыков словообразования.
Детская цель:Помочь воспитателю приготовить необходимую посуду для чаепития и угощения гостей.
Задачи:
1. Обучать детей способам словообразования с помощью суффиксов
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
(сахар – сахарница, конфеты – конфетница, сухари – сухарница).
2. Закрепить умение понимать и употреблять обобщающее понятие: чайная посуда - чашка, бокал, заварочный чайник, стакан, блюдце.
3. Ввести в активный словарь детей новое обобщающее понятие: сервиз – набор посуды с одинаковым рисунком.
4. Упражнять детей в умении правильно обратиться к взрослому с просьбой.
Развивающие задачи:
1. Развивать активную речь, внимание, наглядно – образное мышление.
2. Содействовать развитию эстетического восприятия окружающего, художественного вкуса при подборе необходимых атрибутов и предметов посуды для организации чаепития.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать желание оказывать помощь взрослому, устанавливая доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
2. Продолжать воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим -желание создать необходимые условия для приятного чаепития.
3. Формировать умение бережно и аккуратно обращаться со стеклянной посудой
Дидактические материалы и оборудование:
Предметы посуды: сковородка, набор кастрюль, чайные и столовые ложки, тарелки, бокалы, стаканы, заварочный чайник, чашки, поварешка, чайный сервиз, поднос, сухарница, конфетница, сахарница, салфетница.
Оборудование: карточки с изображением сухарницы, конфетницы, сахарницы.
Раздаточный материал: карточки с изображением сухарницы, конфетницы, сахарницы.
Краткая аннотация к работе:
Данное мероприятие разрабатывалось, как открытое, в рамках работы районного семинара воспитателей Грязовецкого муниципального района Вологодской области «Планирование и организация образовательных мероприятий с дошкольниками с позиции системно-деятельностного подхода».
В организации данной образовательной ситуации представлен опыт работы по использованию системно-деятельностного подхода в речевом развитии детей. Представлены методические средства, позволяющие построить образовательную деятельность в технологии «Ситуация». Их использование позволяет овладеть ребенку грамматическими навыками словообразования.
Основная цель данного мероприятия обозначена исходя из целевых ориентиров дошкольного образования, которые представлены в ФГОС ДО. Постановка задач предполагала учет реальных условий деятельности, возможностей детей, программных требований. Образовательная ситуация реализовывалась с учетом системы дидактических принципов деятельностного подхода:
-принцип психологической комфортности обеспечивался за счет двигательной активности детей на протяжении всей деятельности (игры, переходы, ярко выраженного интереса к теме образовательной ситуации, рационально оборудованного рабочего места детей и воспитателя, отсутствия утомляемости у детей на этапе осмысления;
Дети данной (средней) группы уже имеют достаточный опыт выхода из ситуации затруднения, обращаясь за помощью к взрослому, действуя по правилу: если чего-то не знаешь, то можно спросить у того, кто знает. Продумывая это занятие, было принято решение, о том, чтобы предложить детям способ выхода из ситуации затруднения, используемый традиционно, в старшем дошкольном возрасте, а именно, попробовать догадаться самим. И дети с эти успешно справились. Таким образом, был реализован один из главных принципов ТДМ «Ситуация» - принцип деятельности.
-принцип минимакса прослеживался в момент, когда каждый ребенок пробовал придумать новое слово, на уровне своего возможного максимума. Кто-то сразу и точно называл новые предметы посуды правильно, кто-то в процессе речевого творчества, пробуя, разные варианты самостоятельно подходил к называнию предмета. На этапе актаулизации, в момент выбора посуды для чаепития, дети, самостоятельно отбирая предметы, ориентировались на собственные силы и знания, действуя по принципу: «я выбираю этот предмет, потому, что знаю, что из него можно пить чай», что также говорит о реализации данного принципа.
- принцип вариативности был реализован и на этапе «актуализации» (выбрать ту посуду, которую считаешь правильной ты) и на этапе «введения знания в систему знаний» (выбрать картинки для выставки)
Ход образовательной ситуации
1 Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
Мотивировать детей на включение в познавательно - речевую игровую деятельность.
- Ребята, я узнала, что к нам собираются прийти в гости ваши мамы. Принимать гостей очень важное и ответственное дело. Надо заранее всё приготовить и продумать. Обычно, когда приходят гости, хозяева устраивают чаепитие.
-А вы знаете, что такое чаепитие? (Чаепитие - это когда хозяева и гости пьют чай.)
-Да, дети во время чаепития хозяева и гости садятся за празднично накрытый стол, пьют чай и ведут неторопливые беседы.
-Организовать чаепитие-дело непростое. Для этого нужно подготовить всё необходимое, одной мне это сделать трудно.
- Вы хотите мне помочь?
- А вы сможете приготовить всё необходимое для чаепития? (Ответы детей)
2Актуализация знаний
Дидактические задачи:
Актуализировать и обобщить представления детей о чайной посуде.
В ходе активизирующего общения побуждать употреблять в речи обобщающие понятия
Развивать слуховое внимание
Игра «Накрываем на стол»
Посмотрите, какая красивая скатерть на столе. Для чаепития нужна специальная посуда.
- Припомните, как можно назвать посуду, которую используют для чаепития.
-Как можно сказать, какая это посуда? (Чайная посуда)
-Дети,посмотрите, я приготовила посуду, а расставить ее на стол не успела. Помогите мне, пожалуйста, отобрать ту посуду,которая нужна для чаепития. Постарайтесь обращаться с посудой осторожно и аккуратно, ведь некоторые предметы довольно хрупкие, потому что сделаны из стекла и могутт разбиться. Возьмите каждый, только по одному предмету посуды. (Дети берут по одному предмету посуды, ставят на стол.)
-Назовите посуду, которую вы принесли на стол. (Дети перечисляют посуду для чаепития, которую принесли - чашки, бокалы, стаканы, блюдце, чайные ложки, заварочный чайник.)
- Молодцы, вы очень постарались, на столе у нас только нужная посуда.
-Давайте вспомним еще один раз как можно ее назвать?
- Какая это посуда? (Чайная посуда).
- Ребята, обратите внимание на стол, с которого вы взяли посуду. Пожалуйста, назовите какую посуду еще можно использовать для чаепития.
(Дети называют предметы чайной посуды, которые остались на другом столе.)
-Ребята, вы знаете, хорошие хозяйки, организуя чаепитие, стараются подбирать посуду одинаковую, с одинаковым рисунком или цветом. Посмотрите, на нашем столе есть посуда с одинаковым рисунком? (Да, есть.)
- Дети, а вы хотите стать настоящими хозяевами? (Ответы детей)
-Давайте оставим на столе посуду только с одинаковым рисунком, а всю остальную попросим наших мальчиков убрать и поставить на соседний стол. (Мальчики ставят на стол лишнюю посуду.)
- Девочки. Посмотрите, правильно ли мальчики убрали посуду?
- Как будущие хозяюшки поставьте чашки на блюдца и красиво расставьте их на белой салфетке. (Девочки красиво сервируют стол.)
-Какой красивый у нас получился стол! Как хорошо на нем смотрится посуда с одинаковым рисунком. Такой набор посуды с одинаковым рисунком называется сервиз. Наш сервиз предназначен для чаепития. Значит, какой это сервиз? (Чайный сервиз)
-Да, это чайный сервиз. Давайте все вместе повторим: чайный сервиз. (Хоровое и индивидуальное проговаривание слова «сервиз».)
3 3атруднение в ситуации
Дидактические задачи:
Формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины.
Дети сидят на стульчиках.
-Дети, а вы знаете, гости пьют чай не просто так. К чаю обычно, предлагают какие - то угощения. Как вы думаете, что можно предложить гостям к чаю? (Перечисляют угощения для гостей.)
-Да, вы назвали много угощений, но для нашего угощения я приготовила сахар, конфеты, сухари и печенье. Как вы думаете, во что мы положим это угощенье? ( Предполагаемые ответы детей: чашки, блюдца)
Вы знаете, для того, чтобы положить разные сладости и угощения существуют специальные предметы посуды. Мы с вами можем попросить уЛюбовь Юрьевны эти предметы посуды. Но вы знаете, как они называются?
(Предполагаемые ответы детей - Нет, не знаем)
-Вы сможете сказать Любовь Юрьевне названия этих специальных предметов посуды?
(Предполагаемые ответы детей - Не сможем)
-А если мы не знаем, как называются эти предметы, и не сможем их попросить, у нас получится приготовить необходимую посуду для угощения (Предполагаемые ответы детей - Нет, не получится)
-Смогли мы с вами приготовить посуду для чаепития? (Предполагаемые ответы детей - Нет, не смогли)
-Да не смогли. Потому что не знаем, как правильно называются предметы посуды, в которые можно положить сахар, конфеты, сухари, печенье. Значит, нам надо узнать, как называется посуда для угощения.
-Если вы что – то не знаете, но очень хотите узнать, что вы обычно делаете?
(Предполагаемые ответы детей - Спрашиваем у того кто знает)
-Вы можете попросить помощи у взрослого, но давайте сами попробуем догадаться, как называются такие специальные предметы посуды.
4 Открытие нового знания
Дидактические задачи:
Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия
Тренировать речь мыслительные операции, внимание.
-Давайте все вместе подумаем, как можно назвать посуду, в которую насыпают сахар.
Подумайте, если в нее насыпают сахар, значит, как ее называют? (Сахар – сахарница.
Давайте повторим все вместе: сахарница.
-Теперь давайте попробуем догадаться, как называется посуда, в которую можно положить конфеты? (Конфеты – конфетница)
-Давайте догадаемся, как называется посуда, в которую кладут сухари? (Сухари - сухарница).В сухарницу можно положить не только сухари, но и печенье, баранки, пряники. Она все равно будет называться сухарница. Теперь мы знаем, как называются специальные предметы посуды, в которые надо положить угощение. Давайте еще раз повторим их названия. (Индивидуальные и хоровые ответы детей.)
5. Включение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи:
Тренировать детей в умении вежливо обращаться к взрослому с просьбой.
Организовать активный отдых детей.
-Теперь, когда мы знаем, как называются нужные нам предметы, давайте попросим нашу няню Любовь Юрьевну их нам принести.
- Сначала давайте потренируемся, как мы обратимся кЛюбовь Юрьевне. Напомнаю вам, что спрашивать надо вежливо: «Любовь Юрьевна, принесите, пожалуйста, нам сухарницу»
- Как попросить уЛюбовь Юрьевны сахарницу?
- Артем, ты как попросишь уЛюбовь Юрьевны конфетницу?
-Даша, как бы ты попросила уЛюбовь Юрьевны сухарницу? (Дети упражняются в правильном обращении к взрослому.)
-Вы знаете, у Любовь Юрьевны много посуды, но сейчас она в спальне, заправляет кроватки. Давайте я приглашу Любовь Юрьевну к нам.
-Любовь Юрьевна, пожалуйста, подойдите к нам.
(Помощник воспитателя подходит к детям.)
-Любовь Юрьевна, дети хотят попросить Вас принести специальные предметы посуды для угощения.
-Василиса, попроси уЛюбовь Юрьевны сахарницу.
-Максим, попроси конфетницу и сухарницу.
- А пока Любовь Юрьевна ходит за посудой, давайте поиграем.
Подвижно – речевая игра «Чайная посуда»
Детивстают в круг, выполняют движения по тексту игры.
Вот большой, стеклянный чайник, посмотрите, как начальник.
(Одна рука на поясе, другая изогнута, как носик чайника.)
Вот фарфоровые чашки, очень хрупки бедняжки.
(Дети приседают, одна рука на поясе.)
Вот фарфоровые блюдца, только стукни – разобьются.
(Дети кружатся, изображая руками круг.)
Вот серебряные ложки, голова на тонкой ножке.
(Потянулись, руки сомкнуты над головой.)
Вот пластмассовый поднос, он посуду нам принес.
(Небольшой наклон вперед, руки в стороны.)
По окончании игры заходит Любовь Юрьевна, вносит поднос с посудой.
Воспитатель рассматривает с детьми посуду:
-Ребята, давайте посмотрим, и попробуем догадаться, какой из этих предметов сахарница? Что есть у сахарницы?
(У сахарницы есть крышка и маленькая ложка, чтобы накладывать сахар.)
Давайте поставим сахарницу на наш стол.
-Дети, как вы думаете, а где здеськонфетница?
(Обращаю внимание на то, что у конфетницы есть ручка и подставка.)
Нашим гостям приятно будет взять конфету из такой конфетницы.
-Посмотрите, какая широкая, красивая, плетеная сухарница.
Воспитатель обращает внимание детей на стол:
-У нас все готово к встрече гостей.
- Ой, ребята мы с вами забыли поставить на стол еще что – то очень важное.
Вы догадались, как называется специальная подставка для салфеток? (Салфетница)
- Давайте еще раз повторим, как называется посуда для угощения. ( Индивидуальные и хоровые ответы детей: сахарница, конфетница, сухарница)
- Дети, полюбуйтесь, какой красивый стол у нас получился. Я думаю, гостям у нас понравится.
Игра «Выставка посуды»
- Дети, вы знаете, сахарницы, конфетницы и сухарницы бывают разные.
Давайте для мам приготовим сюрприз. Сделаем для них выставку красивой посуды для угощения. Возьмите с подноса по одной картинке, внимательно на нее посмотрите.
-Назовите предметы посуды, которые изображены на вашей картинке.
(Индивидуальные ответы детей)
-Давайте поставим на верхнюю полочку сахарницу, на среднюю - конфетницу, на нижнюю полку сухарницу. (Дети берут по одной картинке, подходят к магнитной доске, с помощью магнита прикрепляют картинку на нужную полку).
6 Осмысление.
Дидактические задачи:
Провести рефлексию деятельности.
Создать ситуацию успеха.
- Ребята, что вы сегодня помогали мне делать? (Осмысление собственной деятельности.) Смогли мы с вами приготовить всю необходимую посуду для чаепития и угощения?
(Да, смогли)
-Почему смогли?
Мы с вами смогли сегодня подготовить всё необходимое для чаепития потому, что узнали, как правильно называется специальная посуду для угощения: сахарница конфетница и сухарница. И самое главное, что вы сами смогли догадаться, как она называется. Вы показали себя настоящими помощниками. Большое вам спасибо!
Вы молодцы!
Использованная литература.
1. Методические рекомендации к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»//Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.
2. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3 -5 лет»/ ТЦ Сфера/ Москва, 2012.
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий».// Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под общей редакцией Л. Г. Петерсон. И. А. Лыковой. – М Цветной мир, 2012.