Екатерина Косухина
Образовательная ситуация с дошкольниками на основе системно-деятельностного подхода Петерсон Л. Г. (Постановка звука [л])
▼ Скачать + Заказать документы
Основные цели:
1 .Создать условия для самостоятельного овладения навыком правильного произношения звука Л
(умение слышать звук [Л]; выработать верхний подъем языка)
2. формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога (логопеда) на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если чего-то не знаю, то спрошу у того, кто знает»
3. развитие навыков самоконтроля
Материал:
Демонстрационный: слоги, написанные на доске.
Оборудование: мяч.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками на основе системно-деятельностного подхода Петерсон Л, Г, (Постановка звука [л])» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
Краткая аннотация к работе: Формирование навыка правильного произношения звука [Л] предполагает развитие речевого слуха и выработку верхнего подъема языка, т. о на индивидуально-коррекционных занятиях учитель – логопед учит навыкам самоконтроля, корректирует проблемы в речевом развитии ребенка.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи:
-мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Логопед :
-Скажи, пожалуйста, ты любишь сказки? (Ответ ребенка).
- А какая твоя любимая сказка? (Ответ ребенка).
- Давай сегодня с тобой расскажем свою сказку. Но сказка наша будет не о царевне, не о волке, а о веселом язычке, которая научит правильно произносить звук[ Л]. Хочешь? (Ответ ребенка).
Проводится артикуляционная гимнастика "Сказка о веселом язычке""
2. Актуализация
Игра «Четвертый лишний»
Дидактические задачи:
1. развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
2. развитие логического мышления, внимания, памяти;
Логопед: чтобы получилась сказка, необходимо выработать верхний подъём языка и научиться слышать этот звук в слогах и словах. Какое упражнение тебе было сложно выполнить? (Ответ ребенка) Давай еще раз выполним и закрепим это упражнение.
Логопед: Вот путешествовал язычок на пароходе долго и приплыл на волшебный остров. Остров звука[ Л]. Давай познакомимся с этим звуком. (Рассматривание изображения буквы). На что похожа буква [Л]?
Ребенок: Буква Л похожа на две ножки и показывает позицию ног.
Логопед просит подойти к доске, на которой написаны разные слоги и вычеркнуть слоги со звуком [Л], НАПРИМЕР:
МА ША ОЛ ДА
Логопед предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний» Лишними будут те слова, в названии которых нет звука [Л]. Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.
Логопед произносит слова и выкладывает перед ребенком четыре картинки, ребенок находит и убирает лишнюю картинку.
3. Затруднениев ситуации
Игра «Четвертый лишний» (продолжение)
Дидактические задачи:
1) формировать опыт (под руководством логопеда) фиксации затруднения и понимания его причины
Логопед предлагает произнести звук [л] правильно и красиво, затем спрашивает ребенка, почему он неправильно произносит звук: (Не получается, не умею) и спрашивает, что нужно сделать, чтобы научиться произносить звук правильно (спросить у того, кто знает, как правильно произносить).
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1) сформировать опыт правильного произнесения звука [Л] и эмоционального переживания радости открытия;
2) тренировать мышцы артикуляционного аппарата
Логопед вместе с ребенком рассматривает правильную работу органов артикуляции, предлагает попробовать сделать также. Посмотри как красиво и правильно произносить звук Л: (Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы].
Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя.
5. Включение нового знания в систему знаний
Игра «Сказочный мяч»
Дидактические задачи:
1. тренировать мышцы артикуляционного аппарата;
2. развивать память, внимание, речь, длительность направленного речевого выдоха;
3. самостоятельная проверка по образцу
Ребенку предлагается повторить слоговые строчки в игре с мячом (логопед бросая мяч называет слог, например, ЛА, ребенок ловит мяч повторяет)
6. Итог занятия.
Дидактические задачи:
1. восстановить в памяти ребенка то, что он делал на занятии.
2. создать ситуацию успеха.
3. развивать уверенность в своих силах и способностях
Логопед спрашивает:
- Чем мы сегодня занимались?
- Были ли у тебя трудности?
- Смог ли ты их преодолеть?
Логопед хвалит ребенка за то, что он был внимательны и старательным, справился с заданиями, научился красиво и правильно произносить звук «Л», потому что он научился слышать звук [Л] в слогах и словах и поднимать язычок за верхние зубки.