Лучший педагог года

Конструкт занятия по экспериментально-исследовательской деятельности детей старшей группы «Удивительные секреты воздуха»

Светлана Спицына
Конструкт занятия по экспериментально-исследовательской деятельности детей старшей группы «Удивительные секреты воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Удивительные секреты (свойства) воздуха»

Возрастная группа : старшая

Форма НОД: групповая

УМК: Н. Е. Веракса., О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

Публикация «Конструкт занятия по экспериментально-исследовательской деятельности детей старшей группы „Удивительные секреты воздуха“» размещена в разделах

Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах; развитие способностей к преобразованию.

Задачи:

Обучающие задачи:- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха : не имеет цвета, невидим, не имеет объема, легче воды, движение воздуха – ветер; продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности; совершенствовать навыки проведение опытов и экспериментов.

Развивающие задачи:- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы; развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; вызвать интерес к совместному выполнению заданий.

Воспитательные задачи:- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде; создать доброжелательный настрой.

Материалы и оборудование: шапочки по количеству детей, стаканы, миски с водой, веера, лист бумаги, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, таз с водой, кораблик из бумаги.

Предварительная работа: проведение прогулок – исследований, наблюдений, экскурсий, рисование на тему «Как человек использует воздух», чтение сказок.

Материал: Материалы и оборудование: шапочки по количеству детей, стаканы, веера, лист бумаги, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, таз с водой, кораблик из бумаги.

Этапы Содержание совместной деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей Планируемый результат

2 2 3 4 5

1. Вводно-организационный Организационный момент: «Приветствие».

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости, мы с детьми приглашаем вас в нашу волшебную лабораторию. Ребята, а кто скажет, что такое лаборатория? (ответы детей). Правильно, ребята. Лаборатория - это помещение, где мы с вами проводим опыты, эксперименты, наблюдения. В нашей группе тоже есть мини-лаборатория, которая называется «Почемучка».

• Приветствие, установление зрительного и тактильного контакта.

• Приглашает гостей в лабораторию.

• Игровая ситуация, для установления контакта с дошкольниками. • Дети свободно располагаются в лаборатории группы.

• Принимают участие в игровой ситуации;

• Выражают эмоции посредством действий, мимики, приветственных слов. • Психологическая готовность.

• Привлечение произвольного внимания.

• Внутренняя мотивация на деятельность.

2. Мотивационный Ребята, сегодня в нашей лаборатории мы с вами раскроем секреты и познакомимся со свойствами воздуха и докажем, что воздух невидимый, но он существует вокруг нас.

Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает? (ответы детей).

Сейчас посмотрите в окно, что мы там видим (небо, земля). Что находится между небом и землёй в свободном пространстве? (ответы детей). Правильно, воздух. Давайте с ними поздороваемся тоже.

Здравствуй, небо. (руки вверх)

Здравствуй, земля. (приседают)

Здравствуй, воздух. (руки в стороны)

Здравствуйте все мои друзья. (руки вперед)

Ребята, мы с вами небо и землю видим? (ответы детей). А воздух видим? (ответы детей).

А как, вы думаете, у воздуха есть секреты? (ответы детей). • Ставит цель.

• Стимулирование познавательного интереса, любознательности.

• Мотивация детей к экспериментированию.

• Направление деятельности детей проблемными вопросами. • Слушают педагога, рассматривают, размышляют.

• Отвечают на вопросы.

• Сосредотачивают внимание.

• Задают вопросы, комментируют. • Воспроизведение информации, необходимой для успешного освоения нового.

3. Проживание темы (деятельностный)

Ребята, кто напомнит, что такое воздух? (ответы детей).

Для чего нам нужен воздух? (ответы детей).

Как вы думаете, сможем мы без воздуха жить? (ответы детей) Послушайте стихотворение:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить (вместе сдетьми) НЕ МОЖЕМ.

Теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. (упражнение «Глубокий вдох и выдох»).

Мы с вами доказали, что без воздуха мы можем находиться только несколько секунд, значит и жить без него мы не сможем.

Кому еще нужен воздух? (ответы детей).

(животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)

Да, ребята, мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве.

Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

(Ответы детей.)

Чтобы открыть секреты воздуха, мы проведём опыты, доказывающие – что воздух вокруг нас существует, несмотря на то, что мы его не видим. Я приглашаю вас провести первый эксперимент : подойдём к столу с красным флажком, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании :

1. Не толкай соседа во время работы.

2. Сначала посмотри, потом повтори.

3. Будь осторожен с предметами.

ОПЫТ 1

Оборудование: большая прозрачная ёмкость с подкрашенной водой, стакан, салфетка.

Восп: Ребята, посмотрите, что мы видим на столе? (ответы детей)

(Тазик с водой, пустой стакан.) Давайте, проверим, действительно ли он пустой.

(Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой).

Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно.

Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Что мешает попасть воде в стаканчик? (Ответы детей).

Это доказывает, что в стакане находится воздух, который не пускает воду в стакан. Но через воздух, который находится в стакане, мы видим все предметы.

Подставьте, пожалуйста, свою ладонь. Вы видите её? (ответы детей) Это доказывает, что воздух какой? (ответы детей)

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

А сейчас проведём ещё один опыт и докажем что воздух находится везде вокруг нас.

2 опыт

Восп. Наливаем в стакан воду, накрываем листом бумаги,

Вопрос детям: как вы думаете, что произойдет, если я стакан переверну? (ответы детей)

Восп: Проверим! (Проводит опыт)

Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги? (Ответы детей)

Делает вывод: Мы с вами доказали, что вокруг нас воздух, он давит на лист бумаги, прижимает бумагу к краям стакана и не дает воде вылиться.

Сейчас я приглашаю вас к столу с зелёным флажком. Ребята, как вы думаете, воздух имеет форму или нет? (ответы детей).

Восп: Давайте попробуем доказать, что воздух не имеет форму. Чтобы это доказать мы его попробуем поймать, хоть мы его и не видим. Но мы, же с вами уже знаем, что воздух есть везде. 3 опыт

Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто)

Восп: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Сейчас мы наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? (ответы детей) (он надулся, приобрел форму). Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух). Он приобрёл форму пакета. Вот мы узнали ещё один секрет воздуха, что воздух приобретает форму того предмета, в который он попадает.

Делаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.

Давайте выпустим воздух. Что произошло с пакетом? (ответы детей).

Пакет опять стал пустым. Воздух вышел в пространство, которое нас окружает, то есть в нашу лабораторию. Мы с вами снова доказали, что вокруг нас воздух.

Восп: Ребята, воздухом мы дышим через рот или нос, а потом выдыхаем. Как вы думаете можно ли увидеть воздух, который мы выдыхаем? (ответы детей). Чтобы это проверить пройдёмте к столу с жёлтым флажком.

4 опыт «Как увидеть воздух»

Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля.

Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее.

Что вы видите? (пузырьки)

А что это за пузырьки? (это воздух) Верно.

Куда плывут пузырьки: поднимаются вверх или опускаются на дно? (воздушные пузырьки поднимаются вверх). Значит, воздух какой, тяжёлый или лёгкий? (ответы детей) Посмотрите, сейчас я взвешу на весах два стакана - один с водой, другой с воздухом. Как вы думаете, какой из них опустится вниз, то есть он будет тяжелее? (ответы детей – вниз опустится стакан с водой) Верно, это еще раз доказывает, что вывод, сделанный нами ранее правильный – воздух легче воды.

Мы можем сделать ещё один вывод: воздух лёгкий, он легче воды.

5 опыт

Восп: А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да)

Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер.

А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)

Восп: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха.

Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет». (вызывает для демонстрации двоих детей)

В тазик с водой спускаем бумажный кораблик и дуем на него. Что произошло с корабликом? Кораблик почувствовал движение воздуха и поплыл.

Сейчас давайте немного отдохнем, проведём физкультминутку.

Кто мне поможет? • Предлагает приступить к работе.

• Показывает последовательность действий опыта.

• В процессе работы мотивирует детей на положительный результат, конструктивно комментирует работу детей, по мере необходимости помогает детям.

• Предлагает детям составить схему «Свойства воздуха»

• Дети выполняют опыты, осваивают последовательность действий.

• Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач.

• Выдвигают гипотезы, предложения, способы решения, пользуясь аргументацией и доказательствами.

• Делают выводы.

• В диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности, доводят дело до конца.

• Составляют схему «Свойства воздуха»

• Осознанные усвоенные понятия, овладение способом познавательной деятельности, способность самостоятельно действовать.

Физ. минутка Физкультминутка.

Ветер веет над полями и качается трава. (дети качают поднятыми руками вправо-влево)

Облако плывет над нами, словно белая гора. (поднимаются на носки и опускаются на всю стопу)

Ветер пыль над лесом гонит и деревья к низу клонит. (выполняют движения по тексту)

Вправо, влево, назад, вперед, а потом наоборот!

Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем! (имитируют ходьба) Показ движений с речевым сопровождением Выполняют игровые упражнения, отдыхают, расслабляются. Сохранение здоровья детей.

Продолжение 3 этапа

6 опыт.

Восп: Ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах? (Ответы детей).

Давайте понюхаем! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах? (Ответы детей).

Воспитатель: я тоже нет. Сейчас возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет? (Ответы детей). А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет? (Ответы детей).

ВЫВОД. Запах передаётся по воздуху, но своего запаха у воздуха нет. Это свойство воздуха мы тоже с вами доказали с помощью апельсина и чеснока.

Самоконтроль, анализ Предлагает детям закрепить свойства воздуха по схеме. • Задает вопросы, стимулирует процесс мышления, вовлекает в диалог, поощряет к высказыванию. Помогает детям осуществить самоконтроль, анализ. • Вспоминают, анализируют, выражают собственные мысли, делятся впечатлениями, осуществляют контроль и самоанализ.

• По схеме высказываются по поводу полученной информации. (свойства воздуха) • Проводят сравнительный анализ своей деятельности и сверстников.

4. Рефлексия Кто узнал что-то новое для себя?

Что вам понравилось больше всего? • Задает вопросы • Дети отвечают на вопросы • Осознание как участника исследовательского процесса.

Публикации по теме:

Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы детского сада «Волшебница Вода» Тема «Волшебница Вода» Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостью (водой) Образовательные.

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Вода»Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Вода» ЦЕЛЬ: - вспомнить свойства воды: прозрачность, отсутствие вкуса, запаха - познакомить со свойствами – текучесть, возможность растворять.

Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе. Тема: «Экспериментирование детей в семье» Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Лимон» Конспект занятия Экспериментально-исследовательская деятельность на тему «Лимон». МДОУ Пехлецкий детский сад «Солнышко». Воспитатель Е. М.

Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Парад военной техники» «Парад военной техники» Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 6-го года жизни Цель: • Развитие.

Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Вулкан опасен или безопасен» Программное содержание: Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять.

Организация экспериментально-исследовательской деятельностиОрганизация экспериментально-исследовательской деятельности Дети по своей природе постоянно находятся в поиске новых впечатлений, у них огромное желание самостоятельно исследовать окружающий мир.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Симпатические чернила» Цель: включение детей в экспериментально-исследовательскую деятельность на основе формирования представлений о симпатических (невидимых).

Развитие познавательной активности детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей.

Экологическое воспитание дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально - исследовательскую деятельностьЭкспериментально – исследовательская деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструкт занятия по экспериментально-исследовательской деятельности детей старшей группы «Удивительные секреты воздуха»
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 09:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструкт занятия по экспериментально-исследовательской деятельности детей старшей группы «Удивительные секреты воздуха»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Спицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД