Ольга Ярчихина Пузырева
Программа кружка для детей 4–6 лет «Сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружковой деятельности «Сказка» с детьми 4 – 6 лет
(средняя, старшая группа «Ромашки»)
МБДОУ детский сад «Малышок»
Срок реализации программы : 2013 – 2015 уч. г.
Авторы программы :
Воспитатели: Пузырева Ольга Юрьевна
Тихонюк Жанна Тачетдиновна
п. г. т. Берёзово
ХМАО – Югра
2013 г
Публикация «Программа кружка для детей 4–6 лет „Сказка“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Актуальность. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в нашей группе мы ведем театральный кружок «Сказка».
Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Цель: Стимулирование развития речи и навыков театрально –исполнительской деятельности посредством разных видов театра.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
Развивающие:
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада и детьми.
Развивать у детей интерес и бережное отношение к театральным куклам.
Воспитательные:
Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
Воспитывать любовь к театру и театральной деятельности.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—6 лет (средняя, старшая группа).
Срок реализации: 2 года.
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц.
Деятельность проводится в форме игры:
- Игровые упражнения;
- Этюды;
- Игра-драматизация;
- Сюжетно-ролевая игра.
Интеграция образовательных областей:
• Художественная литература. Знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников и самостоятельной театрализованной деятельности.
• Художественное творчество. Создание декораций по содержанию или сюжету спектакля. Рисование с использованием разнообразных техник и материалов по сюжетам произведений или их героев.
• Познание. Знакомство с предметами ближайшего окружения, повадками животных, природными явлениями, бытом и традициями народов, что послужит материалом, входящим в театральные игры и спектакли.
• Музыка. Знакомство с музыкальными произведениями к театрализованным постановкам, с музыкальными инструментами разных народов, способствующее более полной передаче образов героев.
• Коммуникация. Разучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Пересказывание сказок и рассказов, придумывание своего развития сюжета. Развитие артикуляционного аппарата и четкой дикции.
• Физическая культура. Использование подвижных – сюжетных игр.
• Социализация. Использование дидактических и настольно-печатных игр.
Ожидаемый результат:
• Всестороннее развитие речи детей (активизация словаря, звуковая культура речи, связная речь и т. д.)
• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
• Развитие интереса детей и приобщение к театральной деятельности (кукольный театр, пальчиковый театр, настольный театр, игры – драматизации и т. д.)
• Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Формы подведения итогов:
-Театрализованные представления;
- Кукольные спектакли;
-Досуги.
Мониторинг:
• Может составить небольшой рассказ или сказку.
• Знает и называет виды театра (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой) – для детей 4-5 лет.
• Может передавать эмоции и чувства при помощи мимики и жестов.
• Прочитанные произведения вызывают эмоциональный отклик и сопереживания.
• Называет виды театров (ТЮЗ, драматический, кукольный, большой театр) – для детей 5-6 лет.
Перспективный план работы на 2013 – 2014 учебный год.
Месяц Неделя Тема Цель
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
1 «Знакомство с театром»
(показ презентации, альбомов, кукол) Познакомить детей с понятием театр и видами театра (кукольный, настольный, теневой, пальчиковый)
3 «Знакомство с театральными профессиями»
(художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).
Формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь 1 «Играем в куклы» Учить детей действовать с куклами пальчикового, настольного и кукольного театра.
3 Сюжетно – ролевая игра «Театр». Познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.
Н
О
Я
Б
Р
Ь 1 Просмотр кукольного театра «Репка» Активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.
3 «Мы актеры» Формировать у детей характерные для персонажей жесты, мимику, интонацию, партнерские отношения между детьми.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1 Ритмопластика
(отработка движений) Развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.
3 Чтение русской народной сказки «Репка».
Работа над речью (интонация, выразительность).
Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса
Я
Н
В
А
Р
Ь
2 Игра на действие с воображаемыми предметами Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать согласованно с использованием предметов.
4 Инсценировка сказки «Репка»
Создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
2 «Знакомство с пальчиковым театром»
Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
4 Показ кукольного театра «Теремок» (для малышей). Развивать сценическое искусство, поощрять желание выступать перед зрителем. Закрепить умение произносить текст с правильной интонацией и силой голоса.
М
А
Р
Т
2 Культура и техника речи (игры и упражнения) Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.
4 «Что за прелесть эти сказки» Побуждать детей самостоятельно сочинять и инсценировать небольшие сказки.
А
П
Р
Е
Л
Ь
2 Концерт для детей младшей группы
«День смеха» Учить детей понимать смысл юмористических стихов. Развивать память, внимание, выразительность речи. Помочь детям уверенно выступать перед зрителями.
4 Разыгрывание этюдов Познакомить детей с понятием «этюд». Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
М
А
Й 3 Викторина «Путешествие по сказкам» (показ сказки «Колобок») Закрепить полученные знания детей о сказках. Развивать сценическое искусство, поощрять желание выступать перед зрителями.
Перспективный план работы на 2014 – 2015 учебный год.
Месяц Неделя Тема Цель
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
1 Знакомство с понятием театр: кукольный театр «Теремок», ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий). Дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
3 Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
1 Драматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.
3 Развлечение «Осенние посиделки» Развивать умение детей читать стихи с интонацией и выражением. Дать детям возможность выступать перед зрителями.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
1 Игры - коммуникации Помочь детям поверить в свои силы и возможности, научиться находить «точки соприкосновения» с детьми которые находятся рядом.
3 Театральная игротека
«В гостях у А. Барто» Учить детей импровизировать с предметами и друг с другом по прочитанному стихотворению, передавать эмоции и чувства при помощи жестов и мимики.
Д
Е
К
А
Д
Р
Ь
1 Чтение сказки Г. Андерсена «Снежная королева» Развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения к героям сказки.
3 Показ настольного театра по сказке Г. Андерсена «Снежная королева» Развивать умение детей действовать персонажами настольного театра, выражать эмоции и настроения при помощи голоса и интонаций.
Я
Н
В
А
Р
Ь
3 Концерт для детей младших групп и сотрудников детского сада. Упражнять детей в правильной сценической речи (интонация, сила голоса, правильное произношение, дать детям творчески подходить к своим выступлениям.
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
1 Чтение сказки «Зимовье зверей» Развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
3 Пальчиковый театр по мотивам сказки «Зимовье зверей» Совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.
М
А
Р
Т
2 Праздничный концерт для родителей «8 марта» Закрепить полученные умения и навыки в речи, учить взаимодействовать со взрослыми и получать эмоциональный отклик.
А
П
Р
Е
Л
Ь
2 Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди» Развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
4 Репетиция спектакля по мотивам русской народной сказки «Гуси – лебеди» Продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.
М
А
Й
2 Показ русской народной сказки «Гуси – лебеди» Вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Список литературы.
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Соответствует ФГТ. - М., Мозаика-Синтез, 2012.
2. Додокина, Н. В. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ Н. В. Додокина, Е. С. Евдокимова. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 64 с.
3. Доронова, Т. Н. Развитие детей 5 – 6 лет в театрализованной деятельности/ Т. Н. Доронова. – М. : Издательство АСТ, 1998. – 63 с.
4. Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в театральной деятельности: Обзор программ дошкольного образования/ М. Б. Зацепина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
5. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу…/ Л. Царенко. – М. :ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. – 160 с.
6. Щеткина, А. В. Театральная деятельность в детском саду/А. В. Щеткина. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 128 с.