Наталья Малиновская
Программа дополнительного образования кружка по театрализованной деятельности для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительное образование. Кружок «Заинька»
Программа дополнительного образования кружка по театрализованной деятельности для детей первой младшей группы «Вишенка»
Публикация «Программа дополнительного образования кружка по театрализованной деятельности для детей первой младшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Театр — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус у детей, если в младшем возрасте окунуться в мир театра, то всю жизнь будешь воспринимать мир прекрасным. А. Богуш
Срок реализации – 1 год
Пояснительная записка
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на развитие его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театрально-эстетическом искусстве. В программе систематизированы средства и методы всех видов театральной деятельности.
Главной целью программы : «Театр в детском саду», является приобщение детей к разнообразным видам театральной деятельности. В программе подчеркнута большая роль игры в становлении и развитии способностей ребенка, учитывая его интересы, желания и способности. Программа придерживается различных форм организации театральной деятельности : специально организованная — в которой основная роль принадлежит педагогу, и самостоятельная игровая деятельность — при минимальном участии воспитателя. Программа направлена на то, чтобы ребенок активно включался в театральную деятельность, эмоционально относился к действующим лицам и их поступкам, развивает желание подражать положительным героям и быть не похожим на отрицательных. Важнейшим является процесс переживания, воплощения и, конечно же, итог артистизм в спектаклях. Театр доставляет детям много радости и удовольствия, создает у них хорошее настроение, однако нельзя рассматривать театральную деятельность как развлечение. Его воспитательное значение намного шире. Дошкольный возраст — это период когда у ребенка начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающим. Поэтому, очень важно начиная с этого показать детям примеры дружбы, справедливости, отзывчивости, храбрости и т. д. Театр располагает большими возможностями, так как он воздействует целым комплексом средств. Театральная деятельность расширяет кругозор детей и надолго остается в их памяти. Они делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о театральной деятельности родителям такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умение выражать свои чувства. Театральная деятельность тесно переплетается со всеми видами деятельности ребенка в детском саду: утренняя гимнастика, прием пищи, игровая деятельность, занятия, прогулка подготовка ко сну, гимнастика, пробуждение, утренники и развлечения.
Программа составлена на ранний возраст.
Структура программы
В программе выделено три типа задач:
1 тип задач — развитие выразительной речи;
2 тип задач — образовательные задачи, которые непосредственно связаны с изучением, театрально-эстетического искусства, развитием артистизма, навыков сценических воплощений в играх инсценировках и драматизациях, а также навыков овладения вождения кукол;
3 тип задач — это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, чувства эмпатии а также коммуникативных способностей театрального искусства.
Организация театральной деятельности
Театральные занятия в I младшей группе проводятся один раз в неделю во 2 половину дня с сентября по май время проведения занятий 10-15 минут.
Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные. Существует и комплексное занятие: театр + музыка, театр + лепка, (фигурки отдельных персонажей или целые сценки, театр + ИЗО (рисование различных эпизодов сказки) театр + ЛЕГО конструктор и т. д.
Постепенность и последовательность этой программы позволяет ребенку познакомится с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
Общие задачи театральной деятельности
• реализовывать творческий потенциал ребенка, знакомить с окружающим миром через театрально-эстетическую деятельность;
• последовательно и поэтапно знакомить детей от 1.5 до 3 лет с театральным искусством, через эстетическое восприятие;
• приобщатъ детей к театрально-эстетической культуре знакомить с устройством театра;
• развивать выразительную речь включая в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности;
• обеспечивать взаимосвязь театральной с другими видами деятельности в едином педагогическом пространстве;
• учить передавать характер, особенности образов, перевоплощаться, вести ролевой диалог, соединять речь с движениями;
• обучать детей кукловедению;
• учить с выражением декламировать текст;
• развивать у детей чувство эмпатии (способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях);
• по средствам личностно-компетентного подхода к ребенку помогать детям, преодолевать робость, неуверенность в себе, развивать и реализовывать творческий потенциал через театрально-эстетическую деятельность;
• воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем видам театра и собственной театрально-игровой деятельности, развивать любознательность и исследовательский интерес для моделирования, поиска, и экспериментирования с различными материалами (природный, ткань, и т. д.) в зоне театральной деятельности;
• воспитывать нравственную направленность (дружба, доброта, честностъ, взаимопомощь и т. д.);
• привлекать родителей к активному участию в качестве исполнителей ролей в спектаклях, авторов текстов, изготовителей декораций и костюмов;
Ребенок овладевает умениями и навыками
Восприятие театрального представления :
• узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрывания драматизации по смыслу знакомых сказок;
• сопереживать положительным и осуждать неправильные поступки театральных персонажей;
• учиться говорить правильно, четко, выразительно;
В игровой деятельности :
• выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;
• повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;
• выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;
• разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.
В сценической деятельности :
• инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.
В процессе обучения ребенок узнает и усваивает:
• о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;
• про три вида театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый);
• про смысл театральной постановки.
Формы организации театральной деятельности
Организация взрослым на занятии:
• игры импровизации;
• игры забавы;
• показ драматизации;
• показ настольного театра;
• показ театра игрушек;
• показ пальчикового театра.
Инициатива детей
• ряженье
• инсценировка стихов, сказок;
• проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;
• пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игри игр с игрушками.
Методическое обеспечение: учебно-методические комплекты- аудио диски, кукольные театры, куклы, настольный и пальчиковый театр и. т. д.
Материал, рекомендованный для использования в процессе театральной деятельности
• книжка — игрушка;
• книжка-раскладушка;
• книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке;
• настольный театр;
• пальчиковый театр;
• резиновые, пластмассовые игрушки;
Показатели успехов и достижений:
• активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе
• показа театрального действия и театрализованной игры;
• имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;
• имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;
• с интересом и вниманием смотрит театральные постановки, эмоционально показывает свои чувства (громко смеется, подпрыгивает, жестикулирует).
Позиция взрослого и ребенка
Взрослый.
• инициатор общения, показа, организатор театральных действий;
Ребенок:
• с интересом слушает;
• манипулирует с игрушками;
• инициатор ряженья.
Планирование занятий.
Сентябрь
1 неделя: «Давайте познакомимся». Рассматривание ширмы для кукольного театра, рассматривание театральных игрушек, персонажей для настольного театра, игра: «Скажи свое имя ласково», народная игра.
2 неделя: рассказывание народной сказки: «Курочка Ряба» или прослушивание в аудио записи, беседа по содержанию сказки, веселый танец с детьми на тему сказки.
3 неделя: пересказ сказки с использованием игрушек, подвижная игра: «Курочка и цыплята».
4 неделя: подвижная игра: «Курочка и цыплята», драматизация по сказке «Курочка Рябa».
Октябрь
1 неделя: рассказывание «Пошла курочка рябушечка по водичку», беседа по содержанию, подвижная игра: «Котята».
2 неделя: рассказывание вместе с детьми: «Пошла курочка рябушечка по водичку», упражнение: «Изобрази героя», веселая песня «Про котенка».
3 неделя: отгадывание загадок, разучивание колыбельной песни.
4 неделя: подвижная игра «Гуси», хороводы.
Ноябрь
1 неделя: отгадывание загадок, имитационные упражнения, знакомство со сказкой К. Чуковского «Цыпленок», подвижная игра «Курочка-хохлаткa».
2 неделя: рассказывание этой же сказки вместе с детьми, беседа по содержанию, имитационное упражнение.
3 неделя: отгадывание загадок, ряженье, имитационные упражнения «Изобрази героя», свободные веселые танцы
4 неделя: драматизация сказки К. Чуковского «Цыпленок», слушание спокойной музыки.
Декабрь
1 неделя: знакомство со сказкой С. Маршака «Перчатки», беседа по содержанию, подвижная игра.
2 неделя: отгадывание загадок, мимические этюды у зеркала, драматизация сказки С. Маршака «Перчатки».
3 неделя: рассмотрение иллюстрации к сказке «Репка», слушание аудио записи к сказке «Репка», имитационные упражнения.
4 неделя: пересказ сказки с использованием пальчикового театра, имитационные упражнения, прослушивание песен о дружбе.
Январь
1 неделя: отгадывание загадок, ряженье, имитационное упрaжнение «Изобрази героя», танец «Маленьких утят».
2 неделя: игра «Изобрази героев», драматизация сказки «Репка», хоровод.
3 неделя: игра «Назови друга ласково», рассказывание сказки «Рукавичка», беседа по содержанию сказки.
4 неделя: отгадывание загадок, рассказывание сказки «Рукавичка» вместе с детьми, подвижная игра.
Февраль
1 неделя: рассказывание сказки «Рукавичка» по ролям, пантомимические упражнения.
2 неделя: отгадывание загадок, драматизация сказки «Рукавичка».
3 неделя: рассказывание «Кто сказал мяу», имитация движений и голосов героев.
4 неделя: подвижная игра «Воробей и кот», рассказывание «Кто сказал мяу» вместе с детьми.
Март
1 неделя: отгадывание музыкальных загадок, ряженье в костюмы, имитация движений персонажей «Кто сказал мяу».
2 неделя: подвижная игра «Воробышки и кот», драматизация рассказа «Кто сказал мяу», веселый танец.
3 неделя: рассказывание сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке, подвижная игра «Лиса и зайцы».
4 неделя: беседа по сказке «Заюшкина избушка», имитационные упражнения
Апрель
1 неделя: рассказывание сказки «Заюшкина избушка» вместе с детьми, имитационные движения под музыку с использованием элементов костюмов.
2 неделя: отгадывание загадок, ряженье в костюмы, имитационное упражнение под музыку.
3 неделя: отгадывание загадок «Заюшкина избушка».
4 неделя: рассказывание сказки «Теремок» с использованием настольного театра, беседа по содержанию сказки, упражнение на интонационную выразительность.
Май
1 неделя: игра: «Угадай, о ком говорю», рассказывание сказки «Теремок» вместе с детьми, имитационные упражнения.
2 неделя: отгадывание загадок про пальчиковый театр по сказке «Теремок», веселый танец.
3 неделя: отгадывание загадок, имитационные упражнения под музыку, веселый танец
4 неделя: отгадывание загадок по костюмам, драматизация сказки «Теремок», хоровод.
Выводы, планируемые результаты
Таким образом у детей расширяет кругозор,сказки надолго остается в их памяти. Они делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о театральной деятельности родителям такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умение выражать свои чувства.
Литература:
1. «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева.
2. «Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щеткин.
3. Театр возможного» А. Буренина
4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями.
5. Касаткина Е. И., Реутская Н. А. и др. Театрализованные игры в детском саду