Стерлингова Светлана
Образовательная кинезиология в психокоррекционной работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время отмечается быстрый рост числа детей с отклонениями в психическом развитии. Масса детей демонстрирует задержку и искажение познавательного, психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, повышенную возбудимость, истощаемость, соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности все это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности детей к дальнейшему обучению в школе и социальной дезадаптации. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, позволяющие воздействовать на тот или иной дефицит ребенка, не всегда дают нужный результат. Дополнительная сложность в оказании психолого-педагогической помощи детям состоит в том, что методики коррекционного воздействия не могут быть универсальными. Это обусловлено тем, что различия между нарушениями, встречающиеся у детей, столь значительны, что каждый ребенок, нуждающийся в помощи, требует индивидуального подхода. Однако, необходимо помнить, что высокая пластичность полушарий мозга на ранних стадиях развития, дает возможность своевременно скорректировать развитие ребенка. Считается, что наиболее эффективно мозг человека функционирует тогда, когда его полушария гармонично работают вместе. А поскольку самый главный инструмент для его развития - это руки, то используя и ту, и другую, человек тренирует сразу две половинки. Выполняя задания сразу обеими руками, ребёнок настраивает свой мозг на слаженную работу обоих полушарий. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм на развитие межполушарного взаимодействия решают сразу две задачи: во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Одним из эффективных методов позволяющих улучшить работу головного мозга и всего тела, а также способствующий гармоничному развитию личности является кинезиологическая гимнастика. Пол и Гейл Деннисон основатели «Образовательной кинезиологии» (1982 г). Образовательная кинезиология – система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём вытягивания потенций, заключённых в теле. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, Н. С. Лейтеса доказали взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Так, многим людям легче думать, при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, жестикулировании руками, мимических выражениях лица. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. «Гимнастика мозга» может применяться на коррекционно-развивающих занятиях познавательной и эмоционально-волевой сферы, как индивидуально, так и в работе с подгруппой детей. Компановка кинезиологических упражнений может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы. Мы разработали подборку упражнений, которые оказывают комплексное воздействие на формирование двигательных навыков и успешную социализацию ребенка. В комплексы включены дыхательные упражнения, глазодвигательные, для развития мелкой моторики, релаксация и массаж.
Публикация «Образовательная кинезиология в психокоррекционной работе с детьми» размещена в разделах
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется, что положительно влияет на центральную нервную систему.
Результативность занятий зависит от системы работы, для каждого дошкольника это может быть разное количество упражнений и занятий, в течение определенного количества времени. Один и тот же комплекс проводится в течение 1 месяца (ежедневно утром в детском саду, вечером дома с родителями) по 10-15 минут, каждое упражнение выполняется по 1-2 минуты. Также, применяем в коррекционно-развивающей работе такие интересные задания, как: «обводки» симметричных рисунков, «тренажеры», зеркальное рисование в воздухе, «неклассические» прописи для обеих рук, которые помогают скорректировать проблемные зоны. Прежде всего, создаем эмоциональную вовлеченность ребенка в процессе взаимодействия, спрашиваем его: «можно мне до тебя дотронуться?», «смотри, как у тебя получается!». Чтоб привлечь внимание малышей, практикуем использовать красный цвет помады на губах. Исходя из особенностей ребенка задания подбираем по принципу: от простого к сложному. В коррекционной работе с ребенком, взрослый всегда стоит справа от него. Если малыш испытывает затруднения при выполнении упражнения, то взрослый выполняет его совместно, например, рисуем круг «рука в руке» - опора на кисть руки, потом на локоть, потом за плечо, потом ребенок выполняет действия самостоятельно. Когда движения освоены, увеличиваем темп выполнения, пробуем выполнять задания с закрытыми глазами (представляем мысленно, сочетаем с движением рук движения языка или глаз, или глядя на картинку-схему. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости в кисти руки: легкая усталость, это показатель правильной мышечной нагрузки; сильная усталость, возникшая некоординированность движений, потливость – признаки переутомления. Чтоб поддержать ребенка в моменты напряжения инструктируем его: «если у тебя запотели ладошки, или перестало получаться, расслабь руки и прекрати выполнять упражнение». Ребенок постепенно понимает, чтобы упражнение получилось, необходимо прилагать мышечное усилие. Длительные систематические тренировки вызывают эмоциональный подъем, ребенок гордится тем, что может сам управлять мышцами кисти руки.
Регулярные занятия с применением кинезиологических упражнений позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Несмотря на то, что коррекционная работа с детьми носит отсроченный характер, по истечению комплекса занятий, мы наблюдаем увеличение продуктивности: объёма и устойчивости внимания, восстановления нарушенных межполушарных связей, улучшения психоэмоционального состояния, уменьшения степени агрессивности и улучшения аналитико-синтетической способности (способность к обобщениям и умозаключениям). Дети становятся увереннее в том, что у них все получится!
Литература:
1. Бачина О. В. Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : АРКТИ, 2008. – 88 с.
2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с.
3. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С. М. Масгутовой. – М., 1997.
4. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. – М. : «Издательство Гном и Д», - 48 с.
5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии : Практическое руководство для учителей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.