Людмила Шевченко
Конспект НОД «Загадки капельки воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Загадки капельки воды
МАУ У ДОО «Детский сад № 9 комбинированного вида №9»
Образовательная ситуация
по познавательному развитию
в возрастной группе детей от 4-5 лет
«Загадки капельки воды».
Воспитатель:
Шевченко Л. А.
«Загадки капельки воды».
Образовательная область – познавательное развитие
Возрастная группа детей от 4- 5 лет
Тип деятельности: познавательно - экспериментальная.
Цель:
Публикация «Конспект НОД „Загадки капельки воды“» размещена в разделах
Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, ее значении в жизни растений, животных и человека.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде
Развивающие: развивать любознательность, мышление и речь детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.
Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы;
Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, зеленая, красная, желтая, лоток с лабораторной посудой на каждый стол (4 стакана с водой) кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме “Вода в природе”, интерактивные игры, чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде, прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы” : “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей ”, наблюдения за явлениями, связанными с водой.
Содержание организационной деятельности
Организационный момент: «Солнышко».
Воспитатель: «Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям».
Педагог обращает внимание детей на то, что когда он пришёл в детский сад, увидел на пороге ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Белая морковка зимой растет.
(Сосулька).
Он промочит всех до нитки,
Но беды не принесет,
Рады травка и улитка,
Всех от засухи спасет.
Миллионов капель вождь,
Падает на землю - (Дождь)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без. (Воды)
Просмотр презентации о состоянии воды в природе
Физкультминутка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
Беседа: – Ребята, посмотрите, а в ведёрке ещё и письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.
– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.
– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
1. Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.
Опыт N 1: “Вода не имеет формы”
Сравните форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя. Воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).
– Что можно сказать о форме воды?
Вывод: вода не имеет формы
Опыт N 2: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт N 3: “Вода прозрачная”
Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что– нибудь: текст, рисунок, на соседа).
Вывод: вода прозрачная
Опыт N 4: “У воды нет вкуса”
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Вывод: у воды нет вкуса
Опыт N 5: “У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
Вывод: у воды нет запаха
Опыт N 6: “Лед – твердая вода”
Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.
Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике.
Вывод: лед, снег – тоже вода.
Опыт N 7: “Пар – это тоже вода”
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода
Вывод: пар – это вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да)
Почему?
Проводится игра “Где спряталась вода”
– Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода в природе.
(картинки показываются на компьютере)
Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.
Воспитатель:
Мы еще раз убедились: вода бывает очень–очень разной. Она может быстро–быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!
Ребята, ответьте на вопросы:
Зачем нужна вода животным?
Растениям?
Зачем нужна вода человеку?
Как вам уже известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она содержится?
( Варианты ответов: в крови; вода помогает переваривать пищу; с ее помощью удаляются вредные вещества из организма человека).
Человек может долго прожить без еды, но без воды он не обойдется.
(Картинка о значении воды)
Теперь мы сделаем вывод, что вода нужна всем.
Ребята везде ли есть вода?
Где мы можем ее увидеть?
(Водоемы, осадки).
А вы знаете, что такое снежинка?
(Белая пушинка, состоящая их кристалликов льда).
Скажите, будет ли лед являться водой?
(Это замерзшая вода).
Ребята, а вы знаете, что воды которую мы пьем, на планете Земля очень мало и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель.
Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее!
(педагог читает стихотворение)
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница –
все дети хором ВОДА!
Используемая литература:
Артёмова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» Москва 1992 г.
Воронкевич О. А «Добро пожаловать в экологию» С. - Петербург 2008 г.
Илланова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки» Москва 1985г.
Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей
«Мы». Азбука экологии С. - Петербург 1996г.
Лучич М. В. «Детям о природе» Москва 1989г.