Татьяна Гаева
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Капелька воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе
Цель: Углубление природоведческих знаний, развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования с водой.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Музыка
Задачи:
- Уточнить знания детей о назначении и значении воды в нашей жизни. Закрепить представления детей о разнообразных формах воды, умение находить воду в окружающем мире, воспитывать бережное отношение к воде.
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе „Капелька воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- В процессе экспериментирования познакомить детей с некоторыми св-вами воды; развивать умение сравнивать, делать выводы.
- В процессе исследовательской деятельности формировать партнерские отношения.
- Расширять и активизировать связную речь.
- Развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее музыкально-образное содержание.
Оборудование: «Капелька», глобус, плакаты, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, поднос с предметами разной формы (резиновая перчатка, пластиковые коробки, большой стакан, кувшин с водой, тазики для экспериментов, термос, кубики льда, чайные ложки, пластиковые стаканы, кружки, блюдца, яблоко, трубочки-соломки, салфетки, бусинки, гуашь, сок, сахар, соль, стаканы с молоком, чаем; кефир, компот, варенье, одеколон, чеснок, стекло, ароматические капли, формы для льда, баночки с цветными крышками, магнитная доска, лепестки - капельки.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды. Д/и «Кому нужна вода», чтение стихотворений, загадок о воде. Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Наблюдение за физическими явлениями во время прогулок (дождь, снег, лед, туман, иней, сосульки).
Ход занятия.
Под музыку дети входят в зал.
Воспитатель: Дети к нам в д/с пришли гости, давайте поздороваемся.
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без воды нам не напиться,
Ни наесться, ни умыться.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
(Стихотворение Рыжовой А. И.)
Воспитатель: Дети, мы с вами много знаем о воде, её значении. А сейчас мы посмотрим слайды :“Вода в природе”. Взгляните на экран.
Здесь мы видим… (комментарии к слайдам)
Проводится слайд-шоу под музыку “Аквариум”К. Сен-Санса.
Во второй части слайд-шоу воспитатель говорит о том, что лёд можно сделать цветным. В прошлом году такими цветными льдинками дети украсили участок нашей группы - сделали яркими и красивыми снежные клумбы. (Показ фотографий)
Воспитатель: Дети посмотрите на глобус. Это модель нашей планеты-Земля.
Какую форму имеет глобус? (Форму шара) Кто знает, что обозначено на глобусе зелёным и жёлтым цветом (суша) Что обозначено голубым цветом?
Правильно, это вода- моря и океаны, реки и озёра. И на Земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды.
Ребята, как вы думаете, сколько жидкостей мы выпиваем в день. Давайте посчитаем. (Чай, кофе на завтрак, компот на обед, молоко, кефир на полдник, кисель на ужин, дома ещё раз пьём чай и т. д.)
Игра “Кто больше назовёт съедобной жидкости”. (дети называют, воспитатель добавляет, что в каждом фрукте и овоще есть вода).
Воспитатель: Молодцы!
Дети я же вам сказать забыла
То, что утром рано было.
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку)
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
“Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!”
И сказала я в ответ:
“Нет, таких детей здесь нет!
В нашем д/садике воду попусту не льют
И водичку берегут!”
Правильно я сказала, дети? Вы же бережёте воду? Все закрываете кран после мытья рук? (да-ответы детей)
Воспитатель: Капелька заулыбалась (восп. переворачивает ей ротик на улыбку). И у нас в саду осталась.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Капельке наш музей воды, расскажем ей, что мы знаем о воде, зачем её надо беречь.
Проходите в музей. Кто из вас может сказать:
1. Кому нужна вода? (ответы детей – рыбам, птицам, животным, растениям, насекомым, людям)
2. Где в природе есть вода? (ответы – в реке, ручье, озере, море, болоте, луже; в луже грязная, в реке не соленая, в море соленая, самая чистая в роднике)
3. Для чего человеку нужна вода? (ответы – умываться, чистить зубы, купаться, убираться, готовить еду, пить, стирать, поливать, плавать)
4. В каких природных явлениях встречается вода? (ответы – когда идет дождь, снег, град, туман, роса на траве, мороз на стекле, снеговик, сосульки)
5. В каких состояниях бывает вода? (ответы – жидкая, твердая – когда превращается в лед, когда кипит – пар)
Воспитатель: Дети, кто хочет поиграть с водой? Давайте поиграем.
В. Наливает воду из кувшина в тазик
Почему вода льется? (ответы – потому что жидкая, течет)
А есть среди вас тот кто сможет удержать воду? Сложите руки лодочкой (наливает в ладошки детям воду – она просачивается)
«Воду трудно удержать, она стремится убежать»
Вывод: вода жидкая.
Как же нам удержать воду? Подсказка в загадке. Послушайте, ребята:
«Живут два гномика
Один на одном, другой на другом берегу реки.
Встречаются они редко: река глубокая, плавать не умеют
В какое время года встречаются гномики?» (ответ – зимой, потому что речка замерзает – по льду ходят друг к другу)
(воспитатель достает лед из термоса, кладет каждому в ладошку)
А теперь мы сможем удержать воду? (ответ – да)
Какая теперь вода? Жидкая? (ответ – твердая)
Вывод: лед – твердая вода.
Воспитатель: Складываем наш лёд в тарелку и в конце занятия посмотрим, что с ним случится.
Воспитатель берет стакан с горячей водой.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет с горячей водой, если её накрыть стеклом? (дети наблюдают). Что вы видите на стекле? ( ответы: образовались капельки воды, пар).
Воспитатель: Правильно дети, горячая вода может превращаться в пар.
Вывод: вода превращается в пар.
Воспитатель: Какой вывод сделаем, в каких состояниях бывает вода?
( ответы детей: жидкая, твёрдая – лёд, в виде пара).
Воспитатель: Дети, кто из вас был на море? Понравилось? Приглашаю вас поплавать на морских волнах.
Проводится физкультминутка под музыку.
К морю быстро мы спустились.
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Вместе раз – это брасс.
Одной рукой, другой рукой – это кроль.
Все как один - плывёт дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Воспитатель: А мы отправимся в нашу лабораторию. Это то место,где можно с помощью опытов закрепить наши знания и изучить свойства воды.
Проходите, садитесь за столы и Капельку возьмём с собой. Будьте аккуратными во время опытов с водой.
Опыт 1. Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята Капелька у вас хочет спросить чем пахнет вода? Понюхайте стакан с водой. ( ответы детей: у воды нет запаха)
Воспитатель капает в свой стакан с водой ароматические капли и даёт понюхать детям. ( дети: у воды появился запах).
Воспитатель: Запах воде придают растворённые в ней капли.
Вывод: чистая вода не имеет запаха.
Воспитатель: Дети а если вы не знаете что за жидкость в стакане, можно её пить? ( ответ: нет). Правильно, её надо понюхать, осторожно направляя запах от стакана ладошкой к себе, потому что в воде могут быть растворены вредные, опасные вещества. (показывает как надо нюхать).
Воспитатель капает в стаканы с водой одеколон, апельсиновые капли, натёртый чеснок, опускает пакетик чая.
Воспитатель: Отгадайте по запаху, что я растворила в воде? (даёт детям понюхать, дети угадывают).
Вывод: вода- жидкость, может растворять многие вещества.
Опыт 2. Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Дети попробуйте воду из стакана. Капелька спрашивает у вас : вода вкусная? А какой вкус у воды? (ответы детей – у воды нет вкуса)
Воспитатель кладет в свой стакан ложку варенья, размешивает, дает попробовать ребенку
А теперь какая вода? (сладкая) Вкус воды изменило сладкое варенье.
Положите в один стакан ложку сахара, в другой стакан – соль, попробуйте. Какая вода стала? (сладкая, солёная). Вкус воды изменили растворенные в ней сахар и соль. А теперь угадайте, что у меня в кружках.
Воспитатель вызывает детей, даёт попробовать напитки. Дети угадывают: молоко, компот, сок, кефир, вода, чай.
Вывод: у воды нет вкуса, вкус есть у других жидкостей.
Опыт 3. Вода не имеет цвета.
Воспитатель: Ребята какого цвета молока? (белое). Опускает ложку в стакан с молоком. Вам видно ложку? (нет). Почему? (молоко не прозрачное, белое).
А какого цвета вода? (бесцветная). Как это узнать? (посмотреть). Опустите ложки в стакан с водой, что увидели? Почему видна ложка? ( ответы: вода прозрачная)
Вывод: вода бесцветная.
Воспитатель: Дети сейчас я покажу вам фокус.
(Берёт баночку с водой, бросает туда бусинку). Бусинка видна? (да)
(Закрывает крышкой банку, энергично встряхивает. Вода окрашивается в синий цвет, бусинку не видно).
Воспитатель: Смотрите вода бесцветная, но может менять свой цвет. Хотите тоже стать фокусниками? Положите в свою баночку с водой бусинки, я закрою крышки, а вы потрясёте баночки. (дети проводят опыт – фокус. : вода в баночках окрашивается в разные цвета). Если дети не догадаются в чём секрет, воспитатель объясняет – воду окрасила краска на крышке баночки.
Воспитатель предлагает перелить цветную воду в формочки, за тем вынести на улицу, на мороз, вода станет льдинками и дети смогут украсить ими клумбы на участке.
Опыт 4. Вода не имеет формы.
Воспитатель: Какой формы яблоко? (показывает яблоко)
Ответ: круглое. Может ли оно быть треугольным, квадратным, прямоугольным? (нет).
А вода какой формы?
Воспитатель вызывает детей, те наливает воду в стакан, ёмкости различной формы, воспитатель наливает воду в перчатку.
Какая же форма у воды? (ответы детей)
Воспитатель: А когда вы разливали цветную воду в формочки, она приобретала форму кекса.
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что стало с нашим льдом в тарелке.
(показывает детям). Он растаял от того, что в зале тепло, а от тепла лёд тает.
Вывод: вода может превращаться в лёд и наоборот – лёд превращается в воду.
Воспитатель: Итак, ребята, мы сегодня много узнали о воде. Давайте вспомним ее чудесные свойства.
Дети крепят на доску капельки, называя свойства:
1. У воды нет вкуса.
2. У воды нет цвета
3. У воды нет запаха.
4. У воды нет формы.
5. Вода жидкая, твёрдая (лёд, может быть паром.
6. Что бы вода была всегда, её надо беречь, не засорять водоёмы и всегда закрывать кран.
Воспитатель: Мы подарили Капельке свои знания. А теперь я приглашаю вас на танец, посвятим его воде.
Музыка А. Шаинского“ Синяя вода “ (Дети танцуют.)
Синяя вода, поле без следа.
Без конца и края.
Синяя вода, ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
К морю синему,
Там где волны сильные,
Там где волны сильные,
Плещутся всегда.
К морю синему
Поскорей неси меня
Поскорей неси меня
Синяя вода.
Воспитатель: Дети, нам пора в группу, попрощаемся с гостями.