Марина Радченко
Проект по изучению свойств воды «История голубой капельки» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области:
• познание
• коммуникация
• социализация
• здоровье
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, продуктивная.
Цель:
Через различные виды деятельности дать малышам элементарные представления о свойствах воды.
Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей раннего возраста.
Дать родителям возможность участвовать в образовательном процессе детей в детском саду.
Способствовать установлению дружеских контактов воспитателей и родителей.
Задачи проекта :
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
Дать детям представления о свойствах воды, познакомить с её различными состояниями.
Показать необходимость воды для человека, растений.
Закреплять умение манипулировать различными предметами в воде.
Формировать у малышей навыки экспериментирования, поощрять проявление любознательности.
Способствовать формированию связной речи.
Совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
Воспитывать аккуратность, трудолюбие,
Тип проекта : познавательно-игровой.
По характеру содержания: ребенок и природа.
Участники роекта: дети 2 младшей группы, воспитатели.
По продолжительности: краткосрочный (5 дней)
Проблема проекта :
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные проблемы в представлении о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира на 2-3 году жизни идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявит устойчивый интерес к деятельности, будет испытывать чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Гипотеза реализации проекта :
Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширяет представления о воде и ее свойствах. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.
Ожидаемые результаты:
• Формирование элементарных представлений о свойствах воды
• значение воды для поддержания чистоты;
• познавательный интерес к экспериментам;
• развитие у детей наблюдательности;
Реализация проекта по этапам.
1 этап - подготовительный:
выяснить, понимают ли малыши значение воды для поддержания чистоты через создание проблемной ситуации «Водичка, водичка умой кукле личико…»
Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
Составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности;
2 этап - основной.
1 день.
1. Беседа с детьми «Значение воды в жизни всего живого на земле»
2. Чтение потешек «Водичка, водичка», «Да веселых гуся», «Лейка».
3.«Горячая и холодная вода» - опыт с водой.
4. Дидактическая игра «Купание куклы Кати».
2 день.
1. Рассказывание по сюжетным картинкам «Как огород поливают».
2. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
3. Наблюдение «Аквариум-дом для рыбок». Игра «Поймай рыбку»(сачком) .
3 день.
1. Просмотр мультфильма «Приключения Капитошки», "Капля".
2. Игры с водой «Кто живет в воде», «Разноцветная водичка».
3. Рисование пальчиками «Дождик».
4. Подвижная игра «Через ручеек».
4 день.
1. Слушание музыкального произведения Д. Кабалевского «Грустный дождик».
2. Беседа «Как мы за цветочками ухаживаем».
3. Трудовые поручения «Напоим цветочки».
4. Опыт «Жидкая вода».
5 день.
1. Рассказывание по сюжетным картинкам «Как пьют воду птицы из лужицы».
2. Дидактическая игра «Чумазый поросенок».
3. Опыт с водой «Тяжелый тонет, легкий плавает».
3 этап - заключительный.
Проведение развлечения «День Нептуна».
Фотовыставка.
Беседа с детьми «Значение воды в жизни всего живого на земле»
Программное содержание:
• обобщить и систематизировать знания детей о свойствах и значении воды для жизни всего живого на Земле;
• продолжать знакомить с глобусом (каким цветом обозначена вода, где находится, сколько воды и сколько суши);
• учить устанавливать зависимость роста и развития растений и жизнедеятельности животных и человека от пресной воды; научить делать выводы о необходимости заботы о чистоте рек, озер, морей и экономном расходовании пресной воды;
• подвести к выводу: “Вода – источник жизни и здоровья”, поэтому вода самое большое богатство и ее нужно беречь.
Наблюдение «Аквариум-дом для рыбок».
Цель: дать детям общее представление о золотой рыбке, о разнообразии аквариумных рыб; уточнить и закрепить их знания о внешних признаках рыб, использовать модели, закрепить знание моделей, умение пользоваться ими при сравнении; учить отличать карасика от золотой рыбки по характерным признакам (окраске, величине); активизировать словарь детей: аквариум, плавники, плавает, хватает корм.
Модели: особенности строения тела золотой рыбки, карасика (форма тела, плавники, чешуя).
Предварительная работа: знакомство и наблюдение за карасиком или другой крупной рыбой, знакомство с моделями, характеризующими строение тела рыбки, наблюдение за кормлением и уходом.
Ход занятия
Дети сидят полукругом перед аквариумом. Входит Зайчик и плачет.
Воспитатель (В.). Здравствуй. Что ты такой грустный, плачешь, даже забыл поздороваться?
Зайчик. Как же мне не грустить, не плакать? Я сегодня целое утро наблюдал за нашим карасиком — он не играет, плохо кушает. Я уж думал, что он заболел, а карасик говорит, всё это оттого, что у него нет друзей и ему скучно. Вот я и не знаю, как ему помочь. Я же не могу в аквариуме жить, я же не рыба.
В. Да, это действительно грустно. Дети, а как можно помочь карасику? (Навести их на мысль, что ему нужна подружка рыбка.) Правильно, ребята, у меня есть такая рыбка! Вносит банку с золотой рыбкой.
Зайчик. А это действительно рыбка? Что-то она не похожа. Она такая яркая, красная, жёлтая, а наш карасик серенький (перечисляет все признаки различия золотой рыбки и карасика).
В. Дети, а как вы думаете, это рыбка? Давайте докажем Зайчику, что это рыбка. Вот здесь, на наборном полотне, у нас модели, они нам помогут в этом.
Рассматривание и сравнение золотой рыбки и карасика по моделям — сначала различия, а затем сходства. Детям помогают воспитатель и Зайчик, задавая наводящие вопросы. В конце занятия педагог уточняет, что рыбка называется золотой.
Игры с водой
Кто живёт в воде
Цель: развивать познавательный интерес и воображение.
Вам понадобятся синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист
Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться ещё разик.
В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.
Опыты с водой.
Опыт 1. «Вода прозрачная»
Опыт 2 «У воды нет вкуса»
Опыт 4 «Лед - твердая вода»
Опыт 5 «Пар - это тоже вода»
Опыт 6 «Вода - жидкая, может течь»
Опыт 7 «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Опыт 8 «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Опыт 9 «Вода не имеет формы»
Опыт 10 «Вода нужна всем»
Дидактическая игра «Радуга»
Основная цель: закрепление знания семи основных цветов радуги.
Описание пособия: дидактическое пособие «Радуга» выполнено в виде набора, в который входит: дуги семи цветов радуги (по 3 шт., картинка радуги (на ленте, ведёрко, разные по длине полоски семи цветов радуги (по 3 шт., набор тонких полосок семи цветов радуги (1 шт., набор и 35- ти картинок различных предметов, соответствующих цветам радуги, карточки с описанием вариантов игры.
Игра №1 «Собери радугу»
Участие принимают восемь детей. Выбирается водящий, можно с помощью считалки:
По лугу гуляли
Цветы собирали:
Красный красивый,
Оранжевый тоже,
Жёлтый на солнышко в небе похожий,
В зелёной траве
Цветок голубой,
Синий тебе,
Фиолетовый мой! (Л. В. Коваль)
Водящий надевает на шею картинку радуги на ленточке, берёт ведёрко с набором дуг 7- ми цветов радуги и становится в центр, остальные дети идут вокруг напевая:
Дождик льёт,
А, из- за туч,
Солнышко нам светит!
Значит, будет радуга,
Радуга на небе!
Здравствуй, радуга - дуга,
Что ты детям принесла? (Л. В. Коваль)
Водящий отвечает: «Каждому свой цвет, а какой - ответь!» и раздаёт детям из ведёрка полоски - дуги семи цветов радуги. Дети называют, какой цвет у каждого из них. Водящий командует: «Раз- два - три, радугу собери!» Дети выкладывают радугу последовательно из разноцветных дуг (на полу или на столике)
Литература
1. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. – Ярославль: Академия развития 1996.
2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.
3. Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 лет. – М., АСТ, 1999.
4. Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
5. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Маханева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
7. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
8. Гербова В. В. Занятия по развитию речи. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
9. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. – М. : Центр педагогического образования, 2007 г.
7. Материалы интернет-сети.