Елена Васюкова
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в Страну Знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: речевое развитие
Цель: создание условий для обучения грамоте детей с учётом требований ФГОС.
Задачи:
1. Образовательные:
Совершенствовать умение составлять и распространять предложение; делать схему предложения;
Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;
Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
Упражнять в звуковом анализе слов;
Закрепить умение определять местоположение звука в слове;
Совершенствовать умение детей делить слова на слоги;
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Путешествие в Страну Знаний“» размещена в разделах
2. Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку.
3. Развивающие: Развивать фонематический слух и внимание;
Формировать умение детей использовать ранее полученные знания;
Формировать умение двигаться в соответствии с текстом, координировать речь с движением;
Содействовать развитию творческой активности детей.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Активизация словаря: предложение, твердый согласный звук, мягкий согласный звук, гласный звук, слог.
Форма проведения: занятие-путешествие
Предшествующая работа: работа по ознакомлению с понятиями: предложение; слог; звук: согласный твердый, согласный мягкий, гласный. Логоритмическое упражнение «Гномики». Артикуляционная гимнастика.
Материал и оборудование:
• Звукозапись «звукового письма», магнитофон;
• «Чудесный мешочек» с буквами
• Презентация со схемами предложений и нарисованным гномом
• 4 воздушных шара.
• Картинки с изображением игрушек: мяч, кубик, машина, кукла.
• Медали в форме букв или наклеенными буквами.
• Сундучок.
• Плакат с изображением паука.
• Карточки: синие, красные, зеленые.
• «Волшебный карандаш».
Раздаточный материал:
• Счетные палочки.
• Зеленые полоски.
• Карточки: синие, зеленые, красные.
• Карточки с изображением паука.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Организационный момент.
Учитель-логопед: Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное письмо - звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Королевы Знаний)
«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»
Учитель-логопед: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний?
Основная часть
Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, вспомним все те буквы и звуки, которые мы с вами уже изучили. (Логопед достает «Чудесный мешочек», в котором лежат буквы. Дети называют эти буквы и дают характеристику звукам.)
Учитель-логопед: Скажите ребята, чем отличается буква от звука?
(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим)
-Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губок. А-О-У-Ы-И-Э-Е (выполняется упражнение)
Учитель-логопед: Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
Учитель-логопед: Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. А вот и первое задание:
Нам Королева Знаний шаров прислала связку,
На них предметы нарисованы,
Но ты не жди подсказки:
Названия предметов на слоги подели,
И сколько в слове том частей - скорее ты скажи!
(Учитель-логопед показывает 4 шарика, на каждом из них находится картинка с предметом: кукла, мяч, кубик, машина)
Учитель-логопед: Посмотрите, ребята, какие красивые шарики прислала нам Королева Знаний! На шариках нарисованы картинки. Какой предмет нарисован на первом шарике? (кукла).
- Сколько слогов в слове «Кукла»? (2).
- А как мы сможем проверить? (при помощи хлопков).
- Сколько в этом слове гласных звуков? (2).
- Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).
• Сколько в слове «мяч» слогов (1, сколько гласных звуков? (тоже 1). Назовите их.
• Сколько в слове «машина» слогов(3, сколько гласных звуков? (тоже 3). Назовите их.
• Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки).
Учитель-логопед: Правильно, игрушки. Скажите, а что такое предложение? (это слова, которые дружат между собой)
У Королевы Знаний
Помощников не счесть
Средь них один чудесный Гномик есть
Он карточку со схемами в подарок вам принес
Вы ж проявите свое умение
Составьте со словами предложения!
Учитель-логопед: Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом ИГРУШКИ! (на презентации появляется Гном со схемами предложений).
1) ___.
2) ___ ___.
3) ___ ___ ___.
У детей на столах лежат желтые полоски, которые обозначают слова в предложении).
Учитель-логопед: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).
- А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).
Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, которая обозначает, что предложение окончено).
Учитель-логопед: А теперь я предлагаю вам выложить схему того предложения, которое вам больше всего понравилось.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! И с этим заданием Королевы Знаний мы с вами справились!
Ребята, предлагаю порадовать Ученого Гнома нашим танцем!
Логоритмическое упражнение «Гномики» (запись).
Учитель-логопед: Ну что, ребята, продолжаем наше путешествие? Вот еще одно задание от Королевы Знаний. (учитель-логопед достает сверток, в котором написано следующие задание).
Учитель-логопед: Я сейчас буду называть слова, а вы с помощью палочек выкладываете только первые буквы каждого слова (одновременно это же задание выполняется у доски)
Петух
Абрикос Давайте прочитаем, какое слово получилось: ПАУК
Укроп
Кролик
Учитель-логопед: Правильно, это слово паук! Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? (2).
А сколько букв? (4).
А что мы обозначаем синими, красными, зелеными карточками? (Звуки. Синяя карточка - твердый согласный звук, красная карточка - гласный звук, зеленая карточка - мягкий согласный звук).
Учитель-логопед: Сколько согласных в этом слове? (2).
А сколько гласных? (тоже 2).
Какие гласные звуки? (а, у)
(после того как задание будет выполнено задание, опять звучит голос Королевы Знаний)
«Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»
(В это время с потолка опускается сундучок, а в нем находятся медали, «Веселые буквы», для каждого ребенка. Логопед раздает медали каждому ребенку.)
Учитель-логопед: Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки! Логопед произносит слова:
Раз, два, три в группу нашу нас веди!
Итог. Ребята, вот мы и вернулись в группу. Какие трудности мы смогли преодолеть? Вам понравилось путешествие?