Бронникова Ольга Леонидовна
Конспект образовательной деятельности в старшей группе для детей с ТНР «Звук [л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: введение и закрепление в устной речи звука [л’].
Задачи:
Образовательные :
1. Познакомить со звуком [л’].
2. Сравнить артикуляцию и произношение звуков [л] и [л’].
3. Закрепить навык анализа и синтеза обратного слога.
4. Научить выделять звук [ л’] в начале и в конце слова.
5. Активизировать названия диких животных.
6. Научить образовывать уменьшительно-ласкательную форму названий домашних животных.
7. Закрепить лексику по теме «Зима» в предложениях.
Развивающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе для детей с ТНР „Звук [л’]“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
1. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
2. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
3. Развивать кратковременную зрительную память, концентрацию внимания.
Воспитательная:
1. Воспитывать навыки совместной деятельности.
Оборудование: красные, зеленые кружки; кукла-звук; предметные картинки (со звуком [л’] в начале и в конце слова, диких животных, детенышей домашних животных); звуковые линейки; шапочки-звуки; опорные схемы; палочки для массажа ладоней рук; презентация «Зима в лесу».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: – Скажите, как мама вас ласково называет?
Дети называют свои имена в уменьшительно-ласкательной форме и садятся.
Логопед: – Мама своего ребенка называет ласково – ребеночек. А как назовет ласково своего детеныша? (у каждого на столе картинка детеныша, я показываю изображение взрослого дикого животного; ребенок, у которого картинка с изображением детеныша, называет его лаково и садится: осленочек, козленочек, теленочек, крольчоночек и т. д. Карточки переворачиваются.)
I I.Звук [л’].
1. Логопед: – Какой звук мы слышим в словах : (выделять голосом) осленочек, козленочек, теленочек, крольчоночек.
2. Артикуляция (артикуляционная поза, сравнение с артикуляцией звука[л]).
3. Характеристика.
Логопед: – Дети, это согласный или гласный звук? Возьмем нашу волшебную невидимую «ниточку». Рвётся «ниточка»?
Дети: – Рвётся! Это согласный звук.
Логопед: – Звук твердый или мягкий?
Дети: – Мягкий.
Логопед: – Каким кружком обозначим?
Дети: – Зеленым.
Логопед: – Звук звонкий или глухой? Положите ладошки на горлышко.
Дети: – (выполняют задание) Звонкий. Подарим ему звонок.
(поочередно выставляются на доску магнитные кукла-звук, зеленый кружок, звоночек).
4. Дифф-я звуков [л’ – л] в слогах
Логопед: – Хлопните в ладоши, если услышите слог [ал’]. Какой слог мы будем ловить? Дети называют: [ ал’].
Логопед: –[ ал’], [ал], [ул],[ул’],[ ал’], [эл’], [ил], [ал’].
5. Анализ и синтез обратного слога ул’.
Логопед: – Сколько звуков я сказала : [ул’].
Дети показывают по два пальчика.
Логопед: – Какой 1-ый? 2-ой? (кружками дети выкладывают схему слога – красный-зеленый).
Логопед: – Покажите, второй звук? Первый звук? (дети показывают). Поставьте указательный пальчик под первый звук. Какой это звук?
Дети: – [у].
Логопед: – Поставьте указательный пальчик под второй звук. Какой это звук?
Дети: – [л’].
Логопед: – А теперь снова под первый звук и прочитаем.
Дети: – [ул’].
6. Динамическая пауза.
Логопед: – Возьмите палочки и хорошенько потрите их ладошками.
7.«Живые» звуки (шапочки с зеленым и красным кружками лежат на столе).
Логопед: – Ты будешь согласным мягким звуком [л’].
Ребенок выбирает и надевает соответствующую звуку шапочку с зеленым кружком
Логопед: – А ты каким звуком хочешь быть? (выясняем, что осталась шапочка только с красным – гласным звуком, вспоминаем гласные звуки, ребенок называет «свой» звук, надевает шапочку и встает на место перед звуком [л’]). Несколько раз дети меняются; сидящие «читают» слоги.
1. Выделение звука [л’] из начала и конца слова (звук линейки).
Логопед: – Назовем картинки (выставляются предметные картинки). Какой звук в начале этих слов?
Положите перед собой звуковую линейку. Пусть это будет слово «лимон». Поставьте пальчик под начало слово; читаем. Где звук [л’] –
в начале или конце слова?
Дети: – В начале.
Логопед: – Поставьте зеленый бегунок в начале слова.
–А теперь пусть будет слово «пыль», читаем. Где слышится звук [л’]?
Дети: – В конце слова.
Логопед: – Поставьте зеленый бегунок в конце слова.
Так же отрабатываются слова «лепешка, кисель».
2. Динамическая пауза. Дифференциация звуков [л’-л] в словах.
Логопед: – Встаньте в кружок спиной ко мне. Если в начале слова услышите звук [л’], повернитесь ко мне и произнесите это слово: лимон, лось, лыжи, лес, липа, ласа, лужа, Леша, лапа, Люся.
III. Активизировать названия диких животных.
1. Развитие кратковременной зрительной памяти, концентрации внимания. Что спряталось?
Три набора по 4 картинки. Детям демонстрируется набор из 4-х картинок, предлагается «заснуть», а «проснувшись», сказать, какой картинки не стало. В последнем наборе убирается картинка лисы.
2. Дикие животные. Беседа.
Логопед: – Лиса живет в лесу. А кто еще живет в лесу? (выставляются картинки по мере называния).
Логопед: – А кого вы еще забыли? (я выставляю картинки, дети называют).
Логопед:– А кто это? Как назвать их одним словом?
Дети: – Животные.
Логопед:– А какие животные?
Дети: – Дикие.
IV.Закрепить лексику по теме «Зима» в предложениях.
1. Погода зимой. Развитие устной речи на уровне предложения с опорой на схемы (на доске).
Логопед: – Где в такую зимнюю погоду сидит лиса?
Дети: – В норе.
Логопед: – А какая сегодня погода?
Дети подходят к окну, называют предложения с опорой на схемы.
2. Развитие устной речи, фонематического слуха. Презентация «Зима в лесу». Во время демонстрации дети повторяют предложения и выделяют слова со звуком [л’]. Текст презентации (предложение – слайд).
Наступила зима. В лесу идёт лёгкий снег. Он лежит на ветках и на земле. На снегу виднелись следы зверей. Лиса ходит по лесу, ищет добычу.
Заяц-беляк лежит в снегу и слушает, не идёт ли лиса.
Он услышал, что лиса близко, и побежал. На снегу остались следы зайца. И лиса сразу побежала по его следам. Но заяц бежал быстрее.
Беляк спрятался под большой елью. А голодная лиса пошла на поляну ловить мышей-полёвок. Лиса топала задними лапами по снегу, пугала мышей. Полёвки пугались и выглядывали из снега.
Лиса ныряла в снег и выгоняла мышей наружу. А потом их ловила.
К вечеру лиса наедалась, лежала на снегу и засыпала.
Наступала ночь. Светила полная луна. Тихо спали ели.
Зайцы-беляки ничего не боялись и лихо скакали по лесу.
V. Итог.
1. Раздать детям 6 частей разрезной картинки медведя. Дети собирают картинку на доске. Все дети характеризуют медведя: дикое животные, живет в лесу, чем питается, части тела.
2. Поощрение. Дети выбирают себе картинку дикого животного, которая затем наклеивается в тетрадь.