Каспарян Лусик Юрьевна
Образовательная деятельность по познавательному развитию «Любимый Апшеронск»
Конспект образовательной деятельности по познанию в подготовительной к школе группе на тему:
«Любимый Апшеронск»
Автор: Каспарян Лусик Юрьевна, воспитатель МБДОУ детский сад компенсирующего вида №1.
г. Апшеронск.
Цель: продолжать знакомить детей с г. Апшеронском.
Программные задачи:
1. Познакомить дошкольников с историческим прошлым города Апшеронска. Пробудить интерес к истории родного города.
2. Расширять знания воспитанников о жизни и быте жителей города.
Публикация «Образовательная деятельность по познавательному развитию „Любимый Апшеронск“» размещена в разделах
3. Развивать конструктивные способности дошкольников.
4. Развивать речь, память, сообразительность, находчивость.
5. Воспитывать интерес к прошлому, настоящему и будущему, чувство гордости, любви к малой Родине.
Материалы: «солнце» из надувных гелиевых шаров, презентация «Апшеронск», макет «Кубанское подворье», песни «Патриотическая», «Битва в пути», мелодия из кинофильма «Ромео и Джульетта», медали для детей, старинный утюг, коромысло, рушники, деревянный конструктор на всех детей, игрушка «сердце», плакат «Апшеронск в будущем» с предметными картинками, печеное «Птичка».
Предварительная работа: экскурсии : по улицам города, к памятникам, к достопримечательностям города; беседы о Апшеронске, рассматривание альбомов, фотографий, открыток,геральдики Апшеронска и Апшеронского района; чтение стихов и рассказов о городе, разучивание песен; рисование «Мой любимый город».
Технологии: развивающего обучения, информационно- коммуникативные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, игровая, ТРИЗ.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята.
Сегодня, я пришла к вам в гости не одна, а с солнышком. Посмотрите. Какое оно?
Издавна всё доброе и хорошее сравнивают с Солнцем.
В каждом из нас есть маленькое солнышко. Если мы помогаем человеку в беде, он говорит: «Я согрет вашей добротой».
В наших маленьких ручках столько тепла, что мы можем поделиться им с другими людьми. Попробуем. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся.
Чувствуете, мы согрелись настоящим живым теплом не только наших рук, но и наших сердец.
Вот такая «солнечная» группа у нас получилась: приветливая, доброжелательная, ласковая и «тёплая». Подул ветерок и развеял наше тепло и любовь по всему свету. А теперь подарим тепло и любовь нашим гостям (дети дуют на ладошки)
2. Основная часть.
Ребята. Я встретила солнце….
Где листвы зеленой облака
Заслонили неба синеву,
Встретила его у родника,
И спросила, обратясь к нему :
-Все народы видишь ты с высот,
Где долины, шапки гор во мгле.
Где прекрасный на Земле народ,
Лучшее, где место на Земле?
Улыбнулось солнце: - Верно, я
Вижу все с небесной высоты.
Все равны народы. А земля
Та прекрасна, где родился ты.
Так живи и никогда не забывай:
Родина – вот самый лучший край.
Ребята вы согласны с солнцем?
А что мы называем родиной?
У каждого из нас есть еще и малая родина?
Давайте поиграем.
1. Мы живем в городе….(Апшеронске.)
2. Все жители нашего города называются (Апшеронцы.)
3. Наш район называется (Апшеронским.)
В Апшеронске родились и гордимся этим
Нет красивей и родней города на свете.
Ребята, а вы знаете, почему наш город назвали Апшеронск?
Чтобы это узнать, надо отправиться в далекое прошлое. Но кто же нам поможет. Я догадалась. Наше солнышко. Все менялось только солнце всегда, во все времена остается неизменным. Нужно взяться за руки и произнести волшебные слова.
Солнце, солнце – ясный свет
Светишь ты нам много лет.
Яркий луч нам протяни
В прошлое на миг верни. (Дети взявшись за руки, ходят по кругу)
Звучит музыка. (Мелодия из кинофильма «Ромео и Джульетта»)
Дети останавливаются. Открывают глаза.
Воспитатель: Ребята мы с вами попали во время ваших прабабушек и прадедушек.
Посмотрите на экран. (Показ слайдов).
Слайд №2
Много лет назад на берег реки Пшехи пришел Апшеронский полк.
Слайд №3
Это место очень понравилось полку. Рядом были лес, река, где водилась рыба, звери, ягоды, грибы.
На берегу люди могли взять глину, песок, камень, в лесу нарубить деревья для постройки домов. Апшеронский полк решил на этом месте построить укрепление и обосноваться.
Позже сюда переселились казаки и станицу назвали Апшеронской в честь полка. Первыми жителями были казаки.
Слайды№4,№5.
(Воспитатель подводит детей к кубанскому подворью (макет)
Жилища – хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Снаружи и внутри хату белили. Пол - глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.
Воспитатель: Ребята, как то безлюдно на нашем подворье. Давайте его оживим.
Я вам предлагаю расставить предметы в Кубанском подворье самим. Подумайте, где в то время мог находиться данный предмет, а я буду помогать.
Дети достают из короба, предложенного воспитателем, орудия труда, животных, жителей, хозяев хаты и расставляют.
Воспитатель: Жители станицы охотились, ловили рыбу, собирали мед, из глины, дерева делали посуду. Были в станице свои кузница, мельница, маслобойня.
Казачки славились своим гостеприимством, рукоделием. Они вышивали, вязали, шили. Они вышивали птиц, цветы, животных, вышивали то, что видели в природе рядом с собой.
Вышитыми рушниками украшали хату. А самый красивый, вешали в красный угол, где висела икона. Частенько, занимаясь рукоделием, девушки пели песни.
Воспитатель подпевает. (Дети повторяют движения по тексту за воспитателем)
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется.
Мы прядём, а нитка тянется.
Нам работа эта нравится.
(Фон музыка песни казаков.)
Давайте рассмотрим настоящие предметы быта казаков. Вот утюг. Подержите. Какой он. Легко ли им было гладить. А вот коромысло.
Как вы думаете, легкой была жизнь у казаков? Почему?
Ребята, а что помогало казакам и казачкам справляться с любым делом?
Конечно же, песни. Давайте послушаем. Хорошо поют!
Казаки славились своими песнями! В любой работе, в любых условиях, песня помогала справиться со всеми трудностями.
Время шло. Все менялось. Менялся и наш Апшеронск.
Давайте мы снова обратимся к солнышку и отправимся в Апшеронск во времена ваших бабушек и дедушек.
Дети берутся за руки.
Солнце, солнце – ясный свет
Светишь ты нам много лет.
Яркий луч нам протяни
В прошлое на миг верни.
Звучит музыка.
Воспитатель: Станица Апшеронская переименовалась в город Апшеронск. Это время особенно яркое и значимое. Апшеронск был довольно крупным промышленным центром. Здесь работали крупные предприятия. Начинается благоустройство улиц. Строятся Ленинский и Тухинский мосты, поликлиника, больница, кинотеатр, детские сады, школы, библиотеки, магазины, техникум. Построены: автовокзал, железнодорожный вокзал, электростанция. В это время город получает воду из реки Серебрячки. Активно строятся жилые дома.
Город становится крупным промышленным центром Кубани.
Мастерские превращаются в крупные заводы.
Ребята. Давайте представим, что мы мастера Деревообрабатывающего комбината, и мы сейчас попробуем сконструировать деревянную мебель из деталей конструктора. Каждый по одному предмету по желанию.
Работа детей за столами.
Дети конструируют мебель из деталей конструктора.
Понравилось вам в прошлом?
А сейчас пришло время вернуться в настоящее.
Дети произносят волшебные слова.
Солнце, солнце – ясный свет
Светишь ты нам много лет.
Яркий луч нам протяни
В настоящее верни.
Звучит музыка.
Вот мы и вернулись в наше время, в детский сад.
Я люблю свой городок,
Тихий милый Апшеронск.
Где каждый скромный уголок
Мне с рождения знаком.
У нас есть реки и леса,
В горах туман клубится.
Я здесь живу и здесь мой дом.
И счастье здесь родиться!
Да прошли года и сейчас Апшеронск уже совсем другой. Прекрасные здания, дома, парки и скверы.
Ребята, а хорошо ли вы знаете свой родной город?
Давайте поиграем. Я вам буду показывать фотографии, а вы должны угадать, что на них изображено.
Игра «Достопримечательности нашего города».
Показ слайдов. №6 - №15.
Игра “Передай сердечко и скажи словечко”.
Дети говорят, за что они любят свой город.
- Я люблю свой город, потому что он красивый.
- Я люблю свой город, потому что он зелёный.
- Я люблю свой город, потому что уютный и т. д.
Физминутка.
В Апшеронске мы живем, (руки в стороны)
Есть у каждого свой дом, (руки домиком)
Есть работа, (кулачек об кулачек)
Есть друзья, (хлопаем в ладоши)
Мама, папа есть и Я! (обнимаем себя).
Молодцы ребята вы достойны звания «Я Апшеронец».
Воспитатель вешает медали с изображением герба города Апшеронска.
Ребята, сейчас я хочу предложить вам создать город будущего. Представьте это город Апшеронск. Каждый из вас может подойти и выбрать то изображение, что бы он хотел увидеть в будущем в городе. Выберете и прикрепите картинку.
Дети прикрепляют картинки.
Ребята. Какой замечательный у вас получился город Апшеронск в будущем. А ведь сделать наш город таким прекрасным в ваших руках. Ведь вы - будущее нашего города и района.
3. Заключительная часть.
А на прощание я хочу угостить вас прекрасными птичками. Их испекли на нашем хлебозаводе. Люди нашего города чтят традиции, и этот рецепт пришел к нам из далекого прошлого. Таких птичек пекли казачки на праздник. Угостите своих друзей в группе.
Подведение итогов.
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали о нашем городе?
Воспитатель:- Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага!