Терехова Елена
Обогащение словаря старшего дошкольника средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащения словаря старшего дошкольника средствами художественной литературы в образовательной деятельности
Автор: Терехова Елена Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 1» г. Оренбург.
«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний» - говорил К. Д. Ушинский. Именно поколение современных дошкольников должно будет добиться качественного скачка в развитии нашего общества. В настоящее время как никогда возросла потребность общества в специалистах, способных к творческому решению конкретных задач, повысились требования к их профессиональной компетентности. Обучение и призвано давать вступающему в жизнь человеку такую подготовку, чтобы для него не оказалось непосильных задач. Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование речевого общения дошкольников.
Публикация «Обогащение словаря старшего дошкольника средствами художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
В связи с изменениями в государственной политике изменилась основная форма организации образовательной деятельности. На смену занятий пришла новая форма – совместная организованная образовательная деятельность или (ОД).
Что включает в себя новое содержание понятия «Занятие?»
Занятие – это занимательное дело, без отождествления его с занятием, как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей, осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте.
Такие занятия считаются важнейшей формой организации обучения речи и языку, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей. Необходимость такой формы обучения определяется рядом обстоятельств. Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы не существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности. А. П. Усова считала, что процесс обучения вносит в речевое развитие детей такие качества, которые в обычных условиях развиваются слабо. Прежде всего, это фонетические и лексико-грамматические обобщения, которые составляют ядро языковых способностей ребенка и играют первостепенную роль в усвоении языка, звуков, произношения, построении связных высказываний и др. Не у всех детей стихийно, без целенаправленного руководства взрослого, развиваются языковые обобщения, а это приводит к отставанию в их речевом развитии. Некоторые дети овладевают лишь элементарными формами разговорной речи, затрудняются в ответах на вопросы, не умеют рассказывать. И, напротив, в процессе обучения они приобретают способность задавать вопросы, рассказывать. «Все то, что ранее относилось к качествам «творческой» личности, приписывалось особой одаренности, при обучении становится достоянием всех детей» [14]. Занятия помогают преодолевать стихийность, решать задачи развития речи планомерно, в определенной системе и последовательности.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни общества.
Искусство слова отображает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. С другой стороны, воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.
Художественная литература – наиболее доступный и самый действенный в воспитательном отношении вид искусства. Его доступность обусловлена спецификой «материала», которым пользуется художник, - родным языком.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие [14].
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» [14]. Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – небылицы, перевертыши. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные отличия между прозой и поэзией.
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
В образовательно й деятельности старших дошкольников необходимо обращать внимание детей на образность, выразительность языка (определения, сравнения, фразеологизмы, на умение писателя нарисовать образ героя зримо, выпукло (одни слова показывают качества личности, другие – поступки, переживания, на зависимость заглавия от содержания художественного текста. Дошкольников учат вслушиваться в диалоги литературных героев, самим находить точные, меткие слова.
Историзм и народность – приоритет фольклорного жанра. В любом, даже самом маленьком произведении – будь то потешка, песня или сказка – высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры. Малые фольклорные формы - прибаутки, потешки, небылицы и, конечно, сказки, несут в себе этнические характеристики. Соответственно словарь дошкольников обогащается новыми, ранее не знакомыми словами, развивается образность речи детей. Сказки являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности.
Изучению русского фольклора посвятили свои работы братья Б. и Ю. Соколовы, А. И. Никифоров, Н. П. Андреев, А. Н. Афанасьев, В. Я. Пропп и многие другие. Ученые по-разному трактовали сказку, по-разному оценивали ее роль в воспитании и развитии ребенка. Одни стремились охарактеризовать сказочный вымысел, как независимый от реальности, другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Третьи исследователи сказкой называли все, что «сказывалось» (Ю. М. Соколов). А. Н. Афанасьев считал, что сказка не пустая складка, она вызвана действительностью, какими-то объективными реалиями жизни народа. Мастерство педагога – это умение раскрыть произведение так, чтобы свет и тепло его озарили сердце ребенка, чтобы сказка подспудно готовила ребенка к жизни, воспитывала добрые чувства, побуждала к положительным поступкам, действиям. Так воспитывается оптимизм, умение действенно преодолевать трудности, творить добро.
Для успешной работы над развитием словаря дошкольника необходимы определенные условия.
Термин «условия» предполагает обстоятельства, среду, обстановку, которые являются потенциальным моментом возникновения предмета, события, явления и обеспечивают их дальнейшее существование и развитие.
Ряд исследователей рассматривает педагогические условия, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение ребенком творческого уровня деятельности. Под педагогическими условиями мы понимаем взаимосвязанную совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, которая должна обеспечить детям необходимый уровень развития речи.
Педагогическими условиями, обеспечивающими успешность развития речи детей, являются:
• Использование специально подобранных методов обогащения и активизации словаря дошкольников;
• Специальная развивающая среда, обеспечивающая разнообразные впечатления, способствующие развитию словаря;
• Преемственность в работе между детским садом и семьей в процессе обогащения словаря детей.
Л. С. Выготский считал, что программа дошкольного обучения, созданная взрослыми, должна быть одновременно и программой для самого ребенка. Поэтому обучение старших дошкольников, отвечающее этому требованию, следует понимать не как грубый нажим на ребенка или “вытеснение” детских понятий более развитыми понятиями взрослых, а как перестройку под влиянием педагогических воздействий отношений ребенка к окружающей действительности, как изменение его характера деятельности. При этом и характер воздействий на ребенка должен соответствовать его психологическим особенностям [9].
Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее приобретенному им представлению. В первые годы жизни ребенка. это строгое соответствие между словом и его содержанием не нарушается, но это только в первые годы. К сожалению, уже очень рано дети приобретают слова, которым суждено остаться пустыми звуками без реального содержания. Со злом этим надо бороться, и наилучшим средством для этой борьбы является наблюдение. Наблюдения и изучение живой действительности способствует созданию образов и представлений, долженствующих при правильном руководстве непременно сплестись с соответствующим словом. Наглядным образом знакомится ребенок с предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие, как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развитии его первенствующую роль, значение же слова – второстепенное и вспомогательное. Культура наблюдательности в первую пору детства является важнейшим и совершеннейшим методом преподавания.
Но по мере развития ребенка роль языка расширяется, значение его как средства развития увеличивается. Мысль, вырываясь из сферы чувственных восприятий, нуждается в более широком поле для своего развития, в большем просторе для суждения. Путь опыта становится слишком длинным и неудобным для переработки многочисленных, все осложняющихся восприятий. Многие достояния культурной жизни людей не могут быть изучены путем опыта и личного наблюдения. Тогда слово перестает быть лишь средством к осмыслению материала, приобретаемого наглядностью. Оно служит возникновению новых представлений, чувств человека. Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука.
Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений:
«Подбор эпитетов к предмету». Называется предмет, допустим «собака». Какие бывают собаки? Ответ детей 5-6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи… Добавления воспитателя: пожарные, пастушьи.
«Узнавание предмета по эпитетам». Педагог предлагает детям отгадать, что это: зеленая, растет у дома, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают – береза. В составлении таких загадок должны участвовать сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.
«Подбор к предмету действий» (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи нагоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? И т. п.
«Подбор объектов к действию». Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает?
«Подбор обстоятельств». Учиться можно как? – хорошо, прилежно, лениво, с успехом, много, долго и т. п.
«Нюансы смысла слова» Домик, дом, домище – крохотный, маленький, небольшой, большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы.
«Отгадывание и составление загадок». Народное творчество создало много загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию, по возрасту детей. Пусть дети заучат их наизусть, как образцы образной народной речи.
Очень много дают занятия-беседы. Воспитатель должен замечать новые слова и выражения, появляющиеся в речи детей впервые, стараться возвращаться к ним, употреблять их самому и приводить детей к их употреблению. Содействовать тому, чтобы новое слово переходило из пассивного словаря в активный. При беседах с детьми следует отмечать каждое удачное, меткое слово, придумывать новые эпитеты, избегать повторений. Хорошо после проведенной экскурсии или прочитанного рассказа при случае, спросить детей, с какими новыми словами они познакомились, поговорить со старшими детьми о том, зачем нужно обогащать свою речь новыми словами, поощрять их спрашивать о значении непонятных слов.
Специального внимания к себе требует распространенное, но несомненно, отрицательное явление, наблюдаемое в речи, - обилие в ней иностранных слов и выражений. Русский язык достаточно богат, чтобы обходиться своими средствами. Детей надо с ранних лет приучать к употреблению русских слов и выражений, обращаясь к иностранным лишь в случаях безусловной необходимости.
Закрепление и активизация словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения. Занятиями, где осуществляется специальная работа по закреплению словаря, являются занятия по описанию предметов и обучению отгадывать и загадывать загадки. Занятия по описанию предметов широко используют в практике работы. Часто их проводят в форме известной игры «Чудесный мешочек». Чтобы направить внимание детей на выделение большего числа признаков, используется игровая форма задания: «Кто увидит и назовет больше?»
Особое место занимают занятия по обучению отгадыванию загадок. Особая ценность этих занятий для решения задач словарной работы заключается не только в том, что на них осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи.
Кроме специальных занятий, которые рассмотрены выше, закрепление и активизация словаря осуществляются и в процессе целого ряда дидактических игр и игровых упражнений, которые проводятся на занятиях и в повседневной жизни. Особенно полезны для активизации словаря словесные дидактические игры, широко используемые для детей старшего дошкольного возраста, типа «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Продолжай дальше».
Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников.
Немаловажное значение в развитии речи и активизации словаря дошкольников имеет среда. В последнее время педагоги и психологи выступают за создание специальной развивающей среды, которая способствовала бы благоприятному развитию необходимых качеств ребенка.
Подлинно человеческая гуманистическая организованная среда, по сути своей “вторая природа человека”, является основой проявления и укрепления в сознании ребенка доверия к окружающему миру, уверенности, что ближайшее окружение не может причинить ему страдания. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии с взрослыми и другими детьми. М. Монтессори подчеркивала: «Ребенок вступает со средой в непосредственный контакт взаимодействия, она дает возможность «расцвести» чувствам, рукам и духу в собственной деятельности и движении». Среда, в которой находятся дети, является их «тайным скрытым воспитателем»; среда, дающая возможности для активной, свободной и творческой деятельности, воздействует на все органы чувств, на сознание и подсознание.
Среда – это специально организованный предметно-пространственный мир, окружающий ребенка. Специально организованная среда – это не только определенным образом подобранный материал, но и сам принцип организации предметно-пространственного мира, подразумевающего защищенность и безопасность ребенка.
При организации развивающей среды необходимо помнить основные принципы ее построения: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности-динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, т. е. индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости-закрытости; принцип учета возрастных и половых различий детей.
Цель организации развивающей предметной среды – создание благоприятных условий для развития и обогащения умственного и творческого потенциала детей.
Огромное влияние на развитие личности ребенка, на уровень его интеллекта оказывает окружение. Поэтому очевидно, что нельзя добиться заметных результатов в воспитании ребенка, если не привлекать родителей к продолжению работы, начатой в дошкольном учреждении. Родителей следует привлекать к работе, поскольку они рассматриваются как важный фактор в улучшении перспектив развития их детей. В то же время родители помогают получить более полное представление о личности ребенка.
Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков.
Таким образом, для обеспечения успешного развития речи дошкольников и активизации их словаря необходимо обеспечить создание в дошкольном учреждении благоприятной развивающей среды, способствующей общему развитию ребенка. Кроме того, нужно построить работу дошкольного учреждения в тесном контакте с родителями воспитанников, помочь родителям в организации оптимальной домашней среды.
При организации работы дошкольного учреждения педагог должен обеспечить создание необходимых педагогических условий, способствующих развитию личности и интеллекта ребенка.
В процессе развития речевого общения очень важно грамотно и последовательно строить педагогический процесс. Таким образом, роль воспитателя заключается в организации содержательного общения во всех видах деятельности, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.