Галина Александровна Степанова
Методы и приемы развития и обогащения словаря дошкольника в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [п. 2.6], где в качестве определения основных задач образовательной области «речевое развитие» обозначено обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы [1].
Публикация «Методы и приемы развития и обогащения словаря дошкольника в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2017
Именно словарная работа, по мнению Алексеевой М. М., Яшиной В. И. обеспечивает качественное овладение детьми дошкольного возраста родным языком, так как: во-первых, в словарной работе реализуется коммуникативная функция; во-вторых, в словарной работе выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка; в-третьих, в словарной работе прослеживаются все задачи речевого развития [2]. Своевременное развитие словаря дошкольника, пожалуй, важнейший фактор подготовки к школьному обучению, а богатство словаря – признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития.
Ознакомление с художественной литературой хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства и мотивации детей.
В процессе приобщения к художественной литературе значим вопрос о проведении словарной работы, влияющей не только на обогащение словаря дошкольника, но и обеспечивающей понимание и принятие содержание прочитанного произведения. Только в этом случае художественная литература послужит могучим, действенным средством умственного, речевого, нравственного и эстетического воспитания детей.
Работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова. Развитие познавательной деятельности детей осуществляется в логике предметных связей, отношений и в то же время особое значение приобретает ознакомление обучающихся с многозначными словами, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов.
Таким образом, можно сформулировать проблему, заключающуюся в следующем: каковы методы, приемы, формы и содержание словарной работы в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой?
Для решения данной проблемы необходим не только теоретический анализ и обобщение исследований педагогов и психологов по проблеме словарной работы с детьми дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой, но и практическое описание и обоснование психолого-педагогических условий и способов решения проблемы словарной работы с дошкольниками.
Однозначного определения понятия «словарная работа» не существует. Так, М. М. Алексеева словарной работой считает «целенаправленную педагогическую деятельность, обеспечивающую эффективное освоение словарного состава родного языка» [2].
О. С. Ушакова словарную работу рассматривает как необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи [4].
Для накопления содержания детской речи и обогащения словаря применяют методы непосредственного ознакомления с окружающим предметным миром: рассматривание и обследование предметов, наблюдения. Например, при изучении сказки «Репка» в 1 младшей группе детского сада, целесообразно будет не просто принести и показать репу, но и дать детям попробовать ее на вкус, выяснить, что означает фраза «репка крепка»?
Для закрепления и активизации словаря, развития его смысловой стороны применяют методы опосредованного ознакомления с окружающим миром: рассматривание картин, чтение художественных произведений и проигрывание их содержания в игре-драматизации или сюжетно-ролевой игре, оформление выставки. Например, при знакомстве детей 1 младшей группы с потешкой «Пошел котик на торжок…», мы проигрывали покупку «котиком» пирогов на торге, (рынке, базаре).
Рассмотрим подробнее сущность такого метода обогащения словаря, как чтение художественной литературы и приемы словарной работы в процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы. В данном методе используется одновременно несколько приемов:
- образец произношения (называние) нового или трудного слова, которое произносится так, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений (четкая дикция, несколько утрированная артикуляция, логическое ударение, смена силы голоса, пауза перед словом, прямые словесные указания);
- показ объекта (иллюстрации, картинки, игрушки, схемы, алгоритмы);
- толкование (объяснение, замена знакомым словом или сопоставление либо сравнение со знакомым словом);
- повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, повторение хором;
- включение слова в предложение, показ его сочетаний с другими словами;
- объяснение происхождения (этимологии) слова;
Как приемы - применимы упражнения или дидактические игры, загадки, сравнение предметов, кратковременные упражнения в подборе слова, словесные игры на классификацию предметов и др.
Уникальным средством развития познавательного интереса, обеспечения познавательной активности в процессе обогащения словаря дошкольников является метод проектов. Проектная деятельность не только способствует обогащению словаря и приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, но и позволяет реализовывать такие компоненты литературного развития, как развитие читательского интереса, повышение качества эстетического восприятия текста, способность ребенка к отражению литературного опыта в творческой деятельности: изобразительной, театрализованной, игровой, общении. Примером может служить проектная деятельность с детьми раннего возраста на темы: «Любимые сказки», «Я и моя семья», «Секреты бабушкиного сундука».
Поиск содержания для реализации проектов по обогащению словаря дошкольников средствами художественной литературы и совершенствование предметно-развивающей среды позволяет использовать новые интересные материалы, иллюстрации, ИКТ. И, конечно, непременным условием успешной реализации проектов по обогащению словаря дошкольников являются партнерские отношения с родителями воспитанников, их участие в проектной деятельности.
В заключении хочется отметить: в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется в первую очередь добывать знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, но необходимо систематическое воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых, как педагогов, так и родителей. Именно тогда познание художественной литературы станет школой развития.
Список литературы:
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений - М. : Издательский центр "Академия", 2009. - 400 с.
3. Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 94-96.
4. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М. : ТЦ Сфера, 2010.