Самотохина Марина Николаевна
Презентация «Обогащение словаря детей 2-х-3-х лет через игровые технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащение словаря детей 2-3 лет
через игровые технологии
Актуальность
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Публикация «Презентация „Обогащение словаря детей 2-х-3-х лет через игровые технологии“» размещена в разделах
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди ряда образовательных областей выделена область - «Речевое развитие». Данная область подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Практическая значимость
- заключается в том, что методические и игровые материалы проведенного могут быть использованы педагогами, воспитателями и родителями воспитанников;
- также нами сформулированы методические рекомендации для родителей по использованию игровых технологий для развития и активизации словаря детей в младшем дошкольном возрасте.
Цель работы:
обогатить и активизировать словарь детей 2-х – 3-х лет через игровые технологии
В ходе работы были намечены следующие задачи:
1. Создать развивающую среду в группе
2. Сформировать банк игровых технологий для развития речи детей младшего дошкольного возраста
3. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
Значение игровых технологий
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.
К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:
• игра – это основной вид деятельности детей;
• игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
• игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
• занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
• игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.
Основное активное время дети проводят в дошкольном учреждении. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
В нашей группе созданы центры разной направленности («Дом», «Больница», «Гараж для машин», «Уголок театрализованной деятельности и детской книги», «Сенсорный уголок», «Уголок ознакомления с природой», «Спортивный уголок», «Уголок конструктивной деятельности»)
Банк игровых технологий для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Картотеки:
1. подвижных игр
2. физминуток (стихотворные формы)
3. логоритмических упражнений (с использованием потешек, стихов, песенок)
4. сюжетно-ролевых игр
5. дидактических игр.
Данные технологии используются нами как в свободной деятельности, при организации режимных моментов, так и при организации и как часть непосредственно образовательной деятельности. Что позволяет привлечь внимание детей, развить интерес, побудить к действиям.
Методы работы с детьми:
1. Игры
- пальчиковые игры;
- театрализованные игры;
- подвижные игры;
- сюжетные игры;
- конструктивные игры;
- настольные игры;
- сенсорные игры и т. д
2. Использование стихотворных форм
при проведении разных видов
деятельности.
3. Чтение и проговаривание сказок, потешек, разучивание детских песенок.
4. Во время игр проговаривание действий и названий предметов, описание внешних особенностей предметов, определение местоположения предмета.
Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Уверена, что и в нашей работе по развитию речи младших дошкольников использование игровых технологий оптимизирует педагогическое воздействие, сделает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.
В младшем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии.
Поэтому работа по развитию речи в первой младшей группе строилась и проводилась с учетом особенностей детей младшего дошкольного возраста и периода адаптации детей к ДОУ. Дети были вовлечены в такую деятельность как: разучивание стихов и песенок, прибауток, подвижные словесные игры, хороводы, игры с пальчиками, рассматривание игрушек и картинок, кукольный театр и др.
Использование опорных рисунков в образовательной деятельности увлекает детей, превращая занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей в дошкольном возрасте, когда преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить название объекта наблюдений. (фотографии животных – собери семью мама, папа, ребенок – закрепление названий животных и их детенышей, можно уточнять что они едят, какие издают звуки, где живут, как выглядят).
Играя с детьми в настольные игры учить детей называть изображенные предметы, формы, цвета, действия и т. д., в соответствии с правилами игры.
В младшем дошкольном возрасте необходимо постоянно проговаривать с детьми знакомые слова, в соответствии с игровой ситуацией.
Например: Методика работы с детьми по произведениям:
1. Педагог выразительно читает текст (рассказ, сказку) и сообщает, что рассказ (сказку) ребенок будет позже рассказывать сам.
2. Затем еще раз читает с опорой на иллюстрации.
3. Педагог задает вопросы по содержанию, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. В следующий раз педагог читает рассказ (сказку) привлекая ребёнка к совместному рассказыванию.
6. В последующем ребенок может поиграть в знакомую сказку настольным театром.
Детей младшего дошкольного возраста необходимо учить слушать произведения (сказки, стихи, потешки и т. д., для этого необходимо использовать игрушки-персонажи, иллюстрации к произведениям, так как чтение играет огромную роль в изучении русского языка. Чтение развивает внутреннюю речь, а значит, дает возможность маленькому человечку более осознанно познавать мир.
Для развития речи детей младшего дошкольного возраста используется педагогами такая методика, как сказкотерапия. Сказкотерапию мы с детьми проводим один раз в неделю, 15 – 20 минут. При проведении сказкотерапии использую в основном такие приемы как драматизация сказок, показывание отношения к героям сказки (поругать медведя сломавшего теремок, построить новый теремок, приготовить угощения героям сказки и т. д., словесное комментирование, совместная словесная импровизация (учу продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев, например, дети поют песенку козлят, или будят лису).
Сказкотерапия для детей помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь. Произнося речь от героя, ребенок не боится сказать, что-то не правильно, так как ошибку допустит герой, а не сам он (ребенок).
Работа с родителями:
1. Проведение тематических собраний 3 раза в год
2. Консультации в родительском уголке
3. Индивидуальные беседы
4. Работа в консультативном пункте
5. Проведение совместных мероприятий (подготовка и проведение утренников, изготовление творческих работ)
6. Знакомство родителей с режимными особенностями младшего дошкольника
С целью повышения компетентности родителей в сфере развития речи детей посредством игровых технологий, была проведена следующая работа:
Результаты использования игровых технологий представлены в диаграмме. Так же в ходе наблюдений, я отметила, что дети стали более общительными, самостоятельно проигрывают знакомые ситуации, проговариваю свои действия, при задавании наводящих вопросом могут рассказать для чего они выполняют определенные действия.
Вывод.
Игровые технологии помогают обогатить и активизировать словарь детей младшего дошкольного возраста. Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Спасибо за внимание.