Шихова Ирина Викторовна
Обогащение сенсорного опыта детей перед пересказом художественного произведения
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т,д.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Обогащение сенсорного опыта детей перед пересказом художественного произведения» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОНР отличается качественным своеобразием. У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объём, нарушена точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно- двигательного). Затруднена ориентировочно- исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предмета. Например: ребенок называя основные цвета затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков, не использует слова обозначающие величины, а пользуется только словами «большой- маленький».
Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование образов представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных и составных частей предмета и определении его в пространстве. Это говорит о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с ОНР данная психическая функция отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированостью целостного образа предмета. Эти дети воспринимают образ предмета с определенными трудностями. Они не уверенны в правильности ответа, у них наблюдаются ошибки в узнавании предмета, долго вспоминают название предмета, т. к. развитие словаря значительно отстает от нормы.
Восприятие и речь взаимообусловлены: константность и обобщенность восприятия с одной стороны и подвижность зрительных образов с другой формируются и развиваются под влиянием слова, а слово возникает и уточняется на основе всей чувственной сферы. Например: если опираться только на слуховое восприятие, то зрительный образ предмета у ребенка не формируется. Поэтому перед обучением детей пересказу худ-го произведения целесообразно внести предметы и объекты, о которых идет речь в рассказе, для обследования их детьми, включая всю анализаторную систему с обязательной работой над обогащением и активизацией словаря.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка-это важный этап развития ребенка в целом. У детей с ОНР развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и протекает неравномерно, тем самым нарушается формирование представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина). Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию детей особенно с нарушениями речи.
Значение сенсорного опыта детей с ОНР
В раннем возрасте малышу нужно изучить предмет: трогать руками, сжимать, гладить, т. е. совершать какие-то действия с ним, чтобы получить как можно больше естественных знаний. У ребенка должна реализоваться одна из главных способностей этого возраста- эмпирическое, т,е чувственное познание мира.
У человека познание мира происходит по следующему принципу: из зрительной области коры головного мозга импульсы поступают в центр узнавания предметов, а далее в речевой центр, человек не только узнает предмет, но называет его.
Воспринимаемую информацию, объединенную (интегрированную) на различных уровнях нервной системы, кора формирует в образ. Парциальное поступление информации способствует формированию целого образа. Если у человека недостаточно сенсорного опыта, то целостность восприятия нарушена.