Жанна Рязанцева
«Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах»
Задачи:
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником.
Воспитывать культуру речевого общения.
Закрепить умения отвечать на вопросы по содержанию сказки;
Подвести к пониманию значения образных выражений, слов характеризующих движения героев;
Публикация «„Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать сказку и драматизировать;
Закрепить умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения);
Воспитывать умение слушать рассказы других людей;
Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Материал:
Книги, иллюстрации к русским народным сказкам, шапочка лисы, шапочка козла, иллюстрации к сказке «Лиса и козёл, доска, обруч, книга – сказка, музыкальное сопровождение.
Вводная часть.
1 Организационный момент.
Воспитатель : Сегодня к нам в группу пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются)
Воспитатель : Гости пришли посмотреть, чему научились вы, умеете ли вы внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.
Воспитатель : А сейчас внимание звучит музыка она подскажет, о чём мы сегодня будем говорить. Дети посмотрите на доску и скажите, что изображено на этих книгах! (Сказки)
Воспитатель : А как называются эти сказки?
Ответы детей: (Гуси - лебеди, Волк и семеро козлят, Маша и медведь, Теремок, Колобок, Иван царевич и серый волк и т. д.)
Воспитатель : Молодцы! Я вижу, что вы знаете сказки. Ребята, а как вы думаете, кто сочиняет сказки? (Писатели и народ)
Воспитатель : Верно! А вы хотите познакомиться с новой сказкой? в обработке Константина Дмитриевича Ушинского
- Что бы узнать, как называется сказка, вам надо отгадать загадки.
(Дети загадывают загадки)
-Слушайте первую загадку
1. Что за зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает (лиса)
-Слушайте вторую загадку.
2. Он рогат и бородат
Строго смотрит на ребят.
Если кто озорничает
То того он забодает (козёл)
Воспитатель : Правильно отгадали загадки, а теперь, как вы думаете, как же называется эта сказка? (Лиса и козёл).
-Всё верно называется сказка «Лиса и козёл».
Воспитатель обращает внимание детей на слова, которые употребляются в сказке.
Воспитатель : Но прежде чем начать читать сказку скажите, знакомы ли вам такие слова ;
зазевалась – загляделась по сторонам.
бранится - выражать своё раздражение, недовольство резкими, грубыми словами, ругается, ссориться.
вскочила – появиться неожиданно, выбежала, выпрыгнуть откуда - нибудь.
горюет – печалится, огорчается, сожалеет, грустит.
Основная часть.
2. Чтение сказки.
Воспитатель читает сказку «Лиса и козёл».
3. Беседа по содержанию с демонстрацией иллюстраций по сказке «Лиса и козёл»
Воспитатель : Ребята, вам понравилась сказка?
-Как называется сказка?
-Кто главные герои этой сказки?
-Что случилось с лисой?
-Почему лиса упала в колодец?
-Кто подошёл к колодцу?
-Что он спросил у лисы?
-Что лиса ответила ему?
-Почему козёл попал в тот же колодец?
-Что сказала лиса, когда козёл прыгнул в колодец?
-Как лиса выбралась из колодца?
-Чем закончилась сказка?
Воспитатель : Молодцы, ребята!
А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть, а поиграем мы с вами в русскую народную игру.
Игра русская народная «Пошла коза по лесу»
Считалка: Раз, два, три,четыре, пять.
Вышла козочка наша гулять
И пошла по лесу, искать, себе принцессу
Кто коза не знаю, тебя я выбираю!
Ход игры:
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу.
(Козочка шагает в направлении стоящих детей по кругу)
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
(Выводит в центр одного ребёнка, а все остальные выполняют движения по тексту)
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем!
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И снова начинаем, и снова начинаем…
4. Повторное чтение с установкой на пересказ
Воспитатель : Сейчас я вам прочитаю сказку ещё раз, а вы внимательно послушайте, а затем будете пересказывать.
(повторное чтение сказки)
Воспитатель : Ребята все внимательно слушали сказку? Тогда давайте мы перескажем и покажем услышанную сказку.
Сюрпризный момент «Большая книга сказок»
Воспитатель : (открывает первую страницу книги) и предлагает детям пересказать отрывок сказки.
Дети пересказывают начало сказки :
1. Ребёнок.
Бежала лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец.
Воды в колодце немного, утонуть не утонешь, а выскочить — не выскочишь.
Сидит лиса, горюет. Что тут делать?
2. Ребёнок.
Вот идет по той дороге козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает.
От нечего делать заглянул козел в колодец. Увидал там лису.
Воспитатель : Молодцы ребята! (Открывает вторую страницу книги.) На этой странице предлагаю театрализованную сценку по сказке. Кто желает поучаствовать в сценке?
Инсценировка по сказке «Лиса и козёл»
Козёл (ребенок) :
- Здорово, лисонька! Что ты тут делаешь?
Лиса (ребёнок) :
- Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно и водицы холодненькой сколько хочешь.
Ведущий (ребёнок) : А козлу давно пить хочется.
Козёл (ребенок) :
-Да хороша ли вода-то?
Лиса (ребёнок) :
- Вода-то хороша,
Ведущий (ребёнок) : отвечает лиса.
Лиса (ребёнок) :
- Да ты прыгай сюда, — вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.
Ведущий (ребёнок) : Козел и прыгнул. Воду замутил, чуть лису не задавил. Рассердилась лиса, бранится:
Лиса (ребёнок) :
- Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел — всю забрызгал.
Воспитатель : Хвалит участников сценки. Ребята кто хочет закончить пересказ сказки? (Открывает третью страницу книги.)
3. Ребёнок (пересказывает конец сказки)
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Только козел ее и видел.
Сидит козел в колодце. До вечера досидел, не знает, как выбраться.
Хватился хозяин козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и козла из колодца вытащил.
Воспитатель : Молодцы дети!
Ребята как вы поняли, что значит утонуть не утонешь, а выскочить - не выскочишь.
(ответы детей)
Воспитатель : Скажите, ребята чему нас учит эта сказка?
Дети: Обманывать нехорошо, надо быть внимательным, хитрить нельзя.
Воспитатель : Какая лиса в сказке?
Дети: хитрая, коварная, плутовка, обманщица?
Воспитатель : А какой козёл в сказке?
Дети: глупый, добрый, доверчивый.
Воспитатель : Не всегда легко отличить хорошее от плохого и сказка этому учит.
Хотим мы быть похожими на героев этой сказки? Почему?
(ответы детей).
Воспитатель : Ну вот, наше занятие подошло к концу, скажите, пожалуйста, с какой сказкой мы сегодня познакомились? (ответы детей)
Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей)
Воспитатель : Да ребята всё верно, а теперь я предлагаю вам вечером, когда ваши родители придут за вами дома рассказать им сказку, с которой вы сегодня познакомились.