Наталья Бердигулова
Предварительная работа перед пересказом
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что без полноценной предварительной работы процесс актуализации словаря, а тем более пересказа художественного произведения близко к тексту невозможен. Поэтому особое внимание уделяется разбору текста.
Лексико-грамматический разбор текста включает в себя:
1)объяснение (этиологию) происхождения трудных слов и расширение семантического поля.
2)работу по звуко-слоговой наполняемости слов.
3)работу над наиболее трудными словосочетаниями и предложениями.
Публикация «Предварительная работа перед пересказом» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Следует заметить, что работа по объяснению слов и расширению их семантического поля проводится перед чтением художественного произведения.
Языковой лексико-грамматический разбор текста следует начинать с объяснения трудных слов. В эту группу входят слова непонятные детям по лексическому значению, из-за недостаточного опыта детей. Лексическое значение любого слова раскрывается в толковом словаре. Объяснение должно быть кратким, точным и доступным. Если объяснение недоступно для понимания детей, то его нужно адаптировать.
Практика работы показала, что нецелесообразно на одном занятии в старшей группе брать более 5 слов для объяснения, даже с опорой на наглядность, так как психофизические возможности детей не позволяют им удерживать в памяти большой объем информации.
Следующий этап лексико-грамматического разбора текста -расширение семантического поля слов. Если на каждом фронтальном занятии брать хотя бы одно слово для расширения семантического поля, то это дает положительные результаты в связях между лексическими темами, так как слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему. Наличие семантических полей и связей между ними позволяет ребенку более быстро производить отбор слов при пересказе. Но самостоятельно ребенок не способен смоделировать объемное семантическое поле. Этому надо учить!
Возьмём к примеру слово «иголка». Обратите внимание, что через одно слово «иголка» я освежила в памяти детей сразу несколько лексических тем (деревья, дикие животные, животные жарких стран, инструменты, профессии) и установила связи-мостики между ними.
Таким образом, у ребенка актуализируется целый комплекс ассоциаций вокруг одного слова, т. е. формируется семантическое поле и появляется возможность более быстро производить отбор слов в процессе общения.
Звукослоговая наполняемость слов.
Работа по звуко-слоговой наполняемости слов проводится после чтения произведения, систематически в определенной последовательности и с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Коррекция звуко-слоговой наполняемости проводится индивидуально и у каждого ребенка свой маршрут, но обучение детей пересказу предполагает фронтальную работу. Поэтому в предварительной работе мы берем из текста те слова, которые сложны для проговаривания основной массе детей с логопедическим заключением: ОНР 3 уровня. Для детей с более сложными диагнозами трудные для проговаривания слова заменяются более легкими, содержащими меньшее количество слогов - синонимами. Например: сворачивается-сгибается, нанизывать-надевать, мышкует-ловит. Эти синонимы гораздо быстрее актуализируются в речи детей. При этом смысловое содержание текста не меняется, а у детей отсутствуют паузы во время пересказа. В связи с этим нужно стимулировать детей к использованию в пересказах разных слов - синонимов, так как, именно этот фактор способствует развитию у них речемыслительной функции. Приемов для коррекции слоговой структуры слов существует множество, но я покажу лишь некоторые из них те, которые действительно работают. Например слова: украшение и украшения.
Этот прием опирается на кинестетические ощущения от артикуляционных укладов.
Этот прием сочетает в себе последовательные движения пальцев рук с опорой на зрительный ряд, который сосредотачивает внимание детей на артикуляционный уклад в конце слова.
Этот прием (с су-джоком) позволяет одновременно отрабатывать слоговую структуру слов и стимулировать нервные окончания пальцев рук.
тот прием основан на содружественном соотнесении артикуляционных укладов с движениями пальцев рук.
Этот прием мы назвали «рука в руке».
Используя любой прием важно помнить, что гласные звуки нужно интонировать, т. е. пропевать их. А речь педагога ни в коем случае не должна быть скандированной.
Все вышеперечисленные приемы направлены на развитие у детей оптико-пространственной ориентации, темпо - ритмической организации речи, статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции на основе тактильно-кинетических, зрительных и слуховых ощущений. Активизация зрительных, слуховых и тактильно-двигательных анализаторов в работе по звуко-слоговой наполняемости слов способствует более быстрому и прочному закреплению материала.
Работа над наиболее трудными словосочетаниями и предложениями текста.
Работа с детьми на коррекционных занятиях по развитию связной речи показывает, что фразы у детей 5-летнего возраста с речевой патологией аграмматичны и они не в полной мере овладели построением даже распространенного предложения. Поэтому из текста выбираем сложную фразу или словосочетание для объяснения и проговаривания. Опытным педагогам становится очевидно, что в предварительную работу необходимо включать трудные для понимания и употребления словосочетания и предложения. Методически правильная, грамотная и полноценная предварительная работа – залог любого пересказа и рассказа