Екатерина Барановская
Обогащение чувственного опыта детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросами обучения детей с отклонениями в психофизическом развитии занимается специальная дидактика, одним их принципов которой является принцип наглядности. Согласно этому принципу обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых детьми с патологией зрения. Принцип наглядности обосновал Я. А. Каменский. Он впервые сформулировал «золотое правило», по которому при обучении надо предоставлять «видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путём осязания».
Публикация «Обогащение чувственного опыта детей с нарушением зрения» размещена в разделах
Наглядность в обучении способствует тому, что у детей благодаря осязанию предметов и явлений окружающего мира, формируются представления, понятия, развивается мышление и речь.
Специальная дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным. Наиболее полно используется наглядность у самых маленьких детей, где осуществляется обогащение сенсорного опыта, конкретизация представлений, развитие наглядно-образного мышления. Здесь применяются для рассматривания натуральные объекты, изобразительные, объёмные.
Нарушение зрения сужает чувственную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость более полного использования сохранных анализаторов. Из-за зрительных нарушений у детей могут складываться неточные образы предметов. Дошкольники с нарушением зрения, но и с нормальным зрением, ещё не умеют целенаправленно изучать предмет, прослеживая его контур, выделяя наиболее характерные признаки и детали, сопоставляя отдельные части предмета, соотнося существенные и второстепенные свойства предметов. У детей с патологией зрения не только отсутствуют эти умения, но они не имеют возможности хорошо видеть и различать все признаки и свойства предметов, особенно удалённых (дома, деревья, птиц и. т. д.). Тем более, многие из детей находятся в окклюдоре, перекрывающем лучше видящий глаз.
Ребёнок часто не понимает сюжетных картинок в книжках, где одно изображение заслонено другим. Трудности узнавания объектов связаны с тем, что дети не всегда могут выделить существенные признаки при восприятии. Скорость восприятия у детей с нарушением зрения снижена.
Вот почему учителя-дефектологи учат ребёнка правильно обследовать предмет, прослеживать его форму, анализировать признаки, выделяя главные, существенные; сопоставлять предметы между собой по общим и отличительным особенностям. Там, где возможно, активно приучаем детей узнавать признаки и свойства предметов с помощью осязания, слуха, обоняния, вкуса и. т. д. Важно развивать у детей с нарушением зрения активные умения использования осязания для узнавания объектов. Очень полезна в этом плане игра в «чудесный мешочек». Например, к столу подходят двое, вынимают их «чудесного мешочка» по одному предмету, осматривают его и начинают рассказывать о нём, выполняя обследовательские действия:
- У меня салфетка.
-А у меня мячик.
- Моя салфетка белая.
- Мой мячик синий.
- Моя салфетка бумажная.
- Мой мячик резиновый.
- Моя салфетка с выпуклым узором.
- Мой мячик гладкий.
- Моей салфеткой вытирают руки.
- А моим мячиком играют.
Перед детьми выставлены сенсорные эталоны – карты с изображением подсказок. Это план-алгоритм, который используют учителя-дефектологи при обучении детей обследованию объектов ( пример: обследовательские действия). Диалог продолжается до тех пор, пока не исчерпываются признаки описываемых предметов. Выигрывает тот, кто назвал большее число признаков. Дидактическая игра называется «А у меня».
Упражнения для развития анализирующего наблюдения:
• «Чем похожи, чем различаются предметы?» (ветка ели и сосны, ветка дуба с жёлудем и ореха с плодом, трамвай и автобус, легковая и грузовая машины, теплоход и самолёт и. т. п.).
• «Отыщи в описании двух предметов сходство и отличие» - дупло и нора, куст и дерево.
• «Дополни ряды предметов и назови их общим словом» (пальто, куртка…; ботинки, сапоги, туфли…; дуб, каштан…; понедельник, вторник, среда)
• «Совершим экскурсию в зимний парк». Вопросы:
1) Всмотритесь, вслушайтесь в происходящее вокруг. Какого цвета парк осенью, зимой?
2) Чем пахнет парк весной?
3) Чем пахнут проталинки, когда растаял снег?
4) Какого цвета лето?
5) Чем пахнет середина лета?
6) Что нам дарят в августе, сентябре огороды?
7) Чем пахнет парк осенью?
8) Как грустят деревья осенью?
9) Что делают птицы? Цветы? Животные?
Включение в процесс восприятия всех органов чувств будет способствовать их активному развитию и формированию умения детей опираться на получаемую информацию. Вместе с тем это благоприятствует более полноценному использованию недостаточного зрения и его развитию. Участие сохранных органов чувств в процессе восприятия при нарушении зрения обогащает представления детей о предметном мире. В результате этого ребёнок может полнее осознать вкусовые, обонятельные, осязательные признаки объекта. Эти признаки он может познать без участия зрения. А это важно для того, чтобы в своей самостоятельной деятельности ребёнок с нарушением зрения смог умело использовать все сохранные органы чувств для узнавания предметов и явлений, особенно там, где зрительное их узнавание ему недоступно. Всё это можно хорошо реализовать в игре, так как в дошкольном возрасте дети предпочитают игру всем другим видам деятельности.
Для развития зрительного внимания и памяти на коррекционных занятиях используются игры «Чего не стало?», «Кто скорее найдёт ошибки в рисунке?», «Угадай, что изменилось?» (формирование пространственного восприятия и понимание пространственных признаков, «Кто быстрее соберёт игрушки и предметы, которые нарисованы на картинке?». Ребёнок собирает и рассказывает о предметах. Таким образом, он учится соотносить чувственный признак предмета со словесным его обозначением.
Чтобы дети понимали содержания картины, где один предмет частично заслонён другим, мы учим детей видеть это явление в окружающей обстановке. Во время экскурсий в природу можно поиграть среди деревьев в прятки. Мы показываем, что спрятаться можно полностью за высоким забором, за углом дома. Но если спрятаться за небольшое дерево, вас будет частично видно. Задание в игре: «Спрячься так, чтобы тебя не было видно совсем», «Спрячься, чтобы была видна твоя рука (нога, голова и. т. д.).
Во время экскурсий, прогулок с детьми с нарушением зрения необходимо максимально использовать органы чувств для обогащения их представлений. Здесь имеется возможность наблюдать за погодой, растениями, животными, транспортом; понимать состояние погоды, взаимосвязь между её состоянием и жизнью человека, животных и растительного мира.
Дети при этом могут выделить звуки, исходящие от разных объектов: пение птиц, гудение машин, шелест листьев. Игры: «Угадай, где позвонили?», «Кто как кричит?», «Угадай, кто позвал?»
Вопросы для развития пространственного мышления (экскурсия по улицам города) :
1) Что находится напротив детского сада?
2) Сколько магазинов на улице слева от аптеки?
3) Сколько этажей в доме напротив магазина?
4) Угадай по вывеске, кто здесь работает?
5) Расскажи, как нам перейти на другую сторону улицы?
Приведу пример, как в игре развивается чувственный опыт детей.
Дидактическая игра «Что из чего и для чего?».
ЦЕЛЬ: восполнение чувственного опыта детей с нарушением зрения, уточнение предметных представлений, развитие совместной деятельности органов зрения и осязания. Совершенствование диалогической речи.
МАТЕРИАЛ: изображение предметов, являющихся первичным сырьём (кусочки разных тканей, изображение моделей сезонной одежды.
Подготовительные упражнения к игре:
1. Осматривание изображений первичного объекта (овца, кролик, лён, хлопок).
2. Узнавание и называние детьми тканей из разного материала.
3. Рассматривание моделей сезонной одежды и тканей, из которых они изготавливаются. Подбор тканей, подходящих к различным изделиям в зависимости от времени года.
Ход ИГРЫ:
У каждого играющего на столе одинаковые наборы кусочков тканей и несколько перевёрнутых карточек с изображением сезонной одежды. По команде ведущего дети одновременно переворачивают карточки и отыскивают образцы тканей, из которых можно сшить изображённый предмет одежды. Выигрывает тот, кто первый правильно отобрал ткани для каждой модели и объяснил свой выбор.
Второй вариант игры:
У каждого играющего набор образцов тканей, а у ведущего – отображение моделей сезонной одежды. По команде ведущего выставляются на доске изображения модели. Дети отыскивают нужные для изготовления этой модели ткани. Выигрывает тот, кто первым правильно отобрал нужные ткани, назвал каждую ткань и объяснил свой выбор.