Оксана Ерыгина
Обогащение предметно-развивающей среды элементами народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого на свете есть любимый уголок земли, где по-особому
шелестит листва, где широкие просторы и выше небо, где так
привольно и легко дышать. Ко всему этому прекрасному тянется с
детства душа.
Ребнок в дошкольном возрасте впитывает в себя, как губка, много
информации, у него развиваются психические процессы: память,
мышление, воображение; развивается речь, обогащается и активизируется
словарь. И то, что с малых лет он впитает: любовь к Родине, своему
Публикация «Обогащение предметно-развивающей среды элементами народного творчества» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
народу, краю, пронест в своей душе по жизни.
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Одна из задач нравственного воспитания - воспитание патриотических чувств, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Ребенок буквально впитывает культуру своего народа : мама поет ему народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это - базовый компонент патриотического воспитания. Человек привязан к своей родине, и эта связь определяет его мировоззрение.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Краснодарского края, Ейского района. Знакомясь с родной станицей, её достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
-Иметь привлекательный вид;
-Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
-Снимать утомляемость;
-Положительно влиять на эмоциональное состояние;
-Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
-Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Работая над темой по самообразованию я старалась создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к родной культуре, истории, воспитания у них чувства красоты. Проводя занятия с детьми, я ставила определенные конкретные задачи :
-Повысить интерес детей к истории своего народа.
-Развивать представления детей об истории развития края, казачества.
-Обогатить знания детей об образе жизни людей на Кубани в старину, их трудовой деятельности.
-Знакомить с историей жилища кубанских казаков, их домашней утварью.
-Познакомить с символикой Краснодарского края и города Краснодара в современное и давнее время.
-Развивать знания о кубанской одежде, её назначении, названии, украшении.
-Формировать представления о различных видах труда народных ремёсел.
-Приобщать детей к истокам народной культуры : фольклору, песням, танцам.
-Знакомить детей с народным изобразительным творчеством, рукоделием.
-Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
-Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.
В каждой группе организованы Кубанские уголки, обогащённые символикой России, Кубани и предметами быта казаков, которые дети не только могут рассмотреть, но и используют в различных проектах, в игре.
Ребята с большим удовольствием рассматривают Кубанские уголки, знакомятся с бытом казаков, интересна ребятам тема «посуда». Вот глечик, макитра, крынки, чугунки.
Здесь же утюги – тяжелые, чугунные, один простой, а другой
особенный с углями внутри. Ребнок пытается поднять и восклицает: «Ух,
какой тяжелый, а у мамы лгкий, электрический, она мне гладит им
вещи»…Он сопоставляет эти бытовые предметы, делает выводы и
умозаключения.
Видя коромысло, дети приходят в недоумение: «А как на нм воду носили?» С помощью буклетов, фотоальбомов, рассказов воспитателя, дети усваивают, что воду носили из речки, колодцев, нужно было наносить много воды, чтобы стирать, готовить еду. Ведра подвешивали на крючки, клали коромысло на плечи.
Подрастают ребятишки, и объм знаний увеличивается. В старших группах знакомятся с прялкой, рубелем. Нужно видеть детские лица, когда воспитатель «гладит бель» с помощью рубеля и скалки.
Детям старшего дошкольного возраста в доступной форме
рассказываем об истории родного города, края. Они знают, кто подарил
земли казакам и почему город раньше назвали Екатеринодар, а сейчас –Краснодар.
Также проводятся ООД, ориентированные на знакомство с русской избой, её убранством, печью.
Дети с удовольствием лепят вареники.
-Рисуют костюмы Кубанского казачьего хора.
-Знакомятся с традициями кубанского хлебосольства.
-Надев русские костюмы дети представляют себя настоящими казаками и казачками.
В познавательных беседах, на занятии дети знакомятся с символикой России, Кубани, Краснодарского края.
-Дети активно принимают участие в праздниках, досугах с использованием фольклора.
Родители вместе с детьми с удовольствием участвуют в различных конкурсах творческой направленности.
-Поделка из солёного теста, выполненная семьёй Мяч Алины заняла 2 место в конкурсе «Кубанский сувенир».
Дети старшего возраста посещают музеи, библиотеки, возлагают цветы к памятнику «Погибшим воинам».
В нашем детском саду мы последовательно проводим ознакомление детей не только с казачьим фольклором, но в меру возрастных возможностей дошкольники получают знания об обычаях, традициях, обрядах казачества, знакомим с народными героями. Великими подвижниками земли кубанской. Глядя в глаза детей, которые слушают рассказы о родном крае, мы понимали, что эта информация трогает детские сердца. Они внимательно слушают, активно отвечают на вопросы, но мы чувствовали, малышам чего-то не хватает для полного восприятия информации о своей малой Родине Кубани.
И вот вместе с родителями и воспитателями групп, музыкальным руководителем тесно сотрудничаем, обогащаем развивающую среду, проводим различные мероприятия, досуги, ООД, беседы.
Этнокультурное образование дошкольников очень тесно переплетается с общими задачами воспитательно-образовательной работы. Для педагогов ДОУ был проведён ряд семинаров и семинаров-практикумов по темам : «Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре», «Формирование преемственности между поколениями», «Формирование образа Родины». С родителями группы проводились такие мероприятия:
-вечера встреч, на которые приглашала мам, пап, бабушек и дедушек, где они рассказывали о своём детстве, о своих родителях, предках, о защите Родины в Великую Отечественную войну, о службе в Армии (Советской, Российской);
-досуговые вечера с родителями детей, включающие знакомство с обрядами и традициями своего народа.
Важным моментом в формировании традиций стало совместное проведение русских народных праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Пасха, Рождество. Дети рады таким праздникам.
Продолжая просвещение родителей проводим семинары-практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края». Подготовили консультации на темы: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю», «Отечественные памятники культуры в нравственных основах воспитания», «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости».
На территории детского сада общими усилиями было организовано кубанское подворье: хата казака, изгородь, колодец, скамейка, печь. В «хате казака» представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства
Все фольклорные праздники и мероприятия проходят вблизи или с использованием кубанского подворья.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Наш детский сад продолжает уделять особое внимание сохранению и приумножению казачьих традиций, поскольку живём мы в славном регионе, имеющем глубокие исторические корни. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и кубанских обычаев.