Эльвира Румянцева
Обобщенный опыт работы воспитателя «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта :"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии инициативы и самостоятельности детей младшего дошкольного возраста"
Содержание
Введение…. 3
Актуальность данной проблемы…. 4
Цель и задачи данной работы…. …6
Педагогические принципы…6
Методы и приемы обучения…. 7
Организация развивающей предметно – пространственной среды….8
Работа с детьми…9
Работа с родителями….…10
Публикация «Обобщенный опыт работы воспитателя „Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Вывод…. 11
Список используемой литературы…. 13
Приложения
Введение
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т. к. фантазия детей даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами. Для создания «мозаичного» шедевра подойдёт лист хорошо помятой бумаги. И даже пушистую шубку зайчонку подарит колючая малярная кисть из папиного ящика с инструментами и дешёвая зубная паста. Да как много различных способов для самовыражения маленького фантазёра!
Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.
Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять, по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства.
Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л. С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает», «ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может».
Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением почти всех детей.
Тем самым ребёнок набирается опыта изо - деятельности :
• Учится быть оригинальным
• Учится использовать средства выразительности
• Учится давать оценку своей и чужой деятельности
• Учится проявлять инициативу, самостоятельность
• Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник
Актуальность данной проблемы
В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Актуальность определена следующими проблемами:
1. Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
4. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Исследования российских педагогов и психологов Е. А. Флериной, Н. Г. Сакулиной, Е. И. Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что рисование является неотъемлемой частью развития ребёнка.
Развитию творческих способностей дошкольников уделяется достаточное внимание в комплексных образовательных программах. Одна из них программа «Развитие», разработанная Учебным Центром Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко и др., которую мы используем в практике работы с дошкольниками. Авторы программы предлагают через реализацию задач раздела «Изобразительное искусство» знакомить детей с традиционными способами рисования. Содержание данной программы не имеет вариативности, присутствует однотипность программного содержания НОД, а также постоянство в использовании художественных средств. Это ограничивает возможность активно развивать у детей творческие способности и умения нетрадиционно мыслить, создает определенную шаблонность деятельности. Современному же обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Для полноценной реализации задач на современном этапе необходимо определить и использовать в работе с детьми новые эффективные формы совместной деятельности, способствующие формированию творческой личности в современных условиях.
В связи с этим, использование нетрадиционных изобразительных техник, по нашему мнению, может выступать в качестве одного из важных средств развития творческих способностей наших воспитанников.
Результатами работы должны стать :
- Активность и самостоятельность детей в рисовании
- Умение находить новые способы для художественного изображения
- Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Цель и задачи данной работы
Целью нашей работы стало развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Добиться цели планировалось через реализацию следующих задач:
1. Создать условия в группе для организации творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник
2. Познакомить детей с новыми способами для художественного изображения
3. Сформировать умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности
4. Организовать взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам развития творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Педагогические принципы
Свою работу мы строили с соблюдением следующих дидактических принципов:
• Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме, предусмотрен переход от простых заданий к сложным.
• Принцип гуманистичности – предполагает индивидуально – ориентировочный подход и всестороннее развитие ребенка.
• Принцип связи с жизненным опытом. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка.
• Принцип наглядности наглядности выражается в том, что у детей более развито наглядно – образная память, поэтому мышление опирается на восприятие и представление. Учитывая психологию, возрастные особенности детей младшего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами.
• Принцип поэтапности. Последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий.
• Принцип интеграции. Различные направления образовательной работы и виды деятельности детей. Реализуется через организацию различных форм деятельности : совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей.
• Принцип научности. Дети получают знания о форме, цвете, композиции и т. д.
Методы и приемы обучения
В своей работе используем различные методы и приемы:
- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- игровой метод (это обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр). Использование игровых приёмов, сказочных образов, эффектов неожиданности помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество;
- метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод проблемного изложения (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия. Метод направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.) - частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
- метод сотворчества (создание коллективных работ, экспозиций, объединенных общей темой);
- информационно – рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого);
- эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы, т. е. предлагаем ребенку выполнить ребенку часть работы самостоятельно;
- исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества;
В основу нашей работы положена идея обучения без принуждения, основанная на искреннем интересе ребенка в выполнении задания. Это придает малышу уверенности в своих силах, ставит его в позицию творца. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, могучее дерево, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Организация развивающей предметно – пространственной среды
В группе создана предметно – развивающая среда, которая опирается на принципы, выделенные в нашей работе. Уголок изодеятельности оснащен разнообразным изобразительным материалом, подобран наглядный и информационный материал. Созданы условия для творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами и способами рисования. Для систематизации работы нами так же изготовлены и размещены в функциональном помещении «Изостудия» дидактические игры, которые так же способствуют развитию творческих способностей детей. Их мы применяем в совместной и самостоятельной работе с детьми по реализации задач образовательной области «Художественное творчество».
Развивающая среда играет важную роль в развитии ребенка, поэтому при организации предметно – развивающей среды мы учитывали, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, было доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. В оснащении предметно – развивающей среды активно участие приняли родители. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчёски, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Вышли погулять, присмотрелись, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Организация процесса деятельности с детьми
В нашей работе использовали :
- комплексные занятия - расширение знаний об окружающем мире, эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование техники рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.
- комбинированные занятия - используются традиционные и нетрадиционные техники.
- коллективную и индивидуальную форму работы : детей радуют коллективные занятия, совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что вместе могут создать более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их. Коллективные изображения можно организовывать в разных возрастных группах.
- для самостоятельной деятельности мы стараемся приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляем детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Во многом результата работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в совместной деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Творческая деятельность ребенка станет еще успешней, если педагог оценивает ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание мы уделяем обсуждению детских работ, обязательно вводим в практику анализ работ ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараемся оценивать достижения ребенка в соответствии с его же прежними, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.
Развивая интерес к деятельности, мы стараемся предоставлять детям как можно больше самостоятельности, помогаем в выполнении поставленных задач. В данном случае мы не ставим задачу точно повторить образец, а с его помощью стремимся вызвать у ребенка желание творить самому, изменять, усовершенствовать.
Конспекты разрабатывала с учётом возрастных особенностей детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно- продуктивной деятельности дошкольников, придерживаясь примерного плана:
- создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры- драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);
- изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях показ приёмов изображения);
- доработка рисунка дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства - правильно подобранные нужные цвета, интересные детали); - рассматривание полученной работы (детским рисункам даётся только положительная оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).
Работа с родителями
Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ, целью которых является демонстрация достижения детей. Проводятся консультации, на которых мы рассказываем родителям, как рисовать нетрадиционными техниками, для более глубокого ознакомления предоставляем им памятки о техниках нетрадиционного рисования. Так же организуются семинары – практикумы для родителей, где мы знакомим родителей не только с теоретическими основами нетрадиционных техник рисования, но и принимают активное участие в мастер – классах, с целью повышения своей компетентности.
Родители воспитанников заинтересовались нашей работой. Многие из них стали активными участниками педагогического процесса: участвуют в создании выставок совместного творчества, находят оригинальные идеи для творчества и охотно делятся ими с педагогами группы. Родители участвуют в оформлении предметно – развивающей среды, своими руками изготавливают материал для рисования (тычки, предметы для рисования из бросового материала и т. д.). Многие родители более бережно и с интересом стали относиться к продуктам детского творчества, экспонируют их дома.
Показателем повышения уровня заинтересованности родителей данным вопросом является и тот факт, что дети чаще стали заниматься дома с родителями. Приносят интересные работы и демонстрируют их воспитателям, сверстникам. Что несомненно, является так же отличным средством развития у них начальных ключевых компетентностей.
Вывод
Актуальность и результативность педагогического опыта по развитию творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования выражается в новых подходах, которые раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что – то не получится. Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребенок остается доволен своим результатом, а, следовательно, вовлекается в собственное творчество.
Развитию инициативы и самостоятельности детей способствовали созданные нами условия в изостудии для организации творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник. Это способствовало
более успешному знакомству детей с новыми способами художественного изображения. Нами были сформированы и закреплены умения детей передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах, а так же способствует проявлению инициативности и самостоятельности детей. Наш опыт работы показал, что знакомство с техниками изображения доставляет детям истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно выполнять то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, демонстрируя свой успех.
Литература
1. Алексеевская Н. «Озорной карандаш» Москва, Лист, 1998
2. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
3. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
4. Гудилина С. И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998
5. Доронова Т. Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности»Москва, Школа – Пресс, 2005
6. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
7. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992
8. Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)
9. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
10. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»
11. Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество»
12. Комарова Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду»
13. Копцева Т. А. Методические рекомендации к программе «Природа и художник» Москва, 1994
14. Копцева Т. А. Программа «Природа и художник», Москва, 1994
15. Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004
16. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз - Дидактика,
17. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»»
18. «Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т. С., Москва, Просвещение, 1992
19. «Разноцветные песенки: творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности» Псковский вольный институт сайт
20. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» научный руководитель Безруких М. М.