Ольга Шестакова
Обобщение работы по использованию проектной деятельности в ДОУ
Использование технологии проектной деятельности (далее ТПД) дает возможность педагогам охватить сразу несколько образовательных областей при организации какого-либо одного тематического мероприятия в ДОУ – что обеспечивает объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс. Комплексная подготовка самих педагогов, при реализации проектов, вовлеченность всех участников образовательного процесса (родителей, детей, педагогов) в проект – охватывает задачу по повышению компетенции родителей (законных представителей, педагогов в области образовательного процесса в ДОУ. Данные задачи являются частью нашей образовательной программы и обосновывают выбор в использовании данной технологии. ТПД является результативной в работе со всеми участниками ДОУ, востребованной педагогами и находит положительные отклики у участников образовательного процесса.
Публикация «Обобщение работы по использованию проектной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Проект как совместная познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и направленная на достижение общего результата – был и продолжает свою активность в педагогическом коллективе ДОУ. Практика использования проектов дает возможность активизировать деятельность педагогов в решении образовательных и воспитательных задач с дошкольниками. Самое ценное то, что совместное реализация проекта, помогает снизить эмоциональное выгорание педагогов, выработать самостоятельный взгляд на проблему и выстроить партнерские отношения между участниками проекта.
Суть и тематика представленных проектов предполагают объединение педагогов для воплощения творческих идей, путем реализации цели.
Проекты, проводимые в методической деятельности ДОУ, возникали исходя из анализа работы педагогов и годовых задач. Они носили образовательный характер и являлись средством систематизации знаний педагогов и передача их начинающим коллегам в разных формах (обобщение опыта работы на педагогических советах, открытых показах, семинарах-практикумах). Использование проектной технологии в работе воспитателей, результативное проведение общесадиковских проектов – является результатом методической работы.
Ценность использования проектов в ДОУ, имеющийся опыт педагогов - обусловили проведению проекта «Работа ДОУ по методу проектов». В детском саду ежегодно педагогами проводятся много проектов по разным направлениям развития дошкольников. Проект предполагал охватить разные направления методической работы с педагогами, поэтому мероприятия были запланированы образовательного и информационного направлений. На этапе подготовки к проекту проводился анализ плана и предполагаемых результатов методической работы. Предварительно изучались имеющиеся знания педагогов с помощью анкеты (Проектный метод в ДОУ, листа самооценки. В ходе анализа результатов анкетирования, стали видны вопросы для систематизации знаний педагогов: необходимость соблюдения единства структуры проектов, выделение проблемы и соответственно, составление плана реализации проекта. Эти вопросы с педагогами рассматривали на консультациях и пятиминутках. Для удобства контроля выполнения мероприятий по проекту, создавался планер мероприятий и чек – лист, в котором отмечался ход выполнения и результаты запланированных мероприятий. На основном этапе проекта проходила работа над созданием образовательных проектов. Педагоги, применяющие в своей работе проектную технологию, вошли в состав проектной группы, для создания рекомендаций и анализа разработок-проектов. Совещание педагогов проходило в форме мастер класса «Мой самый удачный проект», обсуждения за круглым столом «Проект за и против», где происходил обмен опытом применения проектов. Участники таких встреч не скрывали своих ошибок, находили пути их разрешения. В ходе реализации проекта совместно были составлены проекты для ДОУ : Мы из Республики Коми, Мы за здоровье – это общесадиковские проекты. Педагоги, моделируя проекты, искали эффективные методы и приемы взаимодействия с детьми, средства решения проблемы проекта. Так систематическая работа воспитателей по оздоровлению детей (оздоровительные прогулки, спортивные праздники, традиции) стала решением проблемы по оздоровительному проекту. Анализ работы по приобщению детей к культуре Коми народа – послужил составлению мероприятий с детьми по проекту Мы из Республики Коми. Индивидуальные консультации, моделирование проектов –все это позволило перейти на другой этап изучения проектной технологии. Педагоги имели уже представления как составить проект, как связать его с интересами и потребностями детей. Некоторые проекты педагогов выставлялись на конкурсы разных этапов.
Проект «Система работы в ДОУ по приобщению к культуре Коми края» - охватил достаточное место в методической деятельности и имел хорошие результаты. Создание проекта обусловлено необходимостью обобщения знаний педагогов по созданию условий для приобщения детей к культуре Коми края. Проект организован по запросу педагогов для введения единых ориентиров познавательной деятельности по данной теме. Результат был достигнут – в ДОУ разработали и провели мероприятия с детьми и повысили компетентность педагогов по приобщению детей к культуре Коми народа. В ходе консультаций, совместных обсуждений с педагогами была выстроена программа мероприятий с детьми, анализ форм организаций и применяемых методов приобщения детей к культуре Коми народа. Активными формами организации работы с педагогами стали организация открытых мероприятий (Совместная деятельность с детьми по приобщению к культуре родного края, работа творческой группы. Эти формы помогли раскрыть творчество педагогов: на открытых показах демонстрировались пособия, способы их использования для работы с детьми. Помогли раскрыться пассивным педагогам: совместная работа в творческой группе с опытными педагогами. Проект помог создать эмоциональную комфортную обстановку для получения педагогами нового опыта. Работа в парах – анализ совместной работы, обсуждение в форме круглого стола – ставили педагогов в ролевые ситуации, где участники обсуждали, смеялись, анализировали и узнавали что-то новое. Для меня результатом проекта стало раскрытие новых качеств педагогов, их желания к творческой деятельности.
Проектная деятельность в ДОУ используется большинством педагогов. В группах ежегодно проводятся исследовательские, творческие проекты. открыть На семинарах-практикумах, пед. советах – педагоги презентуют свои проекты, наряду с другими технологиями, анализируют результативность своей работы и достижений детей.
Для педагогов ТПД помогла углубить, расширить свои знания и возможности работы с детьми, нахождению новых форм организации совместной деятельности, работы с родителями. Были проекты, в которых воспитателям приходилось менять запланированные мероприятия с детьми, т. к. дети подхватывали идею и вели в своем направлении. Это говорит об умении анализировать и быть гибким в своей работе. Эти качества воспитателей и являются положительным результатом применения проектной деятельности.